142
143
РЕМОНТ И СЕРВИСДИАГНОСТИКА «УАЗ-ПАТРИОТ»Капля литр бережетНа большинстве автомобилей «УАЗ-Патриот» установлены двигатели ЗМЗ-409. Как их диагностировать, разбирался Геннадий Емелькин.На  «патриоты» устанавливают преимущественно 2,7-литровые двигатели. Моторы из  первых партий отвечали не  самым строгим нормам токсичности R83. С января 2006  года автомобиль, получивший доработанную ЭСУД и нейтрализатор с датчиком кислорода, соответствовал уже нормам Евро II. В 2007 году начался выпуск машин с  новой ЭСУД  – МИКАС-11 с  функцией защиты нейтрализатора от  пропусков воспламенения в цилиндрах. Начнем с  диагностического разъема  – он на прежнем месте, в моторном отсеке. Но для считывания кодов неисправностей теперь нужен сканер. Если код говорит, что не  поступает сигнал с какого-либо датчика, проверим его разъем: возможно, колодка не  защелкнута или какой-то контакт не  зафиксирован усиком и  выталкивается при соединении разъема. Проверьте: потянув провод, должны ощутить упор. При  касании проводов с системой выпуска их изоляция оплавляется, так что следите за расположением проводки, осо-бенно после ремонта! Если с проводкой все в порядке, но код все же указывает на низкий уровень сигнала с датчика, то причина в нем самом. Нередко владельцу досаждает неровная работа двигателя. Начнем поиск причины в  системе зажигания. Ее слабые звенья  – высоковольтные провода и  наконечники. Мультиметром проверяем сопротивление проводов: оно не  должно превышать 1  кОм для первого и  второго цилиндров, а для третьего и четвертого – 0,9 кОм. Показатель выше – меняем провода. Исключение – обрыв в заделке, когда ее легко восстановить. Затем проверяем сопротивление наконечников. Верхний предел  – 5,6  кОм. Если он превышен, возможно, сгорел помехоподавляющий резистор наконечника. Для  доступа к  нему вывертываем из  наконечника резьбовую втулку. Не  потеряйте пружину и  стержень! Резистор можно временно заменить плавким предохранителем на 8 А. Двигатель по-прежнему дергается? Проверим свечи. Если их капризы вызваны тем, что в свечные колодцы попало масло, заменим прокладку клапанной крышки. Работать неудобно: крышка расположена высоко и  почти вплотную к  моторному щиту, а над ней – патрубок системы охлаждения. Кстати, не  перепутайте при сборке провода катушек. Плавают обороты холостого хода? Если излишне натянутый тросик приоткроет дроссельную заслонку всего на 3%, то в понимании ЭСУД это не  холостой ход, а  частичная нагрузка  – блок управления начнет неверно корректировать процесс,  обороты станут неустойчивыми. Вот почему между кронштейном и  сектором заслонки тросик должен слегка провисать. Но  лучше проверить холостой ход сканером. Подключаем его к  диагностическому разъему, выбираем тип блока управления. В списке общих параметров нахо  Диагностический  разъем на прежнем месте, но для  работы с ним нужен  сканер.   Сопротивление  высоковольтных  проводов: не более  1 кОм для первого  и второго цилиндров и 0,9 кОм для  третьего и четвертого.   Сопротивление  наконечников проводов не должно  превышать 5,6 кОм.142 За рулем 02/2010   Виновник «бесконечного» сопротивления – сгоревший  помехоподавляющий резистор.   Для доступа  к резистору вывертываем из наконечника резьбовую  втулку.   Если заводская  настройка упорного  винта заслонки  нарушена, изменятся обороты холостого хода и показания сканера.   Регулятор  холостого хода.  Скопившиеся в нем  отложения часто  мешают выполнять  команды блока.дим THR – угол положения заслонки в процентах. (Режим холостого хода блок «помечает», опираясь на показания датчика положения заслонки. Их диапазон для холостого хода – от 0 до 1%.) Если заводская настройка упорного винта заслонки изменена, минимальные обороты холостого хода и  показания сканера тоже меняются. Для  настройки снимаем дроссельный узел, отпускаем контргайку и  вывертываем винт, пока заслонка не  коснется стенки корпуса. Затем закручиваем винт, чтобы получить тонкую, как волос, полоску света,  – и  стопорим контргайкой. Этот просвет нужен, и он важен!В  том, что при торможении машины двигатель глохнет, часто виноваты отложения сажи и смол на кромках заслонки и внутренних стенках дроссельного узла. Они мешают поступлению воздуха через отрегулированный просвет, а  его расход через регулятор холостого хода недостаточен для устойчивой работы двигателя. Удаляем отложения ветошью, смоченной в бензине, или жидкостью для чистки карбюраторов. На машине с  контроллером МИКАС-7.2 без нейтрализатора (есть и  такой вариант) двигатель может глохнуть на холостом ходу, если смесь бедная. Тогда проверим газоанализатором состав выхлопных газов. Допускается концентрация СО на минимальных оборотах холостого хода 0,8 ± 0,2%. Если меньше (иначе говоря, смесь слишком бедна), корректируем ее состав с  помощью сканера – увеличим значение параметра RCOD. Остановка двигателя или медленное снижение оборотов (либо, наоборот, их скачкообразный рост) часто указывают на   неисправность регулятора холостого хода, в  механизме которого скопились отложения, мешающие четко выполнять команды блока управления. В таких случаях снимаем и  промываем регулятор. Но  это не  всегда помогает – устройство капризное... Цена отечественного – 1,5–2 тысячи рублей, бошевского – 2,5–4 тысячи. Полезно проверить сканером показания датчиков температуры охлаждающей жидкости и  воздуха. Один датчик ввернут в  корпус термостата, второй встроен в датчик массового расхода воздуха. После продолжительной стоянки показания должны быть практически одинаковы. Допустимы отклонения ± 3–4°С от показаний поверочного термометра. Прежде чем сетовать на высокий расход топлива, вспомните о  солидных размерах и  массе «Патриота». Как объективно проверить расход? У  автомобиля два бака. Двигатель питается от правого, а тот пополняется из левого с помощью струйного насоса, использующего энергию движения топлива в сливной магистрали. На ровной площадке заправим оба бака под пробку, совершим контрольную поездку, а затем заполним их вновь, точно замерив, сколько долили. Останется лишь вычислить удельный расход в литрах на сотню. Достоверно отражает исправность автомобиля расход на загородных трассах, а не в городских пробках: при скоростях 90–110 км/ч – около 15 л/100 км.  Если он выше, ищем неисправности. Начнем с  самого простого. Известно, что выбег автомобиля на  ровном участке дороги со  скорости 50  км/ч до  остановки характеризует механические потери в  ходовой части, влияющие на  потребление топлива. Выбег исправного «Патриота» по ровной дороге – в среднем не  менее 600  м. Если у  вашей машины он меньше, проверьте давление в  шинах, состояние подвески и тормозов, углы установки колес. Неравномерный износ шин, курсовая неустойчивость машины, ее стремление уйти в сторону, недостаточный выбег – все это распространенные спутники повышенного расхода топлива. Но не все, и в дальнейшем мы поговорим о них.За рулем 02/2010 143