ТЕХНИКАОБОЗРЕНИЕ ЭМБЛЕМЫА во лбу звезда горитУкрашающая капот или облицовку радиатора эмблема – не просто символ, по которому определяют марку автомобиля. Как правило, в фирменном знаке заключен скрытый смысл. Расшифровать его взялся Дмитрий Федоров.Едва отпочковавшись от конных экипажей, самобеглые коляски стали быстро совершенствоваться, уже к началу XX века в мире появились сотни автомобильных компаний и марок. Возникла необходимость их идентифицировать. Тем более что на заре автомобилестроения машины внешне мало чем отличались одна от другой. Вначале принадлежность автомобиля к той или иной фирме обозначала именная табличка, приклепанная к раме или кузову. Похожим образом маркировали все промышленные изделия – от паровозов до станков. Однако вскоре стало ясно, что автомобиль – продукт иного рода: придает владельцу некий статус, который отождествляется с маркой. Поэтому каждая компания пыталась создать оригинальный символ, позволяющий мигом выделить ее машины. Так родилась культура автомобильных эмблем. Поначалу многие фирмы обходились названиями, размещенными на радиаторе. Отдельные проявления этой прямолинейной манеры встречаются и сейчас: к примеру, знаменитый голубой овал «Форда» или возрожденная в последние годы историческая эмблема ФИАТа. Хотя с точки зрения маркетинга хуже варианта не придумаешь. Ведь в эмблемах-надписях нет идеи, то бишь креатива, это клеймо откровенно массового товара. Недаром, когда японские и корейские фирмы решили уйти от имиджа производителей ширпотреба, они первым делом убрали со своих машин надписи и заменили их символами. Не будем рассказывать о происхождении торговых знаков давно забытых фирм – ограничимся хорошо известными символами автомобилей нашего времени. За каждым обязательно скрывается любопытная история. Кто не знает легендарную трехконечную звезду, заключенную в круг, – символ старейшей в мире марки «Мерседес-Бенц»! Хотя старейшей ее118 За рулем 02/2010 ОТЦЫ-ОСНОВАТЕЛИДолго бытовало мнение, что массовому продукту вычурная эмблема ни к чему. Так до сих пор считают «Форд» и ФИАТ. Эти товарные знаки знает весь мир: «Мерседес-Бенц» и «Роллс-Ройс».можно назвать условно: она образовалась после слияния в 1926 году фирмы «Даймлер», выпускавшей машины марки «Мерседес», и предприятия «Бенц». У истоков союза стояли изобретатели автомобиля – Готлиб Даймлер и Карл Бенц. Первый был ярым пропагандистом двигателей внутреннего сгорания собственного производства и применял их где только удавалось: в автомобилях, лодках, дирижаблях. Отсюда и трехконечная звезда, символ единения трех стихий – земли, воды и воздуха. Правда, на машинах она появилась только в 1909 году, спустя девять лет после смерти Даймлера. При слиянии двух фирм эмблемы объединили – так звезда «Мерседеса» вписалась в круг с лавровым венком компании «Бенц». Этот знак и по сей день венчает капоты легковых машин фирмы, а его упрощенный вариант, сочетание обычного круга со звездой, стал символом всего автомобильного отделения концерна. Еще одна реликвия мирового автопрома – практически не изменившаяся за столетие эмблема «Роллс-Ройса». Две буквы R в ее центре – инициалы основателей фирмы: предпринимателя и авиатора Чарльза Роллса и конструктора Генри Ройса. Отредактировали эту художественную миниатюру единственный раз, в 1933-м: красный цвет надписей заменили черным. Но, вопреки распространенному мнению, не в знак траура по скончавшемуся в том же году Ройсу. Просто излишне яркий цвет эмблемы раздражал клиентов, заказывавших строгий черный кузов.СОШЕДШИЕ С НЕБЕСЖизненные пути двух детищ ХХ века – автомобиля и аэроплана – часто пересекались. Так, по окончании Первой мировой войны вышли в свет по меньшей мере две знаменитые автомобильные марки, в чьих эмблемах нашла отражение тема авиации. По условиям Версальского мира побежденная Германия впредь не имела права производить самолеты и детали Авиационные корни – у немецкого БМВ и английского «Бентли». Нечаянный последователь своего земляка – «британец» «АстонМартин».основателя другой известной фирмы – Уолтера Оуэна Бентли. Он прославился в годы войны разработкой удачных авиационных моторов радиальной компоновки с алюминиевыми поршнями. А после организовал компанию, строившую роскошные и непобедимые гоночные автомобили. Символ с изображением крыльев использует и другой английский производитель элитных машин – «АстонМартин». Многие исследователи сходятся во мнении, что появившаяся в 1927 году его эмблема скопирована с фирменного знака «Бентли». Доля истины в этом есть: к тому моменту репутация детища Уолтера Бентли была несокрушима, чего не скажешь о постоянно терявшем деньги и владельцев «Астоне».ИЗ-ПОД ТОПОТА КОПЫТ«Феррари» и «Порше» издавна борются и за покупателей, и за места на спортивных подиумах. Но их роднит силуэт жеребца на эмблеме.к ним. Поэтому компании БМВ, производившей авиамоторы, пришлось сменить ассортиментный профиль. Вначале собирали мотоциклы, а затем, после покупки фирмы «Дикси», выпускавшей малолитражки «Остин» по английской лицензии, – и автомобили. Голубые и белые сегменты в эмблеме БМВ –это небо, просвечивающее через вращающийся пропеллер. Так баварская компания увековечила в фирменном знаке свои авиационные корни. Кроме того, голубой и белый – цвета флага Баварии, где располагается штаб-квартира БМВ. Крылья, обрамляющие букву В, символизируют авиационное прошлоеПрямые авиационные корни и у эмблемы итальянской «Феррари». Вздыбившегося черного жеребца избрал своим талисманом итальянский воздушный ас Франческо Баракка по прозвищу Небесный Кавалерист, погибший в 1918 году. Спустя пять лет мать отважного летчика попросила тогда еще малоизвестного гонщика Энцо Феррари, выступавшего за команду «АльфаРомео», воспользоваться талисманом ее сына. Она предсказывала, что конь, нарисованный на бортах автомобиля, принесет удачу. Энцо адаптировал талисман Баракки к символике «Скудерии Феррари» только в 1932 году, предварительно его творчески переосмыслив. В ходе переработки оригинальная красная масть жеребца была заменеНа правах рекламы ТЕХНИКА | ОБОЗРЕНИЕ ЭМБЛЕМЫна черной. Впрочем, здесь Энцо не был оригинален – точно так же поступили в свое время однополчане Баракки, нарисовав на аэропланах черных коней – в знак траура по погибшему товарищу. Энцо отказался и от белого фона, символизирующего облака, в пользу желтого – цвета его родного города Модена. Так и появилась знаменитая эмблема «Скудерии Феррари». Правда, тогда она выступала в роли заводской команды «Альфа-Ромео», а первые автомобили под собственным именем Энцо стал строить только после Второй мировой. Заклятый соперник и конкурент итальянских машин – немецкий «Порше» также демонстрирует на эмблеме норовистого жеребца черной масти. В символику германских спорткаров он попал совершенно иначе. Поршевский знак – не что иное, как символ исторической области Вюртемберг с вписанным в его центр гербом Штутгарта, родового гнезда компании. А жеребец находился в символике города с незапамятных времен. Ведь его название произошло от устаревшего Stutengarten, аналога сегодняшнего Gestüt – «конный завод» по-немецки. В стародавние времена эти места славились традициями разведения лошадей. Интересно, что у немецкого слова Gestüt и итальянского scuderia (конюшня) смысл почти одинаковый. Исторические символы географических областей, откуда родом производители автомобилей, издавна переносились на фирменные эмблемы. Наиболее древний пример среди сохранившихся до нынешних дней – лев на облицовке радиатора «Пежо», взятый с герба региона Франш-Комте. Французская компания использует этот товарный знак еще с середины XIX века, когда предприятие семьи Пежо выпускало различные металлоизделия – от ножевых пил до колец под кринолины. Причем первый вариант эмблемы, на котором лев опирается четырьмя лапами на стрелу, можно увидеть и сегодня на бытовых мельницах для кофе, перца и соли, несущих марку «Пежо». Грифон, мифическое животное с головой орла и туловищем льва, на эмблему марки «Воксхолл» попал прямиком с геральдического щита нормандского наемника сэра Фалька де Брео, служившего в XIII веке английскому королю Джону, младшему120 За рулем 02/2010 СРИСОВАНЫ С МИФОВЛев или мифический грифон вовсе не символизируют мощь автомобилей «Пежо», СААБ или «Воксхолл» – они попросту заимствованы из геральдики родных краев. Обратите внимание: эмблемы «Воксхолла» и «Опеля» исполнены в едином стиле.брату более широко известного Ричарда I. За верную и прилежную службу вояку удостоили рыцарского звания, наделили соответствующим гербом, а также поместьем в местечке Лутон, что к северу от Лондона. Позже, удачно женившись, он заимел также земли к югу от столицы, где построил замок Фалькхолл, который со временем трансформировался в Воксхолл и дал имя местности. Здесь и появилась в 1857 году одноименная компания, поначалу производившая паровые машины. Построив в 1903 году первый автомобиль, «Воксхолл» вскоре переехала в Лутон – на исконную родину эмблемы. Любопытно, что поначалу она была прямоугольной. Но в 80-е годы прошлого века, после унификации модельного ряда английской фирмы с «Опелем» (обе компании входят в «Дженерал моторс»), грифона вписали в окружность, чтобы он не конфликтовал с базовым немецким дизайном, который предусматривал круглую эмблему, перечеркнутую зигзагом молнии. В символике «Опеля» она сверкнула лишь в 1964 году. Раньше, начиная с 1937-го, на ее месте красовался вписанный в букву О (именно в заглавную букву названия фирмы, а не в круг) стилизованный силуэт дирижабля. По злой иронии судьбы в том же году произошла катастрофа цеппелина «Гинденбург», перечеркнувшая дальнейшую карьеру воздушных исполинов. Тем не менее устаревший во всех смыслах дирижабль оставался талисманом немецкой автофирмы вплоть до 60-х годов. А зигзаг молнии идеально подошел для ребрендинга. Он прекрасно смотрелся в окружности и символизировал стремительность. Изображению вторило название популярного грузовика фирмы – «Опель-Блиц» (нем. Blitz – молния). Нельзя не вспомнить, что грифон помещен на эмблему еще одного сателлита (уже бывшего) американского концерна – шведского СААБа. Правда, мифическое существо досталось компании по наследству от прошлого «брака» с производителем грузовиков «Скания»: грифон, символ шведской провинции Скания, был взят на вооружение одноименной фирмой еще в начале ХХ века. В геральдическом зале автоконцернов есть и другие, не менее интересные автомобильные эмблемы, заслужившие рассказ о себе. Вернемся к ним в ближайших номерах.