156
БЕЗОПАСНОСТЬБУКВА ЗАКОНАОСАГО без износаОСАГО уже шесть лет помогает потерпевшим получить компенсацию после аварии. Или не помогает – бывает и такое. Но больше всего нареканий вызывает то, что выплаченные суммы не покрывают расходов на ремонт. В причинах недовольства разбирался Сергей Смирнов.ИЗНОШЕННЫЕ ПРАВИЛАИтак, суть большинства жалоб на страховые компании: денег, полученных по  ОСАГО, не  хватает на  полноценный ремонт. Проблема в  следующем. Страховые компании определяют сумму ущерба по  специальным правилам, где записано: при определении размера восстановительных расходов учитывается износ деталей (пункт 63 Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств; утверждены постановлением Правительства РФ от  07.05.2003  года №  263). Другими словами, чем старше автомобиль, тем меньше денег заплатит страховая компания. Именно это положение и не дает большинству потерпевших отремонтировать поврежденные автомобили на деньги, полученные по страховке. Новый бампер взамен разбитого на пятилетний автомобиль? Не  положено! Ведь старый стал за  эти годы дешевле вполовину; значит, такой и  нужно искать для замены. Только где его взять? Вот и  приходится пострадавшим доплачивать свои кровные для покупки новой детали. Я здесь не рассматриваю случаи возможного мошенничества  – это другая тема. Но  насколько вообще законно такое положение?КТО ВАЖНЕЕ?транспортных средств» не  предусмотрено ограничение страховой выплаты в связи с состоянием, в котором находилось имущество на момент причинения вреда. То  есть страховая выплата по  ОСАГО должна производиться без учета износа. Но при этом в Правилах ОСАГО появился злосчастный пункт про износ! Выходит, это положение противоречит закону. Но,  похоже, такая ситуация вполне устраивает страховщиков, и при расчетах они пользуются именно Правилами – в таком случае им надо платить меньше.СУДЕБНО-СТРАХОВОЙ СОЮЗВынужден констатировать: суды общей юрисдикции, где рассматривают споры между автовладельцами и страховщиками, в большинстве случаев занимают позицию последних. Так уж повелось на  практике, и  такую точку зрения поддержал Верховный суд (решение ВС  РФ от  25.11.2003  года №  ГКПИ03-1266). Суд указал, что положения пункта  63 Правил ОСАГО о необходимости учета износа деталейСловом, решение ВС вызывает немало вопросов. Поэтому даже не  все суды  (!) занимают такую  же позицию. И  нередко принимают решения в  пользу автовладельцев. Не  так давно мне удалось добиться взыскания со  страховой компании выплаты без учета износа (ЗР, 2009, № 10). Поэтому попытаюсь изложить свои доводы для тех, кто окажется в сходной ситуации. Президиум Высшего арбитражного суда Российской Федерации (ВАС  РФ) пришел к  выводу, что страховое возмещение по  ОСАГО должно выплачиваться без учета износа (постановление Президиума ВАС  РФ от 20.02.2007  года №  13377/06). Поводом для этого стал спор между двумя страховыми компаниями о  взыскании ущерба, причиненного застрахованным лицом. ВАС как раз руководствовался положениями закона (он принят Госдумой), как акта, имеющего большую юридическую силу по сравнению с  Правилами (утверждены Правительством РФ), и удовлетворил требование страховой компании о  возмещенииВ законе об ОСАГО не предусмотрено ограничение страховой выплаты в связи с состоянием, в котором находилось имущество на момент причинения вреда. То есть страховая выплата должна производиться без учета износа!полностью соответствуют требованиям статьи 15 ГК РФ, поскольку позволяют… «потерпевшему отремонтировать автомобиль и  исключить обогащение с  его стороны». Честно говоря, с точки зрения обычного человека, решение абсурдное. Как можно отремонтировать автомобиль, если вместо необходимых, к  примеру, 100  тысяч рублей страховая компания выплачивает половину? А  если поставить новые детали подвески вместо изуродованных в аварии – выходит, водитель при этом обогатится? И  еще: учел  ли суд, что установка бэушных деталей противоречит другому закону – «О безопасности дорожного движения»? ущерба в  размере стоимости ремонта автомобиля без учета его износа. Правда, это постановление обязательно к  исполнению только в  арбитражных судах (они решают споры между юридическими лицами), но  никто не запрещает применять его «по аналогии». В таком случае появляются шансы реально отстоять свои интересы и в судах общей юрисдикции. Как я уже говорил, мне уже удавалось сделать это, причем дважды. Поэтому советую читателям, у  которых возникли аналогичные споры со  страховыми компаниями, требовать выплаты без учета износа, не бояться отстаивать свои права в суде.Вообще-то, закон закрепляет за потерпевшими право полного возмещения убытков (статьи 15 и  1064 Гражданского кодекса  РФ). То  есть потерпевший вправе требовать компенсации всех расходов, необходимых для ремонта автомобиля. Возмещение ущерба в  рамках ОСАГО должно производиться на  основании федерального закона от  25.04.2002  года №  40-ФЗ «Об  обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» и  принятых позже (но  в  соответствии с  этим  же законом) Правил ОСАГО. В  законе «Об  обязательном страховании гражданской ответственности владельцев156 За рулем 02/2010