70
71
72
73
74
АВТОМОБИЛИПРЕЗЕНТАЦИЯ BMW ACTIVEHYBRID 7, ACTIVEHYBRID Х6Чистое баварскоеИнженеры БМВ увлеченно совершенствовали двигатели внутреннего сгорания, до начала 2000-х словно не замечая гибридной темы. Но сегодня без электричества никуда! И вот на рынок выходят сразу два серийных гибрида БМВ – на базе седана седьмой серии и вседорожного купе Х6. Сходство и различие «высоковольтных» концепций постигали на практике Михаил Гзовский и Денис Арутюнян.СВОБОДА ВЫБОРАЗа  пару часов до  тест-драйва БМВ 7-й серии с  интересом слушали рассказы инженеров: «Наши автомобили сделаны для  водителя, а  значит, он непременно должен испытывать удовольствие от  вождения, даже за  рулем представительского седана  – хоть с  электротягой, хоть на  водороде!». Неудивительно, что за  основу силовой установки взяли, не  скромничая, 4,4-литровый мотор с двойным наддувом TwinPower Turbo. Силовой агрегат по  сравнению с устанавливаемым на обычный БМВ750i перенастроили на  более высокиеобороты. Он  достигает максимальной мощности 449 л.с. к 5500–6000 об/мин и  развивает 650  Н·м крутящего момента в  диапазоне 2000–4500  об/мин. А  как  же езда на  «низах»? И  здесь все в  порядке  – спасибо электродвигателю за  дополнительные 15  кВт/20  л.с. и,  что гораздо важнее, крутящий момент 210 Н·м. По  совместительству электромотор работает как стартер и как генератор. В  последнем случае он заряжает литий-ионную батарею в  процессе рекуперации энергии, то есть при торможении или движении накатом. Во время ускорения накопленная энергия пи-тает бортовую сеть, а значит, на эти цели не расходуется часть мощности бензинового двигателя – и ускорение происходит более эффективно. Если вы притормаживаете слегка, достаточно тормозного усилия, создаваемого электромотором. Гидравлические тормоза активизируются, когда на  педали возникает большее усилие. Баланс механического и электрического торможения деликатно выдерживает система стабилизации DSC. Но все эти мудреные процессы совершенно незаметны с  водительского места. Двигатель внутреннего сгорания работает всегда, если «семер-70За рулем 02/2010 ка» движется,  – забудьте о  молчаливых стартах на электротяге. Необычны лишь панель приборов (на ней вместо расходомера приютили дисплей потока энергии) да  функция «старт-стоп». Стоит машине замереть у  светофора, бензиновый мотор глохнет, а  все бортовое оборудование продолжает функционировать от аккумулятора. Эту особенность БМВ использовали и для приятной опции. Вам доводилось садиться в  прожаренную летним солнцем машину после пары часов стоянки? Баварский ActiveHybrid  7 готов включить климат-контроль и понизить температуру в  салоне до комфортной по дистанционной команде еще до начала движения, без  участия бензинового мотора – электрический компрессор питает все тот  же литий-ионный аккумулятор. Но  вернемся к  ездовым впечатлениям. Мы испытали еще одно непривычное ощущение, когда скорость перевалила далеко за  150  км/ч, а  на  тахометре  – едва  за 1500  об/мин. Такой режим возможен благодаря не  только электротяге, но и особенностям трансмиссии. В гидромеханическом автома-те производства  ZF восемь ступеней. Чем выше передача, тем меньше разница в скорости вращения коленвала при переходе с  одной ступени на  другую, а  потому переключения очень плавные. Ну а на высшей передаче прекрасная экономичность. Каков  же расход топлива в  реальных условиях? Увы, чудес не  бывает. Стоило выскочить на  автобан под Мюнхеном и вдавить педаль в пол, монитор выдал такую диаграмму расхода, что сознание враз помутилось. Это именно та свобода, о  которой говорили инженеры фирмы! Хотите разогнаться до сотни быстрее чем за 5 с? Готовьтесь платить много! С  другой стороны, равномерная езда вполпедали сжигает менее 8 л/100 км. Выбирайте, что для вас важнее.ПО ПОЛНОЙ ПРОГРАММЕЗачем мелочиться, размениваться на  полумеры? Лучше уж сразу делать все самое-самое. Видимо, именно так рассуждали инженеры БМВ при создании вседорожного купе ActiveHybrid  X6. И  у  них получился продукт, который вполне заслужен-но называют самым мощным гибридным автомобилем. Вместе с  408-сильным мотором V8 трудится пара электродвигателей: 67 и  63  кВт. Благодаря такому сочетанию тяжелый Х6 разгоняется до 100 км/ч всего за 5,6 с! За  рулем поначалу не  задумываешься, как работает мудреная начинка. Попривыкнув, примешься изучать на  экране схему потоков мощностей  – и  вот тут-то поймешь: в  твоих руках не  просто автомобиль, а  сложнейшее устройство, в  чем-то похожее на  живое существо. Старт с места – по экрану побежали зеленые стрелочки: работают электромоторы. Нажал педаль чуть сильнее – часть линий окрасилась в красный цвет: пробудилось бензиновое «сердце». Притормозил перед светофором – стрелки развернулись и побежали назад: энергия торможения заполняет 100-килограммовую никельметаллогидридную батарею, спрятанную в  багажнике. Чтобы защитить ее от  перегрева, понадобилась жидкостная система охлаждения. Она связана с  бортовым кондиционером, компрессор которого получает питание… от той же батареи!Отличить ActiveHybrid 7 от обычной «семерки» нетрудно по 19-дюймовым дискам в стиле турбинного колеса.Дисплей, помимо текущего уровня заряда батареи, демонстрирует накопление энергии при торможении и ее расход при ускорении.За рулем 02/201071 АВТОМОБИЛИ | ПРЕЗЕНТАЦИЯ BMW ACTIVEHYBRID 7, ACTIVEHYBRID Х6 ДАННЫЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЯМодель Общие данные Размеры, мм: длина ширина высота база колея спереди/сзади Объем багажника (VDA), л Снаряженная масса, кг Время разгона 0–100 км/ч, с Макс. скорость, км/ч Топливо/ запас топлива, л Расход топлива, л/100 км: загородный цикл городской цикл смешанный цикл Двигатель Расположение Конфигурация Число клапанов Рабочий объем, см3 Степень сжатия Мощность, кВт/ л.с. при об/мин Крутящий момент, Н.м при об/мин Электродвигатели Количество Мощность, кВт Общая мощность установки, кВт/л.с. Общий крутящий момент, Н·м Трансмиссия Тип Коробка передач Ходовая часть Подвеска: спереди/сзади Рулевое управление Тормоза: передние и задние Размер шин: передние/задние BMW ActiveHybrid 7 BMW ActiveHybrid Х65072 1902 1485 3070 1621/1632 н.д. 2045 4,9 250 А95/804877 1983 1967 2933 1644/1706 470 2525 5,6 236 А95/85BMW ActiveHybrid 7 и ActiveHybrid Х6 демонстрируют абсолютно разные течения гибридной моды. Объединяет их то, что БМВ удалось сохранить драйверский дух, снизив расход топлива и вредные выбросы.7,6 12,6 9,49,4 10,8 9,9спереди продольно V8324395 10 330/449 5500–6000 650 2000–4500 1 15 342/465 700 заднеприводная A8 300/408 5500–6400 600 1750–4500 2 67 и 63 357/485 780 полноприводная А7независимая многорычажная/ независимая многорычажная на пневмобаллонах реечное реечное с электрос гидроусилителем усилителем дисковые вентилируемые 245/45R19/ 275/40R19 255/50R19/ 255/50R19В движении работу гибридной силовой установки можно проследить не  только на  экране. Сколь  бы тихим ни  был бензиновый мотор, трудно не заметить, что он время от времени умолкает, а  затем пускается совершенно самостоятельно. Необычность Х6 подчеркивает и тихий гул при торможении, когда в  дело вступают рекуперационные генераторы. Зато дога72За рулем 02/2010 НЕ ПОХОЖИЙ НА ТЕБЯBMW  ActiveHybrid  7 и  ActiveHybrid  Х6  – гибридные, но очень разные. Трехфазный синхронный электромотор ActiveHybrid  7 массой всего 23  кг втиснут между двигателем внутреннего сгорания и  гидротрансформатором автоматической трансмиссии и жестко соединен с коленчатым валом. Благодаря компактности он вписался в  картер коробки передач. По  принятой ныне терминологии электрическая «семерка» относится к  племени Mild Hybrids, то  есть так называемых мягких гибридов, и  не  умеет ездить на одной лишь электротяге. ActiveHybrid  Х6  – это Full Hybrid, или  полный гибрид. На  электротяге он развивает до  60  км/ч, а  максимальный запас хода составляет 2,5  км. Сердце автомобиля  – гибридная трансмиссия Two Mode, в составе которой вариатор ECVT и  два электродвигателя (один из  них в  зависимости от  режима езды работает как генератор либо добавляет тяги). Механическое соединение внутри активной трансмиссии Two Mode осуществляют три планетарных ряда. Такая конфигурация позволяет разделить мощность на два потока  – от  двигателя внутреннего сгорания и  электродвигателей  – в  двух диапазонах передаточных отношений.Устройство BMW ActiveHybrid X6: 1 – бензиновый двигатель (300 кВт/408 л.с., 600 Н·м); 2 – гибридная трансмиссия Two Mode, два электромотора (67 и 63 кВт); 3 – высоковольтная электроника (425 В); 4 – никель-металлогидридная батарея (312 В/2400 Вт·ч). Устройство BMW ActiveHybrid 7: 1 – бензиновый двигатель (330 кВт/449 л.с., 650 Н·м); 2 – электромотор (15 кВт, 210 Н·м); 3 – 8-ступенчатый гидромеханический автомат; 4 – высоковольтная электроника (120 В); 5 – литий-ионная батарея (120 В/400 Вт·ч).даться, что вместо обычного семиступенчатого автомата здесь сложнейшая трансмиссия Two Mode с тремя планетарными рядами и четырьмя (!) многодисковыми муфтами, практически невозможно. А в результате этот БМВ верен себе: быстрый, спортивный и  при этом комфортный. Проехав около сотни километров на  AcriveHybrid  X6, замечаешь и  некоторые странности. На  трассе электромоторы практически не  работают, лишь изредка помогая при энер-гичном ускорении. Немцы утверждают, что в  таких условиях бензиновый двигатель трудится в  оптимальном режиме, гибридная  же сущность полностью раскрывается в  городской толчее. Резонно! Но  за  пробег в  смешанном цикле бортовой компьютер насчитал расход почти 13  л/100  км. Понимаю, что ехал в не самом экономичном стиле, но все-таки многовато. Однако стоит сравнить расход с  показателем обычной бензиновой машины – и претензии отпадут: в гороЗа рулем 02/201073 АВТОМОБИЛИ | ПРЕЗЕНТАЦИЯ BMW ACTIVEHYBRID 7, ACTIVEHYBRID Х6Снаружи гибридный БМВ-Х6 отличают лишь мелкие детали и неприметные шильдики.Подобрать подходящую литий-ионную батарею для Х6 инженерам не удалось. Пришлось искать место не только для большого и тяжелого никель-металлогидридного аккумулятора, но и для системы жидкостного охлаждения. Литий-ионный аккумулятор ActiveHybrid 7 тоже расположен в багажнике. Он состоит из 35 элементов, емкость – 400 Вт·ч. Размеры батареи – 370×220×230 мм, масса – 27 кг.де расход бензинового Х6 частенько переваливает за  20  л! Да  и  нужно  ли владельцу такой машины озадачиваться подобными вопросами? Важнее, что благодаря такому автомобилю можешь смело сказать: мой девиз – все или ничего! Для чего понадобилось возиться с  двумя сильно различающимися схемами? За  какой из  них будущее? Конструкторы БМВ хитро улыбаются: «Обе имеют право на жизнь». И  конкретизируют: для тяжелых машин (читай: вседорожников) больше подходит сложная и дорогая «полная» схема, а седаны обходятся мягкими полумерами. Что касается аккумуляторов, то  тенденция налицо: компактные и  емкие литий-ионные батареи постепенно вытеснят никельметаллогидридные. Это произошло с  аккумуляторами телефонов и  ноутбуков, и то,  что ActiveHybrid  7 разрабатывали после ActiveHybrid  Х6, также отчасти подтверждает тренд: гибридизация развивается по  нескольким направлениям! Вероятно, два  – не предел.Место расходометра на приборном щитке занял индикатор заряда батареи. Батарею ActiveHybrid X6 спрятали в багажнике. Однако его полезный объем не уменьшился, да и развесовка автомобиля почти не изменилась. Емкости (2400 Вт·ч при полном заряде) хватает, чтобы электротягой разогнать машину до 60 км/ч.74За рулем 02/2010