144
145
146
147
РЕМОНТ И СЕРВИСВ ДЕТАЛЯХ FORD FOCUS II (с 2004 года)Спорный моментИнтернет полон споров на тему надежности «Форда-Фокус». Аргументы сторон выслушал Игорь Козлов. Фото Константина Якубова.РОССИЯ – ИСПАНИЯ – 2:0Как только во  Всеволожске начали собирать «Фокус», он стал самой популярной иномаркой на  нашем рынке. Называть машину отечественной все еще непривычно, в  том числе и  потому, что качество сборки не  по-нашему высокое. «Форд» и  сам признал, что русские умеют работать не  хуже европейцев. Например, на  седанах испанской сборки нередко отслаивалась краска на крышке багажника, а у наших – нет! Или, скажем, у  «испанцев» плохо держались накладки оконных рамок дверей и уголки перед наружными зеркалами  – нередко струя воды при мойке под давлением отрывала их... (Cправедливости ради отметим, что и на наших машинах такое случалось.) Однако есть и общие болячки. На тех же седанах нередко переламывается проводка в  крышке багажника  – электрозамок остается без питания, открыть крышку становится непросто. Конечно, можно проникнуть в багажник через салон и восстановить проводку  – так зачастую поступают дилеры. А можно извлечь 20 пистонов обивки и, вынув ее, открыть замок шилом. Но  надо знать, на  что нажимать!144 За рулем 02/2010Завод постоянно совершенствует жгут, однако, судя по результатам, эта задача не имеет решения. Нередко отказывают фонари освещения номерного знака. С этим уж как повезет, ведь модификаций плафонов было по меньшей мере пять. Одни более удачной конструкции, другие – менее. И  кнопка открывания багажника осталась слабым местом. Причина та же, что и в случае с плафонами, – негерметичность. На многих авто, выпущенных с  февраля по  август 2008  года, облезал хром с декоративных деталей кузова. Дефект устранили, но  неприятный осадок у владельцев остался. Одно время лопался усилитель капота  – меняли по  гарантии на  новый капот. Продать такую машину сложнее  – возможно, придется доказывать ее безаварийное прошлое. Вопреки предположениям скептиков, отказов личинок замка капота было ничтожно мало. Но  сам замок сбоит нередко. Виной всему грязь, которая забивается в  зазоры телескопической тяги и  сковывает ее. Решетка радиатора, где стоит личинка, постоянно «дышит», тяга постепенно сжимается и выскакива-ет из шарниров. Открыть капот все же можно – были бы длинные руки и ключ «на  10». Или можно воспользоваться проволочным крючком… Впрочем, не станем раскрывать всех секретов. А  вот вскрыть двери чужаку куда сложнее, уж тем более запустить двигатель. Не  случайно в  Европе «Форд» входит в  десятку самых взломоустойчивых. Обмануть мультиплекс дело непростое: в  машине минимум 15  модулей, общающихся меж собой по CANшине. И  пусть за  противодействие взлому ответственны не все, но и пары «умников» достаточно, чтобы противостоять злодеям. Поэтому ставить дополнительную сигнализацию особого смысла нет. Наоборот  – именно из-за нее зачастую появляются сбои в  электронике, вычислить которые весьма непросто. Прочие неприятности могут возникнуть из-за небрежного ремонта  – то  ли слесари разъем ненадежно соединят, то  ли некорректно «обучат» какой-нибудь чужеродный блок. Штатные блоки глючат очень редко, но случается. Например, автоматические стеклоподъемники могут «заГРАНИЦЫ ИНТЕЛЛЕКТА ИСТОРИЯ МОДЕЛИ •  2004 Дебют «Форда-Фокус» второго поколения (заводской индекс С307). Кузова: седан, 3- или 5-дверный хэтчбек, универсал. Двигатели: бензиновые  – Р4, 1,4  л, 59 кВт/80 л.с.; 1,6 л, 74 кВт/100 л.с.; 1,6 л, 85 кВт/115 л.с.; 1,8 л, 92 кВт/125 л.с.; 2,0 л, 107 кВт/145 л.с.; Р5, 2,5 л, 166 кВт/225 л.с. (с  турбонаддувом, для версии  ST); дизельные с  турбонаддувом  – Р4, 1,6  л, 66 кВт/90 л.с.; 1,6 л, 80 кВт/109 л.с.; 1,8 л, 84 кВт/115 л.с.; 2,0 л, 81 кВт/110 л.с.; 2,0 л, 100  кВт/136  л.с. Привод передний, М5, М6 или А4. Крэш-тест EuroNCAP: 16  баллов за  фронтальный удар и  18  – за  боковой (наивысший результат). Итог: пять звезд. • 2005 Начало сборки модели во  Всеволожске. • 2006 Появление версии купе-кабриолет. • 2007 Рестайлинг. Изменились: радиаторная решетка, оптика, бамперы, передние крылья, капот, панель приборов, центральная консоль, материалы и оформление отделки салона. Незначительной модернизации подверглись двигатели. Крэш-тест NHTSA: «отлично», высшая оценка. • 2008 Версия  RS с  бензиновым двигателем Р5, 2,5 л, 221 кВт/300 л.с. Крэш-тест IIHS: «хорошо», высшая оценка.быть» крайние положения. Делаем так: вынимаем предохранитель из  цепи и спустя минут двадцать возвращаем его на место. Опускаем, а затем поднимаем стекло до  упора и  удерживаем клавишу еще несколько секунд. И так с каждым стеклоподъемником. Если не  помогло, то лишь умелец догадается, что надо перевернуть шестерню с  датчиком Холла на  180  градусов, после чего механизм обретет память. Бывало, что актюаторы центрального замка начинали хрустеть. Это гарантийный случай, так что механизмы вам обязаны заменить.ЧТОБЫ ЭЛЕКТРОНИКА НЕ УМНИЧАЛААлюминиевые блоки цилиндров одноразовые, то есть ремонту не подлежат, потому при износе цилиндропоршневой группы блок приходится менять. Чтобы замену отдалить, не  экономьте на масле и тем более на воздушных фильтрах! Хотя по  регламенту периодичность ТО определена в 20 тысяч км, масло рекомендуем обновлять почаще и всякий раз проверять, цел ли фильтр. Пыль во  впускном коллекторе после фильтра  – верный признак дырявой шторы или неправильно установленного фильтроэлемента.Еще одна забота – придется периодически промывать дроссельный узел. Но не по рекомендации дилера (бывает, он завышает требования), а лишь по надобности. Например, если мотор стал хуже пускаться или неустойчиво работает на  переходных режимах. Учтите, что отсоединять разъем от  узла можно только при выключенном зажигании, выждав после этого минут двадцать  – пока заслонка не прекратит калибровку (перестанет жужжать). После работ загорится Check Engine, но  пусть вас сигнал не пугает. Если все собрали как положено, то  спустя три (иногда четыре) полных цикла прогрева-остывания табло погаснет. А  через 40  циклов сотрется ошибка и  в  долговременной памяти контроллера. На форумах в  Интернете высказывают мнение, что заслонка будет загрязняться реже, если заглушить клапан EGR. Знайте, это не панацея даже для «убитых» моторов. У машин первых годов выпуска порой подтекают резьбовые заглушки каналов охлаждения в  головке блока. Это  – беда: вывернуть копеечные (28  рублей за  штуку) детальки не так-то просто – прикипают намертво! Многие дилеры меняют из-за этого головку – понятно, им думать невыгодно. А  способ-то есть, и  куда более  Так выглядел салон до рестайлинга. «Скрутить» данные  пробега непросто, ведь перепайкой чипа в щитке приборов дилерский сканер не обманешь.   Подсветка приборов после рестайлинга сменила зеленый цвет на красный. Иная центральная консоль. Других  отличий немного.  Жгут крышки багажника  седана (показан стрелкой)  по-прежнему ненадежен.   У бензинового мотора  1,6 л ременный привод  ГРМ – не забывайте менять  вовремя! Как правило,  у таких версий нет одеяла  изнутри капота, из-за чего  в дождь нередко заливает  свечные колодцы. За рулем 02/2010 145 РЕМОНТ И СЕРВИС | В ДЕТАЛЯХ FORD FOCUS II (с 2004 года) СТОИМОСТЬ ОТДЕЛЬНЫХ РАБОТ У ДИЛЕРАРабота Компьютерная диагностика электронных систем Замена масла и фильтра двигателя (со снятием защиты моторного отсека) Замена ремня ГРМ Промывка узла дроссельной заслонки Замена бензонасоса Замена сцепления Замена стоек переднего стабилизатора Замена передней/задней ступицы в сборе с подшипником Замена тормозных колодок передних/задних дисковых (барабанных) Регулировка углов установки колес Нормочас   Двигатель 1,8 л внешне не отличишь от 2-литрового. Но по качеству работы электронные блоки  управления различаются ощутимо: в программах тех, что работают с 1,8, явно больше ошибок.   В передней подвеске могут заскрипеть  сайлент-блоки рычагов (в кружке), но ездить  с этим можно. Стойки стабилизатора ходят  40–60 тысяч км, шаровые и рулевые – 100– 120 тысяч. Бывает, стучит рейка, но завод  считает это нормой и в гарантийной замене  отказывает.*В зависимости от работ.Стоимость, руб. 600 1410 5840 1210 3220 9670 1210 2820/1210 980/980 (1400) 2010 1400–2010*СТОИМОСТЬ ЗАПЧАСТЕЙ У ДИЛЕРАЗапчасть Крыло переднее/заднее Накладка бампера переднего/ заднего Блок-фара/фонарь Капот Фильтры масляный/воздушный/ салонный Приводной вал правый/ левый Поликлиновые ремни с натяжителем и крепежом Опорный подшипник передней стойки Шаровая опора в комплекте с крепежом Рулевая тяга в сборе с наконечником Продольные рычаги задней подвески в сборе с сайлентблоками Стоимость, руб. 7680/23 830 16 520/17 620 6230/2670 15 750 360/970/930 32 250/30 720 5540 690 2470 5380 16 660  На этой головке поменять подтекающую  заглушку рубашки охлаждения (показана  стрелкой) удалось сравнительно легко –  редкая удача.дешевый! Сняв «голову», хорошенько и жестко обстукиваем заглушки вдоль оси, после чего, как правило, их удается стронуть. Иначе – высверливаем заподлицо с резьбой и удаляем ее остатки из  головки. Третий прием хорош, если «в  хозяйстве все запущено»: высверливаем большее отверстие, нарезаем новую резьбу и заказываем у знакомого токаря новые заглушки. На автомобиле с  бензиновым 1,6-литровым мотором следите за П-образной трубкой кондиционера – на ней могут появиться трещины в месте заделки. В 2008 году завод изменил конфигурацию трубки, и  дефект после этого стал проявляться редко. Если при прогреве двигателя зимой слышите146 За рулем 02/2010посвистывание из-под капота, значит, проскальзывает ремень генератора. Пощадите его  – отключите электрообогрев стекол и  зеркал, который при горящей «снежинке» на  щитке приборов включается сам. А  чтобы впредь злектроника не  умничала, можно заблокировать функцию автоматического включения обогрева. Правда, для этого нужно иметь сканер, иначе придется ехать к дилеру. На выпущенных с 2008-го по июль 2009 года машинах с бензиновыми моторами 1,8 и 2,0 л этот прием не помогает. Здесь меняют натяжной ролик  – ставят хорошо зарекомендовавшее себя устройство старого образца (оно с  автоматом натяжителя), но  почему-то только на машины испанской и немецкой сборок – российские в эту компанию не  попали. Да  и  меняют пожлобски: ролик с  натяжителем и  болтами за  счет заведения, а  ремни оплачивает клиент! Пожалуйте в  кассу 4000 рублей. Прошивки контроллера бензинового 1,8-литрового двигателя, мягко скажем, неудачные. Завод об этом знает и  постоянно совершенствует программу, но  что-то не  получается. Поначалу мотор плохо тянул, пока окончательно не  прогревался, потом стали плавать обороты при движении накатом (в  варианте с МКП), а в третьем случае машина отказывалась тормозить двигателем. К тому же дергалась при движении РАСЧЕТНЫЕ ЗАТРАТЫ НА СОДЕРЖАНИЕ МАШИН НЕКОТОРЫХ ВЕРСИЙЗатраты* Стоимость, руб. 1,6 МКП 2,0 АКПСредняя цена трехлетнего экземпляра с пробегом 75 тыс. км 408 420 494 280 Стоимость ТО у дилеров за пробег 75–150 тыс. км включительно 50 340 35 350 (с расходниками) Вероятные затраты за пробег 75–150 тыс. км (деталь с заменой) Стойки стабилизатора передней 8910 подвески (две замены) Опорные подшипники стоек 4800 передней подвески Шаровые опоры передней 11 780 подвески Передние ступицы в сборе 16 450 Ступица заднего колеса 9520 Рулевые тяги в сборе 17 610 с наконечниками Сцепление 33 060 – Тормозные диски и колодки 11 890 передние Тормозные колодки передние 9180 (две замены) Тормозные диски и колодки задние – 10 260 Тормозные колодки задние – 4180 (дисковый механизм) Тормозные колодки задние 7400 – (барабанный механизм) ИТОГО 589 360 634 210 Средняя цена пятилетнего экземпляра с пробегом 150 тыс. км 328 000 395 000 Потери в эксплуатации (сумма затрат на авто с вычетом его 261 360 239 210 продажи)** Средний расход топлива в городе 8,7 11,2 (данные производителя), л/100 км Расходы на топливо 163 130 210 000 (А95, 25 руб./л) Стоимость 1 км пробега*** 5,65 5,98 Возможные дополнительные затраты за пробег 75–150 тыс. км (деталь с заменой) Продольные рычаги задней 22 610 подвески Топливный насос 26 760 Ремонт проводки багажника 2010 Ремонт АКП (средняя цена) – 80 000*Цены на январь 2010 года. **Без учета шин, инфляции и ДТП. ***С учетом расходов на топливо.  Опорные подшипники стоек  претерпели не одну модернизацию, но надежностью, как  и ступичные, не блещут.   В задней многорычажке следите за сайлент-блоками продольных рычагов (в кружке), их  можно позаимствовать у близняшки – «Мазды-3». Стойки  стабилизатора могут быть двух  типов: с шаровыми шарнирами  и без них (на втулках). Вторые  служат дольше, но учтите, что  стойки не взаимозаменяемы.внатяг, а горячий мотор стал хуже заводиться. В общем, ждем четвертую прошивку... Американцы, наверное, тоже ждут, ведь на их рынок авто с мотором 1,8 л до сих пор не поставляют. У  двигателей объемом 1,6 и  2,0  л тоже есть слабые места в  программах, но они менее заметны. Ресурс сцепления сильно зависит от стиля вождения... и от партии комплектующих: в  одном случае ходит 150 тысяч км, в другом – накладки ведомого диска разваливаются к  пяти тысячам. На МКП одно время дефект проявлялся так: при сбросе газа самопроГРЯЗЬ ВИНОВАТАизвольно выключалась вторая или третья передача. Если не  помогала регулировка тросов управления, дилеры меняли муфты передач, как правило, по гарантии. Случается, и  автомат ломается, причем, что удивительно, чаще, чем у  «Мазды» (коробки обеих машин ничем друг от друга не отличаются). Похоже, японцы собирают агрегаты для себя лучше, чем на сторону. Благо, коробка ремонтопригодна, к тому же механики изучили ее досконально. Подшипники делает фирма SKF, и  к  ней у  владельцев «фокусов» есть претензии. Еще  бы, то  заскрипят опоры стоек, то загудят ступицы или промежуточная опора правого приво-да. Заподозрить столь солидную фирму в измене традициям высокого качества трудно. Говорят, наша грязь, мол, во всем виновата. Статистика по  подвескам, рулевому управлению и  тормозам дает противоречивые данные: одни и  те  же узлы и  детали ходят по-разному. Возможно, все дело в отношении владельца к  автомобилю  – юные обладатели «фокусов» зачастую не  знают жалости к  своим машинам и  гоняют их, ничем себя не  ограничивая. Но  тогда любой дремлющий до поры дефект обязательно проснется. Благодарим компанию «Major на 47 км МКАД» за помощь в подготовке материала.За рулем 02/2010 147