124
125
126
127
ТЕХНИКАРАЗРАБОТКИ BMWСветло, тепло, уютноДля инженеров БМВ догм не существует – в очередной раз убедился Дмитрий Федоров, когда побывал в Центре перспективных разработок баварской компании. Фото БМВ.ТОЧЕЧНЫЙ ОГОНЬМеня завели в  абсолютно темную комнату. С  трудом различил автомобиль. К  чему напустили таинственности? К  тому, что только в  кромешной тьме можно оценить новую концепцию подсветки интерьера. Правильное освещение салона, по мнению баварцев, имеет громадное значение для эмоционального восприятия машины. В  1994  году БМВ 7-й серии одним из  первых получил скрытую подсветку определенных участков интерьера, усиливающую представление о  нем как об автомобиле высокого класса. Сейчас подобные эффекты не  удивят и владельцев гораздо более простых авто.Тему скрытой подсветки баварцы развивают. Новое направление назвали так: «правильный свет в  правильное время». Допустим, машина получила сигнал о  приближении хозяина. Тотчас зажигаются огоньки, подсвечивающие потолок и  стойки кузова,  – создается образ просторного, уютного автомобиля. Откроешь дверь  – картина меняется: загораются подсветки сиденья, порога и  панели двери. Стоит дверь изнутри захлопнуть, свет перемещается на  руль и пространство вокруг панели приборов: пора заводить мотор. Начал движение – едва заметные лучи обрамляют водительское место, создавая ощущение надежного кокона... В  БМВ считают, что в  темное время полно-стью отключать рассеянную иллюминацию салона не  следует. Свет, падающий на панель приборов, сглаживает обычно резкую границу между светом и тенью – и водитель быстрее адаптируется к  условиям езды в  темноте, его меньше ослепляют фары встречного транспорта... Описанная концепция  – лишь первый шажок к  формированию совершенно нового ощущения машины. А баварские инженеры уже задумываются о  создании атмосферы в  салоне, соответствующей различным условиям езды – по автобанам, обычным дорогам или в городе. Больше того, хотели бы изменять освещение и в зависимости от времени суток, времени года и даже настроения водителя.124 За рулем 01/2010 Точечная подсветка определенных частей интерьера способна кардинально изменить восприятие автомобиля.СИДИТЕ СМИРНО!Автомобильное кресло, казалось бы, уже доведено до совершенства. В наиболее сложных конструкциях встроенная вентиляция, массажная установка, до  18  электромоторов, обеспечивающих всевозможные регулировки для формирования удобной посадки человека за  рулем... Весят такие сиденья под 40  кг, а  четыре пассажирских «трона»  – значительная часть общей массы автомобиля. В  БМВ решили действовать кардинально  – создать принципиально новые кресла: облегченные, но  не  уступающие традиционным по  уровню комфорта и безопасности. Первый пример  – так называемое бионическое сиденье. Принцип подсмотрели у  рыбьих плавников: «спинной хребет» кресла состоит из  двух гибких пластин, соединенных подвижными перемычками, при нажиме на пластины они огибают точку приложения силы.Под нагрузкой спинка плавно изгибается, возникает практически самый плотный контакт с  позвоночником по  всей его длине. И  подголовник всегда максимально приближен к  затылку. Что этим достигается? Чем быстрее ускоряется автомобиль, тем крепче, теснее «объятия» кресла и пассажира. Постоянный контакт тела с  подвижной частью сиденья улучшает кровообращение в  мышцах спины, иначе говоря, проводится их массаж. Боковая поддержка у бионического кресла  – только в  самых ответственных местах: в  области плеч и  поясницы. А  значит, происходит естественная вентиляция спины. Потому седок не столь интенсивно потеет, как в  традиционном кресле. За  счет особенностей конструкции водительского сиденья удобно и  задним пассажирам  – просторно их ногам. И едва ли не главный результат – масса биосидений меньше, чем у традиционных, на 20%.Силовые агрегаты в «термосе» появятся на серийных БМВ в ближайшие несколько лет.На правах рекламы ТЕХНИКА | РАЗРАБОТКИ BMWНадувной матрас для надежной и бережной транспортировки раненых дал толчок к созданию так называемой пространственной комфортной оболочки. Пока это прототип, но он уже способен обволакивать человеческое тело с любыми особенностями строения. Чем интенсивнее ускорение, тем плотнее бионическое сиденье обнимает водителя.Другая любопытная разработка  – так называемая пространственная комфортная оболочка. Ее  концепцию конструкторы переняли у надувных спасательных матрасов для транспортировки людей с  серьезными травмами. Это кресло анатомиче-ской формы, состоящее из множества воздушных камер. Когда водитель усаживается, под тяжестью его веса воздух из  сиденья частично стравливается, а  затем камеры, расположенные по  контуру тела, надуваются – и  седок устойчиво фиксируется на  рабо-чем месте. В будущем управление клапанами пневмоподушек поручат электронике  – ей доверят регулировать давление в  каждом элементе в  зависимости от продольных (при разгонеторможении) и  поперечных (в  поворотах) ускорений, угла поворота руля,Пока мощность термогенераторов, объединенных с выпускной системой (продолговатая коробка на левом фото), составляет 250 Вт. Через несколько лет, когда их встроят в нейтрализаторы (правый снимок), отдача возрастет вчетверо.126 За рулем 01/2010 скорости. В  такой конструкции просто обеспечить и  функцию встроенного массажа, легко корректировать положение поясничной и  боковой поддержек. Таким образом, благодаря пневматике отпадает надобность во  множестве электроприводов, отчего, по  предварительным прикидкам, масса кресла снижается вдвое.ВАРЕЖКА ДЛЯ МОТОРАТепло – и друг, и враг двигателей внутреннего сгорания. В  прежние времена конструкторы боролись с  перегревом мотора, а  теперь все силы бросили на  то, чтобы полезно использовать так называемую паразитную тепловую энергию – она образуется при работе мотора, но не участвует напрямую в движении автомобиля. А ее доля даже в самых совершенных агрегатах составляет не меньше двух третей суммарного объема энергии, полученной при сжигании топлива. Использовать паразитное тепло можно несколькими способами. Наиболее простой  – заключить двигатель в  термоизолирующую капсулу, долго сохраняющую температуру. А  раз двигатель медленнее остывает, то  потребуется меньше времени и  топливана  последующий прогрев. Результат «пеленания»  – после 12  часов стоянки мотор охлаждается всего до  40ºС, а ведь каждый нерастраченный градус температуры дает экономию топлива в 0,2%. И потом, двигатель в капсуле вряд ли перегреется. Разработчики использовали в  эксперименте кроссовер БМВ-Х5: перед радиатором установили активные жалюзи, открывающие путь воздуху при движении, но надежно прикрывающие переднюю часть моторного отсека на стоянке. Другие технологии использования паразитного тепла не  менее любопытны и эффективны. Всем известно, как долго прогреваются дизельные двигатели, потому-то в  систему отопления салона некоторые производители встраивают электрический нагреватель. Баварцы нашли альтернативу – установили теплообменник, отбирающий тепло у  выхлопной системы. И  это принесло экономию в  пределах 1  л топлива на 100  км пробега. Теплообменники можно использовать и  в  автомобилях с  бензиновым мотором, скажем, для разогрева масла в коробке передач. Сейчас в  Центре перспективных разработок БМВ пытаются соз-дать термогенератор, вырабатывающий электричество непосредственно из  тепла. Устройство использует эффект Зеебека: в  замкнутой цепи, состоящей из  разнородных проводников, возникает электродвижущая сила, если в  местах контактов поддерживаются разные температуры. В данном случае в  роли горячего элемента выступает выпускная система, холодного  – охлаждающий контур рециркуляции выхлопных газов. Мощность элегантно встроенной в  двигатель «электростанции» уже сейчас составляет 250  Вт  – это половина того, что требуется седану 5-й серии в  повседневной эксплуатации. В  компании планируют поставлять на конвейер такие системы в ближайшие годы. В более далеком будущем появятся термогенераторы, встроенные в каталитический нейтрализатор системы выпуска. Нам показали один такой образец. Вначале, отбирая энергию от  аккумулятора, он разогревает соты до  эффективной температуры и  благодаря этому снижает объем вредных выбросов холодного мотора. А как только двигатель выйдет на рабочий режим, начинает преобразовывать тепло в электроэнергию.За рулем 01/2010 127