220
221
СПОРТФОРМУЛА-1Богатые и бедныеНовый регламент поделил команды на бюджетные и внебюджетные, и для каждой группы свои правила игры. У кого преимущество? Вопрос изучает Максим Вольнов.ДИСКРИМИНАЦИЯЕсли  бы не  кризис, то  на  ограничение затрат суммой 40  млн. фунтов в  год, предложенное ФИА, возможно, никто и не пошел бы. Трудно представить, как можно добиться успеха в  современной Формуле-1, располагая лишь такими деньгами. Для сравнения: в  предыдущие годы у  большинства команд бюджет переваливал за 100 млн., а рекордсменом долго была «Тойота», чьи расходы достигали 200 млн. фунтов.Но не только победы ценны. Каждая команда  – акционерное общество, призванное приносить прибыль. А самая важная статья дохода команды  – спонсорские вложения. Нереально собрать со спонсоров 50 или 100 млн., если они точно знают, что весь годовой бюджет меньше! Поэтому, скорее всего, «бюджетники» будут жить в  режиме строгой экономии. Смогут  ли они при этом показывать высокие результаты – отдельная тема.НЕПОВТОРИМЫЙ «БРАУН»Прошлогодние достижения команды «Браун  GP» впечатляют. С  бюджетом порядка 50 млн., почти без спонсоров, уволив треть персонала, выиграла оба титула! Выходит, можно и  за  сравнительно малые деньги получить желаемое? При каких-то условиях – да. «Браун» возник не  на  пустом месте: завод, пилотов и машину для сезона-2009 ему дала мощная, богатая заводская команда «Хонды».«Мерседес GP» презентовал новую машину в музее «Мерседес-Бенц» в Штутгарте. Между прочим, раньше, чем все топ-команды!«БМВ Заубер» сохранила название, хотя БМВ к этой команде теперь не имеет отношения. Пилоты тоже другие: Педро де ла Роса и Камуи Кобаяши.Это не тесты, а небольшое шоу, устроенное в Канаде. Себастьен Буэми за рулем «Ред Булла», обутого в шины с шипами, проехал по обычным дорогам.220 За рулем 03/2010   Россиянин Виталий  Петров (справа) стал  пилотом «Рено F1»!  Дебютируют в Формуле-1  также новый хозяин  этой команды Жерар  Лопес и директор Эрик  Буйе, ранее работавший  в серии GP2 (DAMS).У новичков  – команд «Кампос», «Вирджин», US F1 и «Лотос» – попросту нет такой технической базы. «Лотос»  – имя для Формулы-1 знаковое, в  1960– 1970-е команда выиграла 13  титулов. Но  «Лотос» сегодняшний  – это всего лишь новостройка на скромном фундаменте команды Формулы-3, выкупившей права на бренд Team Lotus у Дэвида Ханта (брат чемпиона мира 1976 года Джеймса Ханта). Трудно понять, насколько тесна ее связь с  британским производителем машин «Лотос карс», который принадлежит малайзийскому «Протону». В любом случае ни у «Лотос карс», ни у «Протона» нет свежего опыта выступлений в гонках такого уровня, а это большой минус.ПЛАТА ЗА СВОБОДУстов на  трассах и  в  аэродинамических трубах – без ограничений! Но  это мнимая свобода, ведь моторы с неба не падают. Если на каждом этапе (а их девятнадцать) использовать новый мотор, не  хватит денег на  коробки! Команды «Лотос», «Вирджин» и  «Кампос» пропустили февральские тесты в  Валенсии. А  «Вирджин» вообще применила инновационные технологии и  испытывала машину только в  цифровом, компьютерном виде. Вот вам и «тесты без ограничений»!МОТОРНАЯ ЗАГАДКАвышение оборотов  – это падение надежности, а  частые поломки  – увеличение расходов. И  как заранее учесть, сколько моторов сгорит за сезон? Из всех новичков «Лотос» выглядит самым респектабельным: сильная пара пилотов (Ярно Трулли и Хейкки Ковалайнен), технический директор – Майк Гаскойн, экс-конструктор «Джордана», «Бенеттона», «Тойоты». Но все же, как ни  крути, до  комбинации Шумахер  – Росберг  – Браун («Мерседес  GP») или Феттель – Уэббер – Ньюи («Ред Булл») даже «Лотосу» очень далеко. У богатых – лучшие конструкторы и лучшие пилоты. У бедных – небольшое техническое превосходство, которое наиболее полно способен реализовать, скорее всего, «Вильямс»  – старожил Формулы-1 с хорошо оснащенной фабрикой и опытными инженерами. Курс ФИА на  поддержку частных команд не всем нравится. Заводские команды уходят. В  недалекой перспективе  – переход всех команд на одинаковые «косворты», что вызывает бурное негодование «Феррари». А  «Мерседес» спокойно создает новую (и совсем не бюджетную) команду, словно заранее знает, кому достанется титул.За рулем 03/2010 221ПРЕДПОЧТЕНИЕ – ЧАСТНИКАМ?Все четыре команды-новичка получили по  10  млн. «подъемных» (по  сути, стоимость комплекта моторов на  сезон), бесплатную транспортировку двух шасси и  десятка тонн груза на каждый из этапов за пределами Европы. А  все «40-миллионные» команды  – ряд технических послаблений. У них нет лимита используемых в сезоне моторов и  коробок передач (у  «богачей»  – не  более восьми двигателей и одна коробка передач на цикл из четырех гонок подряд). Что касается те-Четырехлетний мораторий на  совершенствование двигателей еще действует. Поэтому явление нового двигателя «Косворт» – событие! Использовать его будут четыре новичка плюс «старичок» «Вильямс», все – из бюджетного клана. «Косворт»  – моторостроительная фирма с давними гоночными традициями, ее двигатели выиграли 176  Гранпри (последний  – в  2003-м). Но  насколько удачным вышел новый мотор, не знает никто. В  то  же время на  двигатели «Косворт» не  распространяется ограничение максимальных оборотов (18  тыс. в  минуту), и  они могут оказаться чуть мощнее, чем «Феррари» или «Мерседес». Замкнутый круг: по-