222
223
224
СПОРТГОНКА ЗВЕЗД «ЗА РУЛЕМ»Чемпионат марокВАЗ или АЗЛК? Такова незатейливая интрига зачета производителей в «Гонке звезд «За рулем» минувших лет. Сейчас претендентов много больше. Итоги неофициального первенства марок подводит Вадим Крючков.Новейшая история наших соревнований куда разнообразнее благодаря зарубежным автомобилям. Как они попали на  российские трассы? Для  зимних трековых гонок, в  том числе и  звездных состязаний журнала «За  рулем», спортсмены используют машины так называемой зачетной группы N-1600. Полный текст техниче-ских требований к  ним займет не  одну страницу, поэтому выделим главное. Одной фразой: в  N-1600 стартуют автомобили отечественного производства и  иномарки с  атмосферным двигателем объемом до  1600  см³, механической коробкой передач и передними ведущими колесами. Форсировка поднимает мощность серийных моторов до 160–180 л.с. Костяк – техникачемпионата страны по  зимним трековым гонкам. Подавляющее большинство машин – настоящий антиквариат: «Фольксваген-Поло», «Хонда-Сивик», «Ситроен-Саксо», «Рено-Клио» прошлых поколений сняты с производства 5–10  лет назад! «Форд-Фиеста Мk5» и  «Ситроен-С2» новее, но  их конвейерная жизнь тоже закончилась. Считается, что даже старую иномарку мож-222 За рулем 03/2010   «Фольксваген-Поло GTI», модель третьего поколения с заводским  индексом 6N. Выпускалась с 1994 по 2000 год, мощность серийного  двигателя – 120 л.с. Гоночные амплуа в России: трек, кольцевые гонки.  Число попаданий в финал «Гонки звезд «За рулем» – 6.  «Хонда-Сивик VTi», модель шестого поколения. Начало производства – 1996, окончание – 2001 год. Мощность двигателя – 160 л.с.  Гоночное амплуа в России – трек. Число попаданий в финал «Гонки  звезд «За рулем» – 5.  «Ситроен-Саксо VTS» сходил с конвейера с 1996 по 2003 год.  Мощность двигателя – 118 л.с. Гоночные амплуа в России: трек, кольцевые гонки, ралли. Число попаданий в финал «Гонки звезд «За рулем» – 9.   «Форд-Фиеста 1,6 16V», модель третьего поколения с заводским  индексом Мk5, выпускалась с 2002 по 2008 год. Мощность двигателя –  100 л.с. Гоночные амплуа в России: трек, кольцевые гонки. Число попаданий в финал «Гонки звезд «За рулем» – 0.  «Рено-Клио 1,6 16V», модель второго поколения, выпускалась с 1998  по 2005 год. Мощность двигателя – 107 л.с. Гоночное амплуа в России –  трек. Число попаданий в финал «Гонки звезд «За рулем» – 2.   «Лада-Калина Спорт», она же ВАЗ-1119, выпускается с 2006 года.  Мощность двигателя – 98 л.с. Гоночные амплуа в России: трек, кольцевые гонки, ралли, ралли-кросс. Число попаданий в финал «Гонки звезд  «За рулем» – 1.За рулем 03/2010 223 СПОРТ | ГОНКА ЗВЕЗД «ЗА РУЛЕМ»«Рено-Логан», сходит с конвейера с 2004 года. Мощность 8-клапанного двигателя – 90 л.с., 16-клапанного – 102 л.с. Последний появился на автомобилях российской сборки в 2009 году. Гоночные амплуа в России: трек, ралли. Число попаданий в финал «Гонки звезд «За рулем» – 1.«Рено-Сандеро». Серийное производство автомобиля стартовало в России в 2010 году. Мощность двигателя – 102 л.с. Гоночное амплуа в России – трек. Дебютант «Гонки звезд «За рулем».«Ситроен С2 VTR», выпускался с 2003 по 2009 год. Мощность двигателя – 122 л.с. Гоночные амплуа в России: трек, ралли. Число попаданий в финал «Гонки звезд «За рулем» – 0.«СЕАТ-Ибица SC 1,6 MPi», производится с 2008 года. Мощность двигателя – 105 л.с. Гоночная версия создана в России в начале 2009 года, амплуа – трек. Число попаданий в финал «Гонки звезд «За рулем» – 0.но «научить» ездить быстро, а  сделать конкурентоспособным российское «ведро с  болтами» можно, лишь нарушив технические требования. Да, снять 180 «лошадей» с двигателя «Хонды», который в  гражданской версии выдает 160 л.с., куда проще, чем совершенствовать вазовский мотор, исходно не развивающий и 100 л.с. С другой стороны, из  тех машин, что нынче делегирует на  «Гонку звезд «За рулем» трековый чемпионат, лишь «Лада-Калина» представляет, как говорится, актуальный модельный ряд. К  тому  же ее обслуживание, ремонт и  восстановление после аварий обходятся существенно дешевле, да и самые ходовые запчасти – не дефицит. Ох, неспроста спортивные власти разрешили использовать на  ветеране «Саксо» передний бампер… да-да, от  «Калины». Кстати, трековая жизнь этого «Ситро224 За рулем 03/2010ена» оказалась более долгой и удачной, чем у  последующей модели с  индексом С2. Наследник «Саксо» на ледовых трассах славы не  снискал, за  исключением финальных заездов «Гонки звезд «За  рулем» 2007  года. Тогда на  шести С2, предоставленных организатором, пилоты и разыграли места на подиуме. Вот тут самое время вспомнить о вкладе журнала в разнообразие марок. Пять лет подряд именно в  наших состязаниях дебютирует новая для трека техника. В  финалах 2006-го  – «Лада-Калина», 2007-го  – «Ситроен-С2», 2008-го – «Рено-Логан», 2010-го – «Рено-Сандеро». Кроме того, в минувшем году состоялось два дебюта в  основной части состязаний  – команды вывели на лед «Логан» с 16-клапанным мотором и «СЕАТ-Ибица SC». Многие выпускники «Гонки звезд «За  рулем», разбавив когорту ветера-нов, прижились в  автоспорте, а  некоторые и  в  чемпионате страны по  зимним трековым автогонкам. Не  всегда новички становятся грозными соперниками проверенным моделям, но  внимание, безусловно, привлекают. И, самое главное, побуждают команды экспериментировать, осваивать новую технику. Какой автомобиль на  звездных гонках сегодня самый эффективный? Методика подсчета проста: сравним, сколько раз с  2006 по  2009  год на  машине той или иной марки спортсмены попадали в  заветную шестерку финалистов. Результаты каждого производителя  – рядом с  соответствующим фото, а  победителя назовем отдельно. Итак, в новейшей истории «Гонки звезд «За рулем» лидирует «Ситроен» модели «Саксо»: девять путевок в финал.