102
103
КОМПОНЕНТЫЭКСПЕРТИЗА ЛУЧШЕЕ ПРОТИВ БАЗОВОГОБригада передовиковТему подсказал читатель: а что, если собрать в кучу всех лидеров экспертиз ЗР и посмотреть, как изменится поведение мотора по сравнению с его базовой комплектацией? Лидеров собрали Михаил Колодочкин и кандидат технических наук, доцент кафедры ДВС Санкт-Петербургского политехнического университета Александр Шабанов.БЕНЗИН Лукойловский бензин всегда показывал хорошую экономичность на моторе, да и с мощностью тоже было все в порядке: прибавка 2–4% относительно некого усредненного топлива фиксировалась устойчиво. Здесь результат подтвердился – впрысковый мотор отреагировал на замену бензина снижением аппетита на 3,4% и ростом мощности на 1,8%. «Откуда дровишки?» Сбалансированный групповой состав, хорошая детонационная стойкость – а отсюда правильная реакция системы управления двигателем, высокая калорийность и оптимальная скорость сгорания… Впрочем, об этом писали уже не раз. Отметим лишь, что бензины с моющими присадками типа «ЛУКОЙЛ-Экто» дают лучший эффект на загрязненных двигателях, а наш был чистым! Поэтому топливо проявило себя не в полной мере – в реальной жизни дополнительные бонусы обеспечила бы именно моющая способность. МАСЛО Шелловское масло – группы SL, а это значит, что уже при его создании закладывался определенный, вполне значимый энергосберегающий эффект. Раньше, в экспертизах, у нас получалось 4,2% по сравнению с неким базовым маслом. Сейчас результат послабее, но ведь и масло в исходной комплектации было получше: минералка группы SJ. Тем не менее выиграли около 3% по топливной экономичности и около 2% по приросту мощности. Это результат уменьшения потерь на трение – создатели масла достигают его как подбором оптимальной вязкостной характеристики (в рамках заданного класса вязкости SAE, естественно), так и добавкой антифрикционных и противоизносных присадок в базовом пакете. У «Шелла» с этим все очень хорошо – по крайней мере, так показали испытания. Итого с учетом бензина уже набралось примерно 6% экономии топлива и около 4% прироста мощности. Неплохо… Выходит, только за счет оптимального выбора основных рабочих жидкостей – масла и топлива – уже можно получить реальную экономию. СВЕЧИ И ПРОВОДА Когда-то это была наша любимая тема – ставить разные свечи и удивляться результату. На него влияют и форма электрода, и его размер, и величина зазора. Все это определяет силу и размер искрового разряда, а потому улучшает интенсивность начального поджига топлива, скорость и полноту сгорания. И здесь у нас неоднократно лидировали иридиевые свечи Denso IW20.Конечно, если одновременно поставить и  залить все лучшее, что проходило через наши руки, может статься, мотору и  бензин не  понадобится. Об  этом говорит простое сложение обещанных эффектов... Но это так, шутка. Причем старая. Что получится на самом деле, проверить интересно. Для чистоты эксперимента ограничились только тем, что входит в  штатную комплектацию мотора – без всяких турбулизаторов, магнитов и  волшебных скорлупок. Лучше охватим основные расходники: свечи, высоковольтные провода, воздушные фильтры, бензин и моторное масло. А  заодно посмотрим, что поменялось в  поведении лидеров со  времени предыдущих испытаний  – ведь время на месте не стоит, все движется… Причем не всегда в лучшую сторону.ЛУЧШИЕ ИЗ ЛУЧШИХЭкто-95» (2008, №  1 и  7), масло Shell Helix Ultra Extra 5W-30 (2009, № 4). Компания достойная  – но  кого ей в соперники? Обижать никого не стали и поступили просто – сняли все с нового мотора ВАЗ-2111, только что купленного для серии испытаний. То  есть начальную планку для сравнения задало то, что поставили на  АВТОВАЗе. Бензин тоже взяли простенький  – с  обычной заправки со  скромным брендом. Но  перед началом испытаний отдали его пробу в лабораторию, чтобы исключить разговоры о явной бодяге.А ДАЛЬШЕ?Смахиваем пыль с  пожелтевших от  времени протоколов. Выбираем объекты эксперимента: иридиевые свечи Denso IW20 (ЗР,  2006, №  4 и  7), высоковольтные провода Champion (2006, №  1), воздушный фильтр Bosch S9061 (2006, №  12), бензин «ЛУКОЙЛ102 За рулем 02/2010А  дальше все просто. Начали «баловать» мотор то одним, то другим – чтобы у него от восторга сразу шок не наступил. Ведь хорошего должно быть понемножку! Сначала заменили бензин, потом масло, за  ними последовали свечи, провода. Замкнул цикл испытаний воздушный фильтр. И  каждый раз после очередного подарка, преподнесенного мотору, снимали его характеристики  – чтобы прочувствовать меру радости. Когда потребление бензина приблизилось к  нулю… Ладно, это мы опять шутим. Лучше разложим эффект по полочкам. Почему именно эти свечи? Они отличаются от прочих своим центральным электродом – его толщина всего 0,4 мм. В результате получается мощная, стабильная и, что немаловажно, практически открытая искра, пламя от которой ничем не экранировано и сразу идет в объем цилиндра. Мы писали об этом ранее (ЗР, 2005, № 10; 2006, № 4; 2009, № 7). Но к свечам еще надо подвести напряжение. И об этих «путях подвода» и препятствиях на пути импульса напряжения мы тоже рассказывали не раз. Высоковольтные провода, как выяснилось, вносят свой вклад в работу двигателя, причем заметный. Он зависит и от качества изготовления проводов, и от линейного распределенного сопротивления, и от равномерности сопротивлений линий зажигания по отдельным цилиндрам (ЗР, 2006, № 1; 2008, № 1). Сначала визуально сравнили интенсивность искрообразования – ввернули свечи в отдельно стоящую головку цилиндров, запитали их через лидерские провода Champion от штатной системы зажигания стендового двигателя и сфотографировали. А потом повторили процедуру для базового комплекта приборов зажигания. Результат был предсказуем. Искра у обычного комплекта неплохая, но не выдающаяся. Она синяя с фиолетовыми и даже красными проблесками, свидетельствующими о периодических пропусках вспышек. Причем на самом длинном проводе ситуация похуже, на самом коротком – получше. А у лидерского комплекта все куда интереснее: искра стабильная, бело-голубая, практически одинаковая для всех цилиндров. Реакция мотора полностью подтвердила выводы «атмосферных» испытаний. Правда, эффект получили поменьше, чем раньше: 2,2% по расходу топлива и 1% – по мощности. А вот экологические показатели на хорошем комплекте улучшились значительно: снижение и по СО, и по СН составило от 8до 15%. Дело в том, что система управления впрыскового двигателя очень не любит пропусков вспышек, даже небольших. Лишний кислород в отработавших газах воспринимается электроникой как сигнал к обогащению смеси – отсюда и повышенная токсичность. А почему же экономию топлива получили меньше той, что раньше? Ведь было 4–5%... Плюсы свечей скушал… хороший бензин! Чем хуже горит топливо, тем значимее роль его эффективного начального поджига. Ради интереса снова сменили топливо – на начальное, и эффект немедленно вернулся к этим самым процентам! Вывод не самый радостный для любителей арифметики: простого суммирования эффектов не получим (в таблице приведен идеальный итог, полученный именно после суммирования эффективности каждого компонента). В моторе все взаимосвязано, и потери неизбежны. ВОЗДУШНЫЙ ФИЛЬТР Не новость, что воздушный фильтр оказывает заметное влияние и на мощность мотора, и на его экономичность. Но чем лучше он фильтрует, тем больше душит мотор – это, в принципе, понятно. Как понятно и то, что нужен компромисс. Когда-то (ЗР, 2006, № 12) этому пожеланию наилучшим образом отвечал немецкий фильтр Bosch S9061. За это его и включили в компанию лидеров. Исходно фильтры – базовый и лидерский – новые и чистые. Потому и моторный эффект достигнут не очень большой: около 1% по мощности и по расходу топлива. Но на грязных фильтрах, после их длительной работы в условиях особой, российской пыли (по крайней мере, отдельные спецы по фильтрации настаивают на ее особости), этот разбег окажется куда больше – до 5–7%!Забраться выше 100% нам так и не удалось  – извините… Но  даже полученные результаты вполне можно назвать если не  сенсационными, то, во  всяком случае, неожиданными. Установка лучших комплектующих в совокупности с  применением лидеров наших тестов топлива и  моторных масел позволила выиграть по  расходу топлива до 9%, по мощности до 6%, по экологическим показателям до 36%! При этом мы не  касались такой статьи расхода, как улучшение зимнего пуска, снижение износов и т. п.А НАПОСЛЕДОК…СУММИРУЕМПрименение лучших комплектующих изделий и технических жидкостей позволило выиграть по расходу топлива до 8–9%, по мощности до 4–5%, по экологии свыше 30%!Отвечаем на  очевидный вопрос: почему такие замечательные компоненты не идут прямиком на автовазовский конвейер? Более совершенные компоненты, как правило, чуть дороже. Производитель  же печется прежде всего о снижении себестоимости продукции, чтобы в конечном итоге удержать розничную цену доступной для покупателей, что, в  свою очередь, гарантирует достаточный уровень реализации машин. С  позиций массового производства 3  рубля, сэкономленных на  стоимости комплектующего изделия, много важнее 5% снижения расхода топлива в эксплуатации. Да и не факт, что те, кто выпускает несколько лучшие узлы и  детали, в  состоянии бесперебойно и в конвейерных объемах обеспечивать ими автозавод. Вдобавок нужно столько сил и  времени на  мучительные согласования, что всякая тяга к обновлению пропадает... Зато у нас с вами есть неплохой выбор.Показатели мощности и расхода топлива улучшались по мере того, как мы все больше и больше радовали мотор. Благодарное существо!По токсичности отдача еще заметнее. И здесь, как у людей – ты к нему с добром, и он отдаст сторицей. За рулем 02/2010 103