РЕМОНТ И СЕРВИСКОНКуРСОдин красный, другой синийОтличный ответ на задачу № 23 «Ошибка» принес Алексею Селютину из Омска приз от НПТК «Супротек» – комплект составов для обработки двигателя и трансмиссии.! З И Р Пи графики мощностей обязаны совпадать». Победитель, как и некоторые другие знатоки, детально проанализировал графики – и нашел еще немало ляпов. В сущности, на графиках почти нет точек, при которых М и N соотносятся правильно. Кстати, читатели отмечают, что при правильном построении графика, с началом координатных осей от нуля, проверить достоверность кривых позволяют и другие приемы. Если из начала координат провести прямую, касательную к кривой N, то угол наклона этой прямой к горизонтальной оси максимальный, а его тангенс указывает на величину крутящего момента. В данном случае момент максимальный. Любая прямая справа от первой пересекает кривую N уже при меньшем моменте. Если пересекает в двух точках и более, то на этих режимах крутящий момент один и тот же, а вот значения мощности разные – они ведь пропорциональны оборотам! Подобный анализ, даже без привлечения высшей математики, вполне доступен большинству из вас – были бы под рукой карандаш с линейкой и стремление понять эти закономерности! Поздравляем Алексея Селютина с победой!Задача, на первый взгляд, незатейлива: некие вольные художники настолько увлеклись вычерчиванием графиков крутящего момента и мощности двух двигателей, что допустили несколько существенных ошибок. Вот их-то мы и предложили найти. Не скроем – хотели прощупать сегодняшний уровень технической подготовки автолюбителей. Один ошибки увидит сразу, другой – после анализа кривых. К нам пришло немало писем от истинных знатоков автомобиля! Однако заблуждающихся больше. Многие не подозревают о прямой связи между крутящим моментом и мощностью – отсюда и не замечают режущие глаз проколы в графиках. Но рассуждают красиво! Например: «Один двигатель явно бензиновый, а другой – дизельный», «Первый мотор – для спорта, второй – для деревни», «Этот – с наддувом, а тот – атмосферный», «Тут фазы ГРМ жесткие, а там – регулируемые»... Некоторые бросились доказывать, что неверны формы кривых: что это, мол, за горбы и впадины – такие характеристики двигателя в принципе невозможны. Да, если открыть учебник, то в нем изменение мощности бензинового двигателя по оборотам обычно изображают плавной линией, которая сначала монотонно поднимается, затем начинает все больше отклоняться, достигает вершины – и дальше плавно спадает. Фокус в том, что c ростом оборотов меняется массовое наполнение цилиндров, возникают всевозможные потери и так далее. Для бесхитростного двигателя это верно, но внешние скоростные характеристики современных двигателей зачастую выглядят более замысловато. Например, у сегодняшних моторов ВАЗа они, мягко говоря, не совсем такие, как в учебниках. Наш художник, работавший над гра-фиками, постарался ввести в заблуждение: на картинке есть вопиющие ляпы! Взгляните: при 5000 об/мин мощности равны, а крутящие моменты различаются почти на 25 Н·м. Подобного быть никак не может! Какой бы двигатель ни крутил ведущие колеса – бензиновый, дизельный, паровой, газотурбинный, электрический, – связь между мощностью N и крутящим моментом М незыблема: N = М·n, где n – число оборотов коленвала. Нужно только учитывать, в каких единицах измеряются параметры. Если мощность в киловаттах – кВт, крутящий момент в ньютон-метрах – Н·м, а n – в об/мин, то N = n·М/9555,2. Если параметры указаны в старых единицах (л.с., кгс·м, об/мин), то N = n·М/716,2. Но связь всегда единообразна! Иначе говоря, если значения мощности двух двигателей при одних и тех же оборотах совпадают, то и параметры крутящего момента будут одинаковы. Цитируем победителя: «В задаче мощности N1 и N2 при 5000 об/мин совпадают, но М1 и М2 различаются...». Правильно, эта ошибка просто бросается в глаза. Цитируем дальше: «При оборотах менее 5800 об/мин крутящий момент М2 больше, чем М1, следовательно, и мощность N2 в том же диапазоне оборотов должна быть больше, чем N1». Далее: «С 5800 до 6400 об/мин графики моментов совпадают, значит,Задача № 26НА ПИКЕ ЗИМЫ «Собираюсь на инструментальный контроль. Машину уже подготовил, но, вынужден признаться, многого не понимаю, потому и деньги из заначки на всякий случай достал. Однажды с телеэкрана майор ГИБДД убеждал: зимой, мол, особого внимания требуют тормоза. Но я так и не понял, что зимой важнее – общая эффективность тормозов или равномерность тормозных сил на правом и левом колесах? А главное – при чем тут зима?! Объясните, коллеги!» Ответ с пометкой «Конкурс» отправьте до 1 марта 2010 года по адресу: 107045, Москва, Селиверстов пер., 10, или по e-mail:
[email protected]. Укажите ваш контактный телефон или иной способ быстрой связи. Ответ найдете в майском номере ЗР.148 За рулем 02/2010