ГРУЗОВИКИАВТОБУС КАВЗ-4239В ожидании портфеляЭтот автобус – едва ли не единственный за последние пару лет продукт российского автопрома, не только спроектированный с чистого листа, но и запущенный в серию. С машиной из Кургана познакомился Константин Закурдаев. Фото автора.Производство городского автобуса среднего класса КАвЗ-4239 организовали на той нитке конвейера, где на протяжении пяти десятилетий делали известные всей стране капотники на поставляемых ГАЗом шасси. Производство его последней версии КАвЗ-3976 свернули 7 января 2008 года. Думаю, сейчас многие из одобривших этот поистине революционный шаг кусают локти: немодный, но простой и дешевый «кавзик» наверняка позволил бы легче пережить трудные времена. Неужели нельзя было, не трогая ветерана, организовать сборку КАвЗ-4239 на соседнем конвейере, в другом цехе? Но на заводе идет реконструкция. Среди ее задач – отказ от затратного и негибкого прессового производства. Завод теперь концентрирует усилия исключительно на гибочных, сварочных, окрасочных и сборочных операциях, а все остальные передает поставщикам. Капотная модель не вписывалась в эту схему. Кроме того, заводу поручили сосредоточиться на моделях среднего класса.Внешность КАвЗ-4239 дизайнерам удалась. Проектировали автобус в основном не в Кургане, а в Ульяновске, силами компании «Техмашинвест» (здесь в дальнейшем планируют создать объединенный конструкторский центр дивизиона «Автобусы» «Группы ГАЗ»). Машина длиной 10,6 м, рассчитанная на перевозку 89 человек, отлично приспособлена для работы в областных центрах, но может найти применение и в более крупных, но тесных городах. Кузов – несущий полунизкопольный – от начала до конца делают на заводе. Окрашивают его в модернизированном цехе, где недавно установили полностью закрытые, а значит, безопасные для здоровья рабочих автоматические камеры. Кузовное производство получило три современных лазерных станка для раскроя металлического листа и ленточнопильное оборудование «Комацу», благодаря чему остались в прошлом трудности, возникавшие при изготовлении элементов каркаса. Стойкость к коррозии КАвЗ-4239 повы-174 За рулем 02/2010 КАвЗ-4239ДАННЫЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЯ ОБЩИЕ ДАННЫЕ Размеры, мм: длина 10 600 ширина 2550 высота 2995 колесная база 5000 Количество мест 89 (сидячих 23) Снаряженная масса, кг 8680 Полная масса, кг 15 000 ДВИГАТЕЛЬ: Deutz BF6M1013-22E3, P6, 7,15 л, 162 кВт/220 л.с., 760 Н·м. КОРОБКА ПЕРЕДАЧ: М6. РАЗМЕР ШИН: 275/70R22,5 С первого взгляда понятно: КАвЗ-4239 – один из самых современных российских автобусов.сили, применив катафорезное покрытие с предварительным обезжириванием. Узлы и агрегаты ходовой части поставляют китайцы. Это комплектующие, изготавливаемые в Поднебесной всемирно известными производителями. В частности, автобус получил 7,1-литровый дизель «Дойц» мощностью 220 л.с., трансмиссию «Итон», рулевой механизм и подвеску совместного китайскоевропейского производства. Отказ от услуг российских поставщиков на заводе объясняют их неспособностью обеспечить стабильное качество продукции. Поэтому, в отличие от выпускаемой на соседнем конвейере «Авроры» (аналог павловской машины), в проект КАвЗ-4239 изначально заложили зарубежную агрегатную базу.ПРЕДШЕСТВЕННИКВ 1970-е Курганский завод уже пытался освоить модель среднего класса КАвЗ-3100 «Сибирь» – укороченный ЛиАЗ-677. Автобус прошел государственные и эксплуатационные испытания, было собрано несколько опытно-промышленных партий, первые машины поступили в автобусные парки страны... Но проект застопорился на той же стадии, до которой сегодня довели КАвЗ-4239.На правах рекламы ГРУЗОВИКИ | АВТОБУС КАВЗ-4239Тем не менее в Кургане продолжают надеяться на то, что все-таки появятся отечественные конкурентоспособные компоненты: дизель семейства ЯМЗ-530, улучшенная коробка передач и ведущий мост, по качеству не уступающие импортным, – в перспективе их производство собирается освоить КААЗ при участии компании РАБА. Планы построить в 2009-м около 500 машин, к сожалению, остались на бумаге. А ведь автобус успел получить одобрение типа транспортного средства и прошел ресурсные испытания, удалось завершить подготовку производства, собрали первые товарные партии: примерно четыре десятка КАвЗ-4239 уже поступили в автобусные парки Курска, Кургана, Приморского края, ХантыМансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов. Более того, курганцы построили пригородную версию (двухдверная, с иной планировкой салона), а также утепленный северный вариант. Идут работы над модификацией с автоматической трансмиссией «Фойт», не исключено, что появится вариант с газовым дизелем «Камминс». Дорабатывают и базовую модель: у передней двери появились более удобные при посадке и высадке поручни, расширен проход между сиденьями в задней части салона, кабина водителя теперь отделена сплошной перегородкой, улучшена эргономика его рабочего места, более современной стала приборная панель. В общем, курганский автобус накопил изрядный потенциал, который в докризисных условиях гарантировал бы успех. Теперь же судьба КАвЗ-4239 зависит от того, какой портфель заказов сформирует завод. А заказчики интерес к машине проявляют – ведь другой столь же современной серийной модели городского автобуса среднего класса в стране попросту не существует.176 За рулем 02/2010 Симпатичную и удобную приборную панель усовершенствовали уже после начала производства. Долговечные пластиковые сиденья – с мягкими вставками.