ГРУЗОВИКИVOLVO FH13Шведское семействоУже год в Калуге работает завод по сборке тяжелых грузовиков «Вольво». С семейством их родственников по шведской линии знакомился Николай Мордовцев. Фото Георгия Садкова.ет двадцать назад никому даже не приходило в голову, что кроме МАЗов-КамАЗов в нашем отечестве будут делать и совсем другие грузовики. Автопроизводители европейской «большой семерки» очень быстро сообразили, что промсборка на новой территории – дело выгодное, а коли так, то пора и в России открывать свои заводы. Наиболее оперативно и настойчиво за дело взялась шведская компания «Вольво». Еще в конце 90-х был проект отверточной сборки грузовиков на территории ЗИЛа, но дело не заладилось, и позже производство развернули в Зеленограде. В марте 2003 года там собрали первый седельный тягач «ВольвоFH12». В технологический процесс бы-Лла включена даже сборка рамы, и сами шведы признали, что наше качество ничем не уступало европейскому. В 2007 году уже собрали 506 грузовиков серий FH и FM. Следующий этап – запуск в январе 2009-го сборочного производства в Калуге, рассчитанного уже на 10 тысяч автомобилей. (Еще 5 тысяч грузовиков будут выпускать под маркой «Рено тракс» – обе компании входят в состав одного концерна.) Конечно, при таких объемах рано говорить о локализации производства, и здесь, видимо, не скоро начнут штамповать, сваривать и окрашивать кабины, как на «ИВЕКО-УралАЗе» или на заводе «ФИАТ-Соллерс» в Елабуге. Двигатель – тоже далекая перспектива. В Калуге собирают шасси для гру-зовиков и самосвалов, а также комплектные седельные тягачи. Последние, по прогнозам шведов, будут особенно востребованы, поэтому в программе «Вольво Восток» есть бюджетный «Вольво-FM9 Регион Профи». Но флагманом компании остается серия FH. Не случайно первым грузовиком, собранным в Калуге, стал именно седельный тягач «Вольво-FH13». В отличие от братьев-близнецов, которым сразу была уготована работа под седлом, первенца целый год возили по выставкам и презентациям. Но сладкая жизнь фотомодели закончилась, и машину устроили на работу. Теперь ее будут снимать разве что фотокамеры ГИБДД.ПРОЖИТОЧНЫЙ МАКСИМУМТак каким же может быть «Вольво-FH» российской сборки? В первую очередь таким, какой нужен отечественному перевозчику. Скорее всего, с самой просторной кабиной из всей гаммы грузовиков – «Глоубтроттер». Это имя существует уже 30 лет. С годами менялись каркас, фасад, интерьер кабины, но остается неизменной суть – максимальный уровень комфорта. «Глобус» сразу же завоевал уважение российских водителей качеством отделки и продуманным интерьером. Комфортом грузовик не уступает легковой машине, с поправкой, конечно, на специфику работы. Регулируемая рулевая колонка с фирменным пневмоза-170 За рулем 02/2010 ГРУЗОВИКИ | VOLVO FH13жимом, сиденья с электроподогревом и электроприводами регулировок, с велюровой или кожаной обивкой. Мне довелось немало поездить за рулем «Вольво-FH». Трасса Москва – Питер, зимники Якутии и Чуйский тракт Алтая, Западная Сибирь и Урал, Испания и Швеция – поверьте, можно запросто проехать 400 километров за один присест и выйти из машины со свежей головой, а не с чугунной. Наши дороги при езде на FH становятся как будто лучше – огрехи их скрадывают большие шины, длинные малолистовые рессоры и пневмобаллоны подвески, четырехточечная пневмоподвеска кабины и, наконец, «подвешенные на воздухе» сиденья. И суровые холода не помеха. Основная «печка» уверенно справляется с 40-градусными морозами, а на подхвате мощная «сухая» автономка. Могут установить жидкостный отопитель, который перед пуском еще и прогреет выстудившийся дизель. Разумеется, для жаркого лета есть кондиционер. Бытовые условия тоже вполне достойные. Над ветровым стеклом – почти шкаф объемом около 200 л. Под нижним матрацем левый ящик – для одежды, правый – под инструмент, вы-движной по центру – под продукты. На заказ поставят небольшой холодильник.ДИНАМИЧЕСКИЙ ФАКТОРСамые известные в России моторы для «Вольво-FH» – дизели семейства D12 теперь не устанавливают, хотя модификация D12D соответствовала нормам Евро IV и мощность в 380-460 л.с. вполне устраивала наших перевозчиков. На смену пришло новое семейство – D13. А чтобы несчастливое число не отпугивало покупателей, в шильдике на кабине его нет. Впрочем, объем двигателя только 12,8 л, так что до чертовой дюжины он не добирает. Мощность – от 360 до 520 л.с., Евро V. Предлагают и мотор D16Е. Несколько лет он был самым мощным серийным европейским дизелем: 540, 580 или 660 л.с. и момент от 2600 до 3100 Н·м. Самый молодой двигатель для «Вольво-FH» – D11В (390 и 430 л.с.) появился летом 2008 года. Делают его во Франции на заводе «Рено тракс». Разница между вариантами для «Вольво» и «Рено» лишь в надписи на клапанной крышке: Renault dXi11. Этим дизелем комплектуют «Рено-Премиум» с 2006 года. Шведы же, видимо боясьрисковать репутацией, два года выжидали, как покажет себя ими же разработанный и выпускаемый под их присмотром мотор. Очевидно, что он будет самым недорогим для «Вольво-FH». Примечательно, что оба двигателя конструктивно схожи: чугунные блоки с мокрыми гильзами, составные поршни с жаропрочными стальными днищами и бобышками, с алюминиевыми юбками. Общая для всех цилиндров головка с верхним распредвалом, привод ГРМ и вспомогательных агрегатов шестернями со стороны маховика, четыре клапана на цилиндр. Топливная система с электронно-управляемыми насос-форсунками. Конечно же, есть турбонаддув и интеркулер. Нормы Евро IV и Евро V инженеры «Вольво» одолевают водным раствором мочевины – AdBlue, но для отдельных модификаций практикуют и рециркуляцию отработавших газов (EGR). Этот прием помогает снизить количество окислов азота в выхлопе. Еще одна особенность современных дизелей «Вольво» – моторный декомпрессионный тормоз (VEB), эффективно гасящий скорость автопоезда на спусках: за «Вольво-FH» не стелется смрад от горящих тормозных накладок.Volvo-FH13 400 4×2ДАННЫЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЯ ОБЩИЕ ДАННЫЕ Размеры, мм: длина ширина высота база Полная масса автопоезда, кг Нагрузка на ССУ, кг Максимальная скорость, км/ч Топливо/запас топлива, л ДВИГАТЕЛЬ: дизельный, Р6, 12,8 л, 294 кВт/400 л.с. при 1900 об/мин, 2000 Н·м при 1100–1700 об/мин. ТРАНСМИССИЯ: заднеприводная, М14. ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: подвески – зависимая, рессорная/зависимая, пневматическая; тормоза – пневматические, дисковые, c ABS; шины – 315/70R22,5. 5887 2500 3900 3700 44 000 13 000 90 ДТ/710172 За рулем 02/2010 Хорошая кабина и мощный двигатель – еще не весь грузовик. Не менее важен правильный подбор агрегатов трансмиссии. У «Вольво тракс» свои коробки передач. Для FH предназначены 12- и 14-ступенчатые, с жестким тоннельным картером. Конструкция традиционна: основная коробка трехступенчатая, перед ней делитель, а сзади – планетарный демультипликатор. Итого 12 передач плюс две «черепахи» и четыре передачи заднего хода. Сегодня более половины тяжелых грузовиков для западных перевозчиков оснащены механическими коробками с автоматизированным переключением передач. У «Вольво» семейство таких коробок В таком «кабинете» можно без устали провести несколько часов кряду.носит название I-shift, их устанавливают на магистральные и развозные грузовики, автобусы и даже на самосвалы. Главные достоинства – проще управление автомобилем и ниже расход топлива. Есть и несколько вариантов ведущих мостов, с разной осевой нагрузкой, передаточными числами, с блокировками дифференциалов или без них. Седельные тягачи обычно комплектуют мостами с экономичной и надежной одинарной гипоидной передачей с передаточными числами от 2,2 до 3,8. А это тоже поможет более точно настроить автомобиль на будущую работу в России. Пневмоподвеска (на фото хорошо видны реактивные штанги ее направляющего аппарата) не только бесшумна, но и довольно сниходительна к дорожному покрытию.На правах рекламы