134
135
ТЕХНИКАVOLKSWAGEN BLUEMOTIONРыцари экологииОни почти не отличаются от обычных машин. Их сила заключается в их слабости. За рулем «фольксвагенов» семейства «БлюМоушн» за граммы топлива боролся Дмитрий Федоров. Фото автора.Успех тренда «БлюМоушн» обусловлен его простотой. Как из обычного «Фольксвагена» сделать сверхэкономичный? Берем за  основу наиболее доступную (а  значит, легкую) комплектацию той или  иной модели, оснащаем наименее форсированным дизелем, снабжаем дополнительным аэродинамическим пакетом и  другими энергосберегающими технологиями. И  – вуаля!  – получаем очередной «БлюМоушн». Вот так, без больших финансовых и технических затрат, были созданы появившиеся четыре года назад автомобили, способные по экономичности поспорить с  гораздо более изощренными гибридами. Вот сейчас я еду на вроде бы обычном «Гольфе», но рекламная надпись на  капоте гласит, что расходует он на  сотню всего 3,8  л дизтоплива, а выбросы двуокиси углерода снижены до  99  г/км. Гибридная «Тойота-Приус» еще больше позеленеет от  злости, ведь ее заявленный средний расход составляет 3,9  л/100  км. А  ведь еще два года назад аналогичная версия «БлюМоушн» на базе предыдущего «Гольфа» потребляла (по  паспорту) 4,5  л горючего на 100 км и выбрасывала СО2 119 г/км. За  дополнительную экономию отдельное спасибо новому двигателю. Раньше «Гольф БлюМоушн» оснащали 1,9-литровым турбодизелем, а  теперь под капотом тихо тарахтит мотор объемом 1,6  л. Несмотря на  меньший литраж, он выдает те же 105 л.с. и 250 Н·м, причем максимум крутящего момента остался в диапазоне 1500–2500 об/мин. С тягой особых проблем нет – автомобиль уверенно набирает ход, едва стрелка тахометра переваливает за  1000  об/ мин. Да и потом, несмотря на первоначальный скепсис, езда на  экономном «Гольфе» совершенно не оставляет впечатления ущербности. Разве что старомодности: пятиступенчатая ручная коробка с  растянутыми тремя верхними передачами позволяет не  суетиться с  переключениями – мотор и  так спокойно вытягивает автомобиль. Но  малолитражный дизель с  залитым в  него маслом низкой вязкости и  пониженными оборотами холостого хода  – лишь одна, хотя и  наиболее весомая составляющая сущности «Гольфа БлюМоушн». Стандартная машина с таким мотором расходует 4,5  л горючего на 100 км. Откуда берутся еще 0,7 л экономии? Примерно 20% в  копилку приносят подсказки об  оптимальной смене передач: в верхней правой части дисплея бортового компьютера высвечива-ОТВЕТ ГИБРИДАМ134 За рулем 01/2010 ются цифры со стрелками. Электроника рекомендует переключиться вверх, если двигатель раскрутился до  1700  об/мин, или вниз, когда стрелка тахометра упала ниже 1000. На холостом ходу, когда мотор прогрет, аккумулятор достаточно заряжен, а водитель не включил климатконтроль на полную мощность, в  дело вступает система «старт-стоп». Встал на  светофоре, вышел в  «нейтраль»  – двигатель глохнет. Снова выжал педаль сцепления – завелся. По поводу разрядки аккумулятора при частых остановках можно не беспокоиться, поскольку на  «Гольфе БлюМоушн» предусмотрен режим рекуперации: когда автомобиль замедляется, кинетическая энергия преобразуется в  электрическую, которая идет на подпитку батареи. Внешне, помимо именных табличек, «БлюМоушн» отличается аэродинамическим обвесом. Облицовка радиатора, бамперы и накладки на пороги повторяют обводы спортивного пакета R-line, а  антикрыло на  дверь задка машине подарила заряженная версия «Гольф  GTI». Вентиляционные отверстия в  передней части уменьшены до  разумного минимума. Вместе с  дополнительными обтекателями, прикрывающими агрегаты под днищем, и  уменьшенным на  15  мм клиренсом все вышеперечисленное заметно снижает аэродинамическое сопротивление на  высоких скоростях и  приносит еще несколько процентов экономии. Не стоит забывать и о покрышках с малым сопротивлением качению. Список дополнений по  сравнению с  обычным «Гольфом» внушителен. Но есть ли от них реальная польза? Увы, за сотню с небольшим километров пробега мне так и не удалось добиться заявленного расхода топлива. Мой личный рекорд  – 4,6  л/100  км. «Не  горячись, – успокаивал я себя, – дождь, полдороги ехал с  включенным кондиционером, везде вялый трафик, на  плавный режим движения ни  разу так и не вышел». Да, в столь неблагоприятных условиях 4,6 л для хэтчбека гольфкласса – очень хороший результат.ОН СМОГ!Для автомобилей «БлюМоушн» даже разработали специальную окраску – в соответствующих голубых тонах. Но навязывать ее покупателям не будут.Попытки достичь минимального расхода топлива – не менее увлекательное занятие, чем сжигание покрышек в уличных гонках.Вот таков средний расход топлива «Гольфа» за пробег в 100 км с лишним. Обратите внимание, стрелка топливомера даже не сдвинулась с места: бак полный. Голубые вставки в обивке кресел – единственная оригинальная деталь в интерьере «Гольфа БлюМоушн». 1,6-литровый 105-сильный турбодизель можно найти под капотом как «Гольфа», так и «Пассата».Вторым был «Пассат» с  таким  же 1,6-литровым турбодизелем и  полным набором вышеперечисленных экотехнологий, разве что без заниженной подвески. Прежде «Пассат БлюМоушн» оснащали, как и  «Гольф», 1,9-литровым мотором – средний расход топлива большого седана (или универсала)За рулем 01/2010 135