БЕЗ ГРАНИЦЖИВЫЕ КЛАССИКИ FORD-VAIROGS V8 STANDARDПо улице СвободыВПредвоенный массовый «Форд-V8» и нынче не редкость. Но машин c логотипом Vairogs на решетке радиатора осталось не более пяти. С раритетом на его родине общался Сергей Канунников. Кадр строил Александр Кульнев.етеран гармонирует с рижской архитектурой югендстиля, который называли также северным модерном. Солидные фасады притягивают взгляд щедрым, но не помпезным, а тонко подобранным и филигранно выполненным декором. Даже промышленные здания начала прошлого столетия выглядят отнюдь не безлико. Мы, провожаемые заинтересованными, а иногда и восторженными взглядами спешащих по своим делам рижан, едем к корпусам, где 70 лет назад родился этот неброский, но очень элегантный седан...216 За рулем 02/2010 Пуск двигателя хочется повторять еще и еще – настолько здорово! Легкое касание кнопки (половина, а скорее даже четверть оборота) – и послушная «восьмерка» почти незаметно ожила и тихонько забулькала где-то глубоко в недрах большого кузова. На ходу звук более зычный, мужественный, но вовсе не вызывающий. В «Форде» все настоящее, натуральное, однако без излишеств и декоративной мишуры. По американским меркам 1930-х – обычный автомобиль среднего класса, по евро-УРОК ДЛЯ СРЕДНЕГО КЛАССАпейским – большой, отнюдь не дешевый, даже престижный. Про эту машину так и хочется сказать: «Сноса не будет!». Но и к таким вещам время, как известно, неумолимо. По ощущениям от езды «Форд» похож на многих ровесников и некоторых потомков – скажем, на нашу «Победу». Коробка – с синхронизированными второй и третьей передачами. Конечно, фокусы типа «передернул рычаг» или «резко подоткнул передачу» здесь не проходят. Неаккуратность и суетливость обернутся болезненным для машины и постыдным для шофера скре-жетом. Да и вообще, «Форд» с его высоким кузовом и широкими подножками, строгим сумраком серого салона, мерным ворчанием низкооборотного мотора не располагает к резким движениям. Выжал сцепление, поставил рычаг в «нейтраль», затем не торопясь подвел его к тому месту, где должна быть вторая... Попал! Без скрежета и даже без особого падения скорости. Мы с «Фордом» друг друга уважаем! Работа тугими, но удобно расположенными педалями тоже не терпит суеты. Кстати, тормоза «Форда» не хуже, нежели на многих машинах концаЗа рулем 02/2010 217 БЕЗ ГРАНИЦ | ЖИВЫЕ КЛАССИКИ FORD-VAIROGS V8 STANDARD1950-х. Мотор тоже тянет неплохо, хотя малюсенькому однокамерному карбюратору явно нелегко питать восемь цилиндров, пусть и небольших. Объем V8 на машине в комплектации Standard всего 2,2 л, а мощность – 60 л.с. По современным меркам – младенец! Пухлые диваны и работающие гдето там, далеко под ними длинные рессоры (передняя – поперечная, это фирменная черта довоенных «фордов») создают ощущение, которое не грех назвать словом «комфорт». Вот только колеса «Форда» постоянно ищут удобное положение на дороге, а водитель большим черным рулем нащупывает связь с ними. Уже на скорости 60–70 км/ч машина требует собранности и внимания, а ведь может ехать и заметно быстрее. Но при этом ей абсолютно не идет современная суетливость!ТА ЗАВОДСКАЯ ПРОХОДНАЯКонечно, сегодня мы смотрим на автомобиль иначе, нежели его современники. В конце 1930-х «Форд-V8» был, в общем-то, обычным, но гармонировал с городскими пейзажами. Нарядным и в то же время строгим зданиям, украшенным лепниной обильно, однако отнюдь не по-нуворишески, вторит внушительная, вовсе не вычурная Говоря об этом сиденье, не стыдно произнести слово «диван». На спидометре европейской версии «Форда» – километры в час, остальные приборы тоже проградуированы в понятных единицах.218 За рулем 02/2010 Рулевой вал запирается ключом. Фары включаются колесиком в середине руля, охватывающим кнопку звукового сигнала.округлость крыльев и высокой крыши, необычные для тех лет овальные фары. Производственные корпуса на улице Бривибас (Свободы), потемневшие от времени и полузаброшенные, еще сохраняют внушающую уважение основательность. Здесь-то и делали «форды-вайрогс». Завод – дитя промышленного бума рубежа ХIХ–ХХ веков. В те годы в Риге, одной из старых торговых столиц северной Европы, входивших в Ганзейский союз, набирали силу хорошо оснащенные промышленные предприятия. Русскобалтийский вагонный завод получил известность благодаря не только вагонам, но и, по сути, первым в России серийным автомобилям и даже аэропланам. На заводе «Лейтнер» выпускали хорошо известные в империи велосипеды и мотоциклы, и здесь тоже экспериментировали с автомобилями. В 1895-м возле Псково-Рижской железной дороги по проекту архитектора Карла Иоганна Фельско возвели корпуса вагоностроительных и механических заводов «Феникс». Именно здесь, на предприятии, уже называемом «Вайрогс», в 1936-м начали сборку «фордов» – сначала грузовиков и автобусов,За рулем 02/2010 219 БЕЗ ГРАНИЦ | ЖИВЫЕ КЛАССИКИ FORD-VAIROGS V8 STANDARD МЕСТО РОЖДЕНИЯ – РИГААвтомобили марки «Форд-Вайрогс» выпускали в столице Латвии с 1936 года. Помимо грузовиков и автобусов, с 1938-го производили компактный «Юниор» с 4-цилиндро-вым мотором и модель V8. Версию «Стандарт» оснащали агрегатом 2,2 л мощностью 60 л.с. Вариант «Люкс» отличала иная отделка и 85-сильный мотор 3,8 л. Эти машиныразвивали 120 и 135 км/ч соответственно. До 1939 года было построено 200–300 легковых автомобилей и примерно 1200 грузовиков и автобусов. При невеликом рабочем объеме двигатель все же восьмицилиндровый. А как же – «американец»! В верхней части необычной по форме фары скрыта лампочка указателя поворотов.а с лета 1938-го и легковых машин: относительно недорогих с 4-цилиндровым двигателем и больших с моторами V8. Выбор марки, конечно, не случаен: «форды» давно и хорошо прижились в Европе. Их уже много лет делали в Британии и Германии. Да и в СССР, кстати, первыми по-настоящему массовыми автомобилями стали фордовские. Но производство «вайрогсов» продолжали лишь до 1939 года. Мировая война мешала транспортировке в Ригу комплектующих. Ну а вскоре понятие «совместное предприятие» для стран Балтии стало далеким, как Детройт, где создавали все новые «форды». Этот синий седан, вероятно, в числе последних вышел из заводских ворот. Улица, где собирали «форды», носила потом имена Гитлера и Ленина, а много позже вновь обрела первоначальное название. После войны в этих корпусах строили электропоезда с хорошо известной в СССР аббревиатурой RVR. Ныне большинство цехов медленно ветшает. Но история иногда в самом деле повторяется, пусть и не буквально. Не очень далеко от Риги – под СанктПетербургом (кстати, тоже не раз меПО МЕСТНОМУ ВРЕМЕНИнявшим имя в ХХ веке), – но теперь уже в другой стране спустя шесть десятилетий после окончания истории «Вайрогса» вновь собирают «форды». Кстати, этот синий седан, прекрасно восстановленный рижскими реставраторами, нашли в плачевном состоянии именно в Петербурге. Проследить его историю более подробно не удалось. Сегодня известны всего четыре «форда-вайрогс»: три легковых, один пожарный. Все – в Латвии. Говорят, в Эстонии есть еще один, но в виде ржавых останков… Я все катаюсь меж старых, некогда величественных заводских корпусов, словно пытаюсь лучше понять этот «Форд» и его далекую эпоху. А всего в двухстах метрах шумит современный европейский город. Нынче шедевры югенд-стиля соседствуют в нем с полуразрушенными, заброшенными зданиями, новенькими коробчатыми супермаркетами и стеклянными офисами. Но связь времен не прервалась: густой вечерний поток почтительно притормаживает, когда массивный, немного неповоротливый «Форд» выезжает на улицу Бривибас. Редакция благодарит Роберта Циммермана за предоставленный автомобиль.220 За рулем 02/2010