134
135
136
137
РЕМОНТ И СЕРВИСТЕСТ-РЕМОНТ CITROEN C4В четвертом измеренииМашины оценивают по внешнему виду, удобству управления, безопасности.... Игорь Козлов дополняет перечень критерием «трудоемкость обслуживания», на сей раз «Ситроена-С4». Фото Георгия Садкова.ТОТАЛЬНАЯ ЗАВИСИМОСТЬПод капотом сразу обращаешь внимание на  предупредительную наклейку: производитель рекомендует эксплуатационные жидкости только марки «Тоталь». Купить их в  мегаполисе труда не составит, но в провинции таковых может не  найтись. А  если ближайший дилер за  сотни километров от  дома? Тогда используйте жидкости других марок, но  обязательно схожие по  свойствам. Например, класс синтетического моторного масла должен быть не ниже А3/В4, а минералки – С2 (по  АСЕА). Индекс вязкости по  SAE не  ниже 5W-30 для средних и  южных широт и 0W-30 для северных . Отработку сливаем из  прогретого мотора, отвернув пробку в поддоне картера. Грани очень низкие, и  рожковый ключ их может «зали134 За рулем 02/2010зать», поэтому лучше работать головкой «на  24» или четырехгранником «на  8»  – под него есть углубление в  пробке. При замене картриджа фильтра обязательно меняем уплотнительное колечко (найдете его в оригинальном комплекте). Чтобы не  вывернулось при наворачивании колпачка, смажьте его. Колпачок закручиваем моментом 25–30 Н·м и, разумеется, точно по  резьбе  – предупреждаю, поскольку можно и оплошать. В МКП нет ни щупа, ни контрольной пробки. Это плохо, ведь если масло подтекает через уплотнения картера или сальники, то непонятно, сколько же его доливать. За это оценку снижаем. Другое дело, если агрегат герметичен. Тогда, отвернув сливную пробку ключом «на  21» или четырехгранником «на  8», сливаем все до  каплиCitroen С4Дебют: 2004 год, Женева. В 2006 году модель подверглась рестайлингу. КУЗОВ: 3- или 5-дверный хэтчбек. ДВИГАТЕЛИ: бензиновые –1,4 л, 90 л.с.; 1,6 л, 110, 120 и 150 л.с.; дизельные – 1,6 л, 90 и 110 л.с.; 2,0 л, 140 л.с. КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ: М5, М6, А4. ПРИВОД: передний. КОМПЛЕКТАЦИИ: Classique, Confort, Exclusive, VTR, VTR Pack. ЦЕНЫ В ДЕКАБРЕ 2009 ГОДА: 509 000–755 500 руб. ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКАи  заливаем через другую пробку (она сверху картера) ровно 2 л свежего масла. Тогда, как уверяет производитель, уровень будет в  норме. По  официальному регламенту масло замене не подлежит, но, по  опыту, его стоит менять каждые 100 тыс. км. В автомате тоже нет щупа и  контрольной пробки. Здесь их заменяет футорка под шестигранник «на 8», которая находится под пробкой в  поддоне (она под четырехгранник «на 8»). Вывернув на  неработающем двигателе обе эти детали, сливаем отработку в  мерную емкость, после чего вкручиваем футорку на место, а затем и  пробку. Через вывернутый сапун (или пробку сверху картера) заливаем свежее масло в  объеме на  0,3– 0,5  л больше слитого и  пускаем двигатель. Прогрев его до  60°С, переводим селектор коробки по всем позициям с  2-3-секундной задержкой в  каждой из  них и,  оставив рычаг в  положении  Р, откручиваем сливную пробку (футорку не трогаем!). Излишки сольются, и  в  агрегате останется лишь нужное количество масла  – по  срезу верхнего отверстия футорки. Кстати, по  прежнему регламенту масло считалось «вечным», но  из-за частых отказов коробки AL4 (она же DP0 у «Рено» и  ALA у  «Пежо») первая замена масла теперь предусмотрена на 15 тыс. км, а  следующая рекомендована при пробеге 90 тыс. км. Фильтр дилеры не меняют, справедливо полагая, что до третьей замены масла агрегат все равно исправным не  доживет. Дескать, тогда-то, при полной разборке коробки, фильтр и поменяем, а то ведь подобраться к нему непросто – он за поддоном и плитой гидравлики. Перед заменой охлаждающей жидкости приготовьте широкую емкость. Сливной пробки в  радиаторе нет, так что будем сливать, сняв нижний патрубок. При этом рискуете облиться и  ошпариться. Конечно, можно подождать, пока мотор остынет, но тогда закроется клапан термостата и  часть жидкости останется в  ловушке. Впрочем, эта часть невелика. Заправив систему, не  забудьте удалить из  нее воздушные пробки! Для  этого предназначены два клапана под синими колпачками  – один на  патрубке отопителя (у  перегородки щита передка), второй на корпусе термостата.В ЗАМКНУТОМ ПРОСТРАНСТВЕМеняем воздушный фильтр: освободив фиксатор, вытягиваем наверх пластиковый резонатор воздуховода, попутно снимая с  него гофр. Откручиваем болт крепления корпуса фильтра и распускаем хомут патрубка на дроссельном узле. Теперь снимаем тормозной бачок, вывернув пару саморезов под «Торкс-20», и  отводим его в  сторону. Покачиваякорпус вверх-вниз, сдвигаем патрубок с  дроссельного узла и  вынимаем корпус. Выворачиваем саморезы по  периметру и, сняв крышку, меняем элемент. При сборке проследите, чтобы патрубок плотно сел на дроссельный узел! Для замены свечей откручиваем шесть саморезов декоративной накладки двигателя и четыре болта модуля зажигания. Снимаем шланги вентиляции картера, нажав на желтые фиксаторы наконечников. Приподняв модуль, чтобы наконечники вышли из свечных колодцев, укладываем его поперек клапанной крышки  – в  таком положении он не перекрывает доступ и удерживается на  проводке (разъем-то не  отсоединяли). Свечи – под ключ «на 16». В приводе навесных агрегатов есть автомат, и это здорово – не ошибетесь с усилием натяжения ремня! Для зубчатого ремня ГРМ примерно такое  же устройство, но  полуавтоматическое. Чтобы установить его в  рабочее состояние, надо совместить стрелку на подвижном секторе с мушкой на неподвижном. Если вам приходилось менять ремень с  похожей схемой привода, трудностей не возникнет. Другое дело, по  французской традиции в  соединении шкив-коленвал нет ни шпонки, ни штифта. То есть, отвернув центральный болт, можно до  бесконечности подбирать правильное положение вала со  шкивом. Здесь без оправок не обойтись! В них нет ничего особенного: для фиксации распредвалов годятся и сверла, а изготовить для коленвала крючок из 6-миллиметрового прутка под силу более-менее опытному автослесарю. Но лучше доверить эту работу специалистам. Заодно пусть поменяют задние колодки  – здесь нужны приспособления для ввинчивания поршней, которые есть не у  каждого. Причем в  механизмах фирмы «Бош» (их устанавливали до  2006  года) крутить поршни приходится в разные стороны, а значит, приспособлений потребуется два  – с  правой резьбой и  с  левой. С  передними колодками проще, важно лишь правильно их сориентировать: скос накладки должен быть сверху. Разумеется, не забудем очистить узел от продуктов износа и  смазать. И  поменять болты направляющих – они, со стопорящим герметиком на  резьбе, поставляются в оригинальном комплекте.СКОРОСТЬ СВЕТАНЕКОТОРЫЕ РАБОТЫ ПО ЗАМЕНЕНаименование позиции Масло в двигателе, масляный фильтр Воздушный фильтр Фильтр салона Топливный фильтр Свечи зажигания Ремень привода навесного оборудования Ремень ГРМ Масло в МКП/АКП Антифриз в системе охлаждения Жидкость в приводе тормозов*По регламенту замене не подлежит. **Контроль при каждом ТО, замена по состоянию. ***Рекомендовано через 100 тыс. км.Периодичность, тыс. км (лет) 15 (1) 15 15 –* 30 –** 60 –***/60 (5) (2)ПРИМЕРНАЯ СТОИМОСТЬ ОТДЕЛЬНЫХ РАБОТ У ДИЛЕРОВРабота Компьютерная диагностика двигателя Замена масла и фильтра двигателя Замена фильтра воздушного/ салонного Замена свечей зажигания Замена ремня навесных агрегатов Замена ремня ГРМ Замена охлаждающей жидкости Замена масла МКП/АКП Замена лампы головного света (ближний или дальний свет) Замена тормозных колодок передних/задних Нормочас Стоимость, руб. 800 640 640/500 640 1300 4800 1950 800/2100 640 1200/1200 1600**Для автомобилей старше 2 лет стоимость нормочаса – 1250 руб.ПРИМЕРНАЯ СТОИМОСТЬ НЕКОТОРЫХ ЗАПЧАСТЕЙ У ДИЛЕРОВЗапчасть Крыло переднее Бампер передний Блок-фара Капот Фильтр масляный/воздушный/ салонный Свечи зажигания (комплект) Ремень ГРМ с комплектом роликов Ремень поликлиновый Автомат натяжителя поликлинового ремня Тормозные колодки передние/задние Стоимость, руб. 6600 12 900 7700 14 750 540/580/840 1400 5000 980 2310 2590/2210Поменять лампочки в фарах, на первый взгляд, несложно. Вроде и  доступ нор-мальный, и резиновые заглушки корпуса вынуть легко... Это и  сбивает с толку: когда какая-нибудь лампа головного света перегорает, за дело берется владелец. Не тут-то было! Колодка сидит настолько плотно, что усилия пальцев попросту не  хватает, а  просунуть кисть, дабы ухватиться покрепче, не  получаЗа рулем 02/2010 135 РЕМОНТ И СЕРВИС | ТЕСТ-РЕМОНТ CITROEN C4   Стрелка указывает на крышку масляного  фильтра, она под  ключ «на 27».  Момент затяжки  не нужно запоминать, он указан крупным  шрифтом на видном месте.   Элемент воздушного фильтра  неправильно  не поставишь.  Очистите внутреннюю полость корпуса от грязи,  соберите его  и, прежде чем  крепить, сперва  соедините патрубок с дросселем.   После  замены свечей  затяните болты  модуля зажигания моментом  22 Н·м – не  более, иначе  сорвете резьбу.  Еще важно,  чтобы модуль  сел колпачками  четко на свечи!  Чтобы ослабить ремень,  надеваем на болт  ролика ключ  «на 15» и, повернув его по часовой стрелке,  вставляем чеку  в отверстие  на неподвижном  секторе (показано стрелкой).  Без таких приспособлений,  пусть и бесхитростных,  за замену ремня  ГРМ лучше  не браться –  в соединении  шкива с коленвалом нет ни шпонки, ни штифта.   Ставя новые  колодки в задний  тормоз, поршень  надо не вдавливать, а ввертывать. При замене  дисков придется менять  и подшипники  ступиц – их,  не повредив,  не снять!  Хороший  доступ к лампам в фаре еще  ни о чем не говорит. Снять колодку и не сломать  при этом отражатель не так-то  просто – очень  тугая посадка.  Когда машина  чистая и висит  в теплом боксе  на подъемнике,  поменять лампу  противотуманки  не так уж сложно. Другое дело,  если работать  предстоит прямо  на дороге.   Прежде  чем вынимать  фонарь на пятидверке, снимаем  верхнюю секцию  с катафотом,  вывернув саморез под «Торкс20». Иначе  можно обломить  зацепы на границе секций.   Чтобы поменять салонный  фильтр, вынимаем три пистона  и снимаем шумоизоляцию щита  передка. Затем,  потянув за ручку,  вынимаем лючок  (показан стрелкой).136 За рулем 02/2010 ОЦЕНКА ТРУДОЕМКОСТИ ОБСЛУЖИВАНИЯ*Название операции Замена масла в двигателе Замена воздушного фильтра Замена свечей зажигания Замена ремня навесных агрегатов Замена ремня ГРМОписание операции Итоговая оценкаХороший доступ к фильтру На пластиковом кончике щупа трудно различить след свежего масла Элемент можно уложить только в одном положении Много крепежа; приходится снимать тормозной бачок и корпус фильтра Можно не отсоединять разъем модуля зажигания Надо снимать шланги вентиляции картера Простая схема укладки ремня, есть автомат натяжителя Недостатков не выявлено Есть полуавтомат натяжителя Нужны оправки для фиксации валов; приходится снимать опору силового агрегата Есть клапаны для удаления воздушных пробок Нет сливных краников, жидкость стекает широким потоком Есть сливная пробка Нет ни щупа, ни контрольной пробки Привычная конструкция Нужны приспособления для ввинчивания поршней заднего механизма Элемент укладывается в одном положении Хрупкие защелки крепления шумоизоляции к лючку фильтра, велико усилие снятия лючка Удобный доступ к поворотникам и габариткам Сложно снять колодки с ламп головного света; плохой доступ к противотуманкам Приемлемый доступ к секциям в бампере Основные секции надо снимать; хрупкие защелки накладки дополнительного стоп-сигнала (на пятидверке)4 3 4 5 3 3,5 3 3 4 3 3,5Замена ОЖ двигателяЗамена масла в МКП Замена тормозных колодок Замена салонного фильтра Замена ламп в фарах Замена ламп в фонарях*Автомобиль с мотором TU-5 (1,6 л) и МКП в сравнении с «Ладой-Приора», трудоемкость обслуживания которой условно оценена в 4 балла по 5-балльной шкале (ЗР, 2008, № 1).ется  – маловато отверстие. Так и  хочется сдернуть разъем пассатижами. Не спешите – запросто выдернете с корнем посадочную обойму на отражателе. Лучше изготовьте простейшее приспособление: полоску стали 1,5 ×10×150 мм выгибаем в форме крючка, заточив кончик на  наждаке под клин. Его просовываем в зазор между колодкой и лампой и,  покачивая и  передвигая оправку по  периметру колодки, постепенно сдвигаем ее с лампы. А чтобы разобраться с принципом фиксации лампы, используем зеркальце. С противотуманками та  же беда, что и на многих других авто: в зоне работ много грязи. Вдобавок здесь надо снять юбку бампера – вывернуть семь болтов под «Торкс-20», три под ключ «на  10» и  еще отжать пару защелок. Без подъемника работать крайне неудобно. Фонари для замены ламп снимаем – уж такова, как ни печально, современная тенденция. Сняв карманы и вынув два пистона в обшивке багажника, отгибаем ее и  откручиваем пластиковый барашек. От руки может не пойти, и  тогда не  грех использовать пассатижи. У пятидверки снимаем еще и катафот, а у трехдверки преодолеваем хватку дополнительного фиксатора, вытягивая фонарь из посадочного гнезда. Обслуживание этой машины  – удовольствие ниже среднего, она  – плод нынешней общей тенденции к  усложнению тех операций, которые должны быть предельно просты. Невольно рождается догадка: а  если так и задумано – чтобы дилеры не оставались без работы?Благодарим компанию «Citroen Центр Москва» за помощь в подготовке материала.За рулем 02/2010 137