162
163
ЭКОНОМИКАСТИМУЛИРОВАНИЕ ОТРАСЛИУтилизация невозможна?Вроде бы замечательная новость: в Министерстве промышленности и торговли РФ подготовили пилотный проект утилизации автомобилей. Реализовывать его намечено в 17 регионах страны. Но пока не то что в жизни – даже на бумаге сдать авто в утиль невозможно. К такому выводу пришел Игорь Моржаретто.Эксперимент, рассчитанный на год, должен был стартовать еще 1 января. В рамках пилотного проекта предполагается принимать к  утилизации автомобили отечественного и  зарубежного производства старше 10  лет, которые были зарегистрированы на  последнего владельца не  менее года. При сдаче машины в  утиль потребитель получит сертификат номиналом 50  тыс. рублей, который может быть использован только на  приобретение нового автомобиля отечественного производства (включая иномарки, собранные в  России). По  словам директора департамента автомобильной промышленности Минпромторга Алексея Рахманова, одной из  острых проблем российского авторынка остается почтенный возраст легковых автомобилей: около 50% парка старше десяти лет. Хорошо, если они на ходу, – отслужившие свой срок машины, ржавые кузова, лысые покрышки просто бросают во  дворах домов, на  пустырях, «диких» свалках, захламляя городские территории.162 За рулем 02/2010ЕВРОПЕЙСКИЙ ПРОРЫВВ России, как известно, рынок легковых автомобилей за  год упал в  два раза. А в Европе, Америке и ряде стран Азии ситуацию (которая поначалу складывалась не лучше) в течение прошлого года удалось переломить благодаря принятым в  первой половине 2009-го государственным программам стимулирования внутренних рынков. В  частности, с  помощью утилизационных премий, которые выплачивались покупателю новой машины при условии сдачи старой на  переработку. Такие бонусы выдавали в  13  странах Европы, в США и других государствах. Наиболее яркие успехи продемонстрировала Германия, где продажи за время действия программы выросли на 40%! Вот и наше правительство решило пойти тем  же путем  – выделило на утилизацию около 200 тыс. автомобилей в этом году 10 млрд. рублей.РОССИЙСКИЙ НАРЫВВсе это очень здорово, своевременно, но, как всегда, наступил новый год, а программа оказалась не готовой.Срок ее вступления в  силу официально перенесли на месяц, но нет никакой уверенности, что с  1  февраля она заработает. Слишком много вопросов  – и у тех, кто хотел бы сдать старенькую «копейку» в обмен на новую «калину», и  у  специалистов. Например, кто придумал Правила предоставления из федерального бюджета субсидий на  возмещение потерь в  доходах торговых организаций при продаже новых автотранспортных средств российского производства со скидкой? Название этого документа, вывешенного на сайте Минпромторга, невозможно даже прочитать, тем более получить по нему хотя бы копейку. Это какой-то апофеоз бюрократической бессмыслицы! Судите сами. Человек сдает старую машину в утиль и получает у приемщиков бумажку. С ней он идет в банк, где ему выдают... нет, не  деньги, а  другую бумажку. С  этим документом потенциальный автовладелец отправляется в  автоцентр. Там ему продают автомобиль, из цены которого вычтены «государственные» 50  тыс. рублей. Но  пока ничего государственного тут нет – фак- тически эта скидка оплачена из кармана продавца! Сам дилер после сделки составляет объемный пакет бумаг и отправляет его в  Москву, в  Минпромторг. Там все эти документы проверяют и отправляют со своей резолюцией в банк. Через какое-то время (в теории не превышающее 45 дней) банк возвращает дилеру его собственные деньги  – и  только теперь «проявляется» финансовая помощь государства. На практике, понятное дело, сроки могут затянуться, ведь проверкой документов в  министерстве будут заниматься всего несколько сотрудников. И  какой дилеру интерес в  этой программе? Денег у  него сейчас и  так негусто, только успевай по кредитам платить, а  тут на  каждой машине он надолго теряет по  50  тыс. рублей. Которые, может быть, получит. Когданибудь. Или не получит… И  это еще не  все. На  сегодняшний день не  определен список банков, привлеченных к  программе; нет даже образца сертификата и  всего пакета необходимых документов… И самое главное – в стране не только нет системы рециклинга и переработки автохлама (количество действующих заводовможно пересчитать по  пальцам одной руки), но  и не  разработана система стимулов и  нормативно-правовая база для желающих заниматься такой деятельностью! И вообще, кто за это будет платить? В  Европе расходы, связанные с  утилизацией, давно включены в  стоимость автомобиля еще при его покупке. А  у  нас? Пока Минпромторг робко предполагает, что заплатит сам владелец старой машины (называют даже примерную сумму  – не  более 3 тыс. рублей). Плюс расходы на эвакуатор (в пределах Москвы – около 2 тыс. рублей). То  есть до  покупки нового транспортного средства еще ой как далеко, в  руках только бумажка, а  денег уже потрачено немало… Сколько еще таких подводных камней обнаружится, когда программа начнет действовать, можно только догадываться. И  вспомнить, что широко разрекламированное льготное кредитование стало реальностью лишь в  мае 2009 года (обещали запустить с января). Она буксовала, пока в  схему не  внесли три существенные поправки: сумму увеличили до 600 тыс. рублей, первоначальный взнос сократили до 15% и увеличили число банков-участников. И хо-СПРОСИМ    ЧИТАТЕЛЕЙЧтобы программа утилизации работала эффективно, нужно:заменить сертификат 38% «живыми» деньгами увеличить размер 43% компенсации минимум до 100 000 руб. вести разъяснительную 19% работу с владельцамитя правительство планировало с  помощью льготных кредитов продать за год до  150  тыс. автомобилей, реально реализовано лишь 70 тыс. Поэтому деньги, выделенные на  программу, направили на другие цели. Тем не  менее для нашей страны программа утилизации  – это огромный шаг вперед. Ведь и авторынок здорово просел, и  легковых автомобилей старше 10 лет в России больше половины. Я  уже не  говорю о  коммерческом транспорте: среди грузовых автомобилей таких более 80%, автобусов – 60%. Но про них в решениях правительства нет пока ни слова.На правах рекламы