РЕМОНТ И СЕРВИСТЕСТ-РЕМОНТ NISSAN TIIDAВИЗИТНАЯ КАРТОЧКАПревосходя ожиданияЗОНА КОНТРАСТОВNissan TiidaДебют состоялся в 2004 году в Японии. КУЗОВА: седан, 5-дверный хэтчбек. ДВИГАТЕЛИ: бензиновые, 1,6 л, 110 л.с.; 1,8 л, 126 л.с. КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ: М5, М6 или А4. ПРИВОД: передний. КОМПЛЕКТАЦИИ: Comfort, Elegance, Tekna. ЦЕНЫ В НОЯБРЕ 2009 ГОДА: 702 300–812 850 руб.Слоган из рекламного ролика «Ниссана» в полной мере относится и к трудоемкости обслуживания «Тииды», убедился Игорь Козлов. Фото Константина Якубова.анте с АКП) вполне удобный. Поменять воздушный фильтр – запросто: снял крышку, нажав на две защелки, да и вынул старый элемент. Новый, даже если захочешь, неправильно не поставишь. Крышка тоже ложится только в одном положении, а заодно прижимает каркас фильтра к корпусу – здорово! И ведь проще, чем на предшественнице.Многие свыклись с тем, что более современную машину обслужить сложнее, нежели предшественницу, – таковы издержки прогресса. Взглянув под капот «Тииды», поначалу так не скажешь. Компоновка не хуже, чем у «Алмеры» (она стала героиней этой рубрики в ЗР, 2009, № 9), доступ ко всем горловинам и щупу (щупам – в вари138 За рулем 01/2010Но вот решил поменять свечи. Привычно открутил два болтика декоративной накладки двигателя, сдернул ее, преодолев хватку двух резиновых буферов... А свечки-то под впускным коллектором, и его тоже надо снимать. Малоопытный автолюбитель, скорее всего, вернет накладку на место и отправится в автосервис ближайшего дилера. Уверенному же в собственных силах нужно заранее запастись свечной головкой «на 14» (столь экзотический инструмент еще поискать), прокладками коллектора, дроссельного узла и клапана вентиляции адсорбера – они, как уверяет производитель, одноразовые! Впрочем, по опыту, их можно использовать повторно, но лишь уцелевшие при демонтаже и не более чем один раз. Вынув два пистона, отсоединяем воздухоприемник и, ослабив хомуты, снимаем гофрированный патрубок дроссельного узла вместе со шлангом вентиляции картера. Теперь, сжав пластинчатый хомут, отсоединяем от коллектора шланг вакуумного усилителя тормозов. Он сидит на штуцере довольно плотно, поэтому, если от руки не идет, нужно аккуратно подцепить его отверткой. Выворачиваем два самореза и снимаем клапан вентиляции адсорбера (постарайтесь не потерять уплотнительное колечко). Далее откручиваем болты крепления дроссельного узла и отводим его в сторону. Остается вывернуть крепеж коллектора: два болта на клапанной крышке и пять – на головке блока. Вот теперь осторожно, стараясь не повредить прокладку, снимаем «паук» вместе с кронштейнами, открывая тем самым доступ к индивидуальным катушкам. Отсоединив разъемы и отвернув крепеж, вынимаем их из колодцев и наконец-таки выкручиваем свечи. Собираем в обратной последовательности. Новые свечи затягиваем моментом 20 Н·м, не менее, но главное – не более, иначе могут обломиться! Катушки – 7 Н·м, болты коллектора – 28 Н·м, от центра к краям. Момент затяжки болтов кронштейнов коллектора и дроссельного узла – 10 Н·м. Но это еще не конец. Бывает, после замены свечей обороты холостого хода «уходят» – как правило, становятся больше. Чтобы вернуть их в норму, нужен сканер для калибровки дроссельного узла – согласно регламенту это обязательная процедура. Вот теперь и решайте, стоит ли самому менять свечи. Другое дело, если нужда заставит. Двойка за трудоемкость этой операции в итоговой таблице – пожалуй, даже завышенная оценка. Привод ГРМ здесь цепной – хоть одной заботой меньше. Зато поликлиновый ремень – без автомата натяжителя. И это минус, ведь при недостаточном навыке ремень можно недотянуть (и он будет проскальзывать) или перетянуть (тогда быстро вый-дут из строя подшипники агрегатов). Хорошо, хоть регулировочный винт есть – его головку нащупаете под генератором. С заменой масла в двигателе хлопот немного, особенно если на машине нет дополнительной защиты моторного отсека. К фильтру удобно подобраться снизу, а отвернуть его, если не пойдет от руки, можно любым из известных съемников – места предостаточно. Масло в МКП сливаем через пробку, расположенную по центру картера между внутренними ШРУСами, она под четырехгранник «на 9». Ключ редкий, но его несложно сделать, например, из хромованадиевого болта М12, обработав грани на наждаке. Заливная (она же контрольная) пластиковая пробка-барашек расположена в передней части картера. Разумеется, менять масло лучше на прогретом агрегате. Отработку из АКП сливаем в мерную емкость – чтобы через трубку щупа залить столько же свежего масла. Уровень проверяем, как и положено по инструкции, в режиме Р и при работающем двигателе. Фильтр дилеры не меняют, считают его вечным, к тому же регламентом замена не предусмотрена. Если все же надумаете поменять элемент, снимите поддон, открутив его крепеж. При сборке нанесите на привалочную поверхность тонкий слой герметика. Именно тонкий, примерно около 1 мм. Ведь излишки выдавятся и попадут внутрь картера, а если такая «сопля» оторвется и закупорит масляную магистраль, ремонт влетит в копеечку. Топливный фильтр по регламенту тоже не меняют. Спорное решение, но производитель уверяет, что перебоев с топливоподачей не будет... Это он в России не жил. Прежде чем менять охлаждающую жидкость, дайте ей немного остыть и обязательно стравите давление в системе – отверните и вновь поставьте на место пробку заливной горловины радиатора. Иначе рискуете обжечься и расплескать антифриз – сливного краника-то нет. Жидкость из блока сливаем через пробку под выпускной трубой второго цилиндра, из радиатора – через пластиковую пробку нижнего бачка. Порядок замены тормозной жидкости обычный, о нем мы неоднократно рассказывали. Напомним: старую жидкость выгоняем через штуцеТЕКУЩИЙ МОМЕНТНЕКОТОРЫЕ РАБОТЫ ПО ЗАМЕНЕНаименование позиции Масло в двигателе, масляный фильтр Воздушный фильтр Фильтр салона Топливный фильтр Свечи зажигания (платиновые) Ремень привода навесного оборудования Масло в МКП/АКП Антифриз в системе охлаждения Жидкость в приводе тормозов Периодичность, тыс. км (лет) 15 (1) 30 30 –* 30 –** 90/60 90 (6)*** 30 (2)*По регламенту замене не подлежит. **Контроль состояния каждые 15 тыс. км, замена по состоянию. ***Первая замена. В дальнейшем – через 60 тыс. км или четыре года.ПРИМЕРНАЯ СТОИМОСТЬ НЕКОТОРЫХ ЗАПЧАСТЕЙ У ДИЛЕРОВЗапчасть Крыло переднее Накладка бампера переднего Блок-фара Капот Фильтр масляный/воздушный/ салонный Свечи зажигания (комплект) с прокладками коллектора и дроссельного узла Ремень поликлиновый Тормозные колодки передние/ задние Цена, руб. 10 600 13 430 14 360 18 960 400/1230/1770 3990 1630 3630/2030ПРИМЕРНАЯ СТОИМОСТЬ НЕКОТОРЫХ РАБОТ У ДИЛЕРОВРабота Компьютерная диагностика двигателя Замена масла и фильтра двигателя Замена фильтра воздушного/ салонного Замена свечей зажигания Замена ремней навесных агрегатов Замена охлаждающей жидкости Замена ламп в фонаре (хэтчбек) Замена тормозных колодок передних/задних Нормочас Цена, руб. 1020 820 410/410 1430 820 1020 410 1230/1230 2050ры прокачки колесных механизмов, предварительно создав в бачке небольшое (0,5 атм, не более!) давление. Дилеры используют для этого специальную установку. А в гаражных условиях можно поступить так. Пробиваем в пробке бачка отверстие диаметром 12 мм и вставляем в него вентиль от бескамерного колеса. Заполнив лабиринт в крышке герметиком, давление создаем шинным насосом. Только не забудьте удалить герметик по окончании работ!За рулем 01/2010 139 РЕМОНТ И СЕРВИС | ТЕСТ-РЕМОНТ NISSAN TIIDAДаже умышленно поставить воздушный фильтр вверх ногами или перепутать положение крышки не получится – в конструкции предусмотрена «защита от дурака».Сняв пластиковую накладку двигателя, можно лишь коекак проверить свечу четвертого цилиндра. К остальным не подобраться – мешает впускной коллектор.При замене свечей поменяйте все прокладки и выдержите нужные моменты затяжки. Возможно, тогда удастся избежать визита к дилеру для калибровки дроссельного узла.Калибровка: мотор прогревают до рабочей температуры и запускают программу. Итог: обороты холостого хода снижены с 870 до положенных 650 об/мин.Вид на моторный отсек снизу: на пробку АКП указывает стрелка, пробка радиатора обведена кружком. Обратите внимание: доступ к масляному фильтру двигателя удобен для ремонтника. Чтобы снять колодку с патрона лампы габаритного света, надо нажать на этот фиксатор (стрелка). Будь проводка чуть длиннее, патрон можно было бы вынуть без разъединения.Прежде чем крутить регулировочный винт натяжителя поликлинового ремня, ослабьте крепеж натяжного ролика. Крепеж здесь не виден, но он там, куда указывает стрелка.В четыре руки пытаемся сдернуть фонарь с фиксаторов. А каково одинокому путнику, решившемуся самостоятельно заменить перегоревшую лампу?Перед установкой салонного фильтра сложите гофры с той стороны элемента, где нет каркаса, при этом часть, противоположная крышке, должна выгнуться дугой...…а эту часть вставляем в лючок отопителя и лишь затем, приподняв, вдвигаем фильтр до конца. Устанавливая бардачок, проверьте, на месте ли закладные пластины.140 За рулем 01/2010 ОЦЕНКА ТРУДОЕМКОСТИ ОБСЛУЖИВАНИЯ*Название операции Замена масла в двигателе Замена воздушного фильтра Замена свечей зажигания Замена ремня навесных агрегатов Замена ОЖ двигателяОписание операции Итоговая оценкаХороший доступ к фильтру, удобный щуп Придется снимать дополнительную защиту моторного отсека (если установлена) Не нужен инструмент Недостатков нет Хвалить не за что Надо снимать впускной коллектор и менять его прокладки, нужен сканер Простая схема укладки ремня Нет автомата натяжителя, для контроля натяжения нужен частотомер В системе есть две пробки Жидкость сливается неорганизованно Приемлемый доступ Сливная пробка под ключ редкого размера Вполне привычная конструкция Нет крепления дисков к ступицам Удобное размещение Надо снимать бардачок, слегка мешают трубки испарителя Приемлемый доступ к лампам головного света и поворотников Короткая проводка, тугая посадка патронов габариток Хвалить не за что Надо снимать подкрылок, много крепежа Хвалить не за что Надо снимать фонари, тугие фиксаторы4 5 2 4 4 3,5 4 4 3,5 3 2,5скрипных и теплоизолирующих пластин и смажьте высокотемпературной смазкой посадочные места колодок и пальцы. Единственное неудобство – тормозные барабаны не имеют дополнительного крепления к ступицам, отчего, когда устанавливаешь колодки, они сдвигаются с посадочного места. Впрочем, с этим можно мириться. Момент затяжки колесных гаек – 120 Н·м. Менять лампы головного света и передних поворотников не сложно – доступ к ним более-менее удобный. А вот с габаритками, установленными в отдельных секциях, провозитесь. Беда в том, что производитель сэкономил 20 см провода. Из-за этого вынуть патрон, не отсоединив разъем, невозможно. А отсоединять на ощупь крайне неудобно – надо заведомо знать принцип фиксации. Мало того, и при снятом разъеме вывернуть патрон из фары трудно – ухватиться не за что. С противотуманками и того хуже – приходится отсоединять переднюю часть подкрылка, а он обычно весь в грязи. Одно дело, когда новенькая машина висит в теплом боксе на подъемнике, и совсем другое – когда лампочку придется менять в холод и слякоть, прямо на дороге. Впрочем, доехать можно и без противотуманок. Но это ничто в сравнении со сложностями с фонарями. Чтобы поменять в них лампы, фонари надо снять, а здесь свои трудности. Нужен помощник: фиксаторы очень тугие, колпаки гладкие и скользкие. А при установке фонаря на место можно выронить гайки из трубчатого ключа… Где-то я это уже видел. Ах да, на отечественной «четверке»! Придуманный тогда нехитрый прием и теперь пригодился: накрыл гайку кусочком ветоши и через нее с определенным усилием вставил ключ. Продев этот «бутерброд» через отверстия в кузове (они прикрыты заглушками в обивке багажника), наживляю гайки и только потом вынимаю ключ. Крепеж на месте! Да радоваться рано: как ни старался, зазор между фонарем и крылом «ушел», причем довольно заметно. Сами убедились, что и вправду «машина превзошла ожидания», особенно по части замены свечей. Так, глядишь, вскоре и пепельницу без помощи дилера не почистишь. Благодарим московскую компанию «GENSER на Лобачевского» за помощь в подготовке материала.За рулем 01/2010ОПЯТЬ ДВОЙКА?Замена масла в МКП Замена тормозных колодок Замена салонного фильтра Замена ламп в основных фарах Замена ламп в противотуманных фарах Замена ламп в фонарях*Авто с мотором HR16 (1,6 л) и МКП в сравнении с «Ладой-Приора», трудоемкость обслуживания которой условно оценена в четыре балла по пятибалльной шкале (ЗР, 2008, № 1).С тормозными колодками тоже ничего необычного: откручиваем болт нижней направляющей суппорта, по-ворачиваем его относительно верхней – и доступ открыт. Обязательно удалите продукты износа с противо-141