ТЕХНИКАЛИКБЕЗ ПРИВОДЫ ДВЕРЕЙБез шума и силыЧтобы, выходя из машины, седоки не громыхали дверьми, инженеры придумали автодоводчики. Максим Сачков знает этих помощников изнутри.Автодоводчики выручают при погрузке и разгрузке, помогают сохранить руки чистыми, никогда не оставят дверь или крышку багажника неплотно закрытыми и, ко всему прочему, продлевают жизнь замкам. Существуют и другие полезные функции, о которых порой не знают даже сами автовладельцы. Например, многие модели способны ограничить высоту подъема двери задка, чтобы та не упиралась в потолок гаража. Достаточно, зафиксировав дверь в нужном положении, удерживать клавишу нажатой в течение 5 секунд – устрой-ство запомнит пограничную отметку. Иногда такие настройки можно задать прямо с водительского места, покопавшись в меню бортового компьютера. Конструкции приводов различны; наиболее распространены электрические. Например, у многих универсалов и вседорожников дверь задка приводят в движение компактные механизмы: их устанавливают вместо традиционных газовых упоров. Внутри встроен электродвигатель с винтовой передачей, которая преобразует вращение ротора в осевое перемещение привода.Другой вариант – электромоторы спрятаны под обивкой кузова и связаны с шарнирами двери задка (у универсалов или кроссоверов) или крышки багажника (у седанов) через редуктор, позволяющий развить усилие, необходимое для закрытия. Если при движении «калитка» натыкается на плохо уложенные вещи или пальцы зазевавшегося хозяина, датчики Холла или потенциометр (в зависимости от исполнения привода) фиксируют изменение скорости. Электродвигатель останавливается, и дверь на всякий случай отступает назад на 4-5 градусов. Теперь, чтобы1 Несколько вариантов, как открыть или закрыть багажник (на примере «Ауди-Q7»): 1 – клавиша на двери водителя; 2 – кнопка на торце двери задка; 3 – кнопка на ключебрелоке; 4 – основная кнопка.234154 За рулем 03/2010 абПринцип работы замка с автодоводчиком модели БМВ-X5: а) дверь прикрыта; б) дверь закрыта. При закрывании двери скоба входит в зацепление с вращающейся защелкой замка (1). Датчик Холла (2) фиксирует, что дверь закрыта неплотно, и сообщает об этом блоку управления. Электромотор (4) через промежуточные шестерни (5) подтягивает трос (6), приводящий в движение рычаг автодоводчика (3). Тот надавливает на вращающуюся защелку (1), она поворачивается и притягивает дверь. В конце хода защелка встает на стопор, чтобы замок не открылся сам по себе, – при этом электромотор выключается.закрыть багажник, придется еще раз нажать на кнопку либо применить физическую силу. В последнем случае электромагнитная муфта в приводе размыкается и связь шарниров с электромотором разрывается. Движущей силой в автоматических приводах служат не только электроны, но и жидкость. Внутри гидроцилиндра перемещается поршень со штоком, связанным с приводом крышки багажника. Электронасос нагнетает давление в трубопроводах, идущих к гидроцилиндру. Жидкость давит на поршень то с одной, то с другой стороны – багажник соответственно открывается или закрывается. Кстати, гидравлический привод, как и электрический, снабжен автоматом-предохранителем. Он от-ключит насос, сбросив давление в гидроконтуре, если на пути двери или крышки возникнет препятствие. Дверь прикрыта, но не захлопнута. Плотно втянуть ее в проем помогают замки с автодоводчиками, устанавливаемыми как на багажники, так и на боковые двери. На большинстве современных автомобилей эти устройства обычно электромеханические. Электромотор подкручивает трос, который приводит в движение встроенный в замок доводчик. Такая конструкция нравится не только водителям, но и разработчикам при компоновке автомобиля. Ведь довольно массивный электродвигатель с блоком управления можно разместить в любом месте под обивкой багажного отделения или дверей.На правах рекламы