РЕМОНТ И СЕРВИСТЕСТ-РЕМОНТ SKODA FABIA (1999–2007 г.в.)Копия вернаМашины старой конструкторской школы обычно просты в обслуживании. Следует ли этой доброй традиции «Шкода-Фабия», проверил Игорь Козлов. Фото Константина Якубова.НЕМЕЦКИЕ ТРАДИЦИИПостроенная на платформе «Фольксвагена-Поло», «Шкода-Фабия» переняла у «немца» не только узлы и агрегаты. Открыв капот «чешки», сразу замечаешь, что модель первого поколения построена в лучших традициях «ауди-фольксвагенов». Европейская школа! Взять, к примеру, фары. Замена лампочек предельно проста: отстегиваем две защелки и снимаем лючок. Через открывшийся проем и доступ, и обзор вполне удобны. Кстати, лючок выполнен из прозрачного пластика, что позволяет найти защелки даже в темноте благодаря рассеянному свету уцелевших лампочек. С поворотником тоже без церемоний – поворачиваем за удобный держатель большой белый патрон (он со скользящими контактами) и вынимаем его из корпу170 За рулем 03/2010са вместе с лампой – проще, наверное, не бывает. Для замены ламп противотуманок потяните облицовки фар на себя (по ходу авто) – через образовавшиеся проемы легко добраться к их тыльной стороне. С задней оптикой тоже легко сладить. Для доступа к фонарю высвобождаем два фиксатора обивки багажника, потянув ее вниз, и, отогнув в сторону, вынимаем из фонаря планку с лампами. А вот линейку светодиодов в третьем «стопе», как ни старались, без потерь не поменяли – сломали два фиксатора внутренней накладки пятой двери. Казалось, не велика беда – на оставшихся целыми пяти фиксаторах накладка будет уверенно держаться. Но спецы приуныли: теперь,мол, клиент приедет с жалобой на невесть откуда появившиеся «сверчки». А если бы накладку снимали на морозе, потерь понесли бы больше. Одно радует: замена линейки – крайне редкая операция. Светодиоды-то, по сути, вечные. Не припомнят дилеры и обращений по поводу перегоревших лампочек повторителей указателей поворотов – тех, что на крыльях. С одной стороны, это отрадный факт, а с другой…. Рано или поздно лампочка перегорит и заставит вас искать в дорожном наборе шлицевую отвертку. Без нее сдернуть колпачок фонарика крайне трудно. Тем не менее «Фабия» демонстрирует продуманность конструкции. Вот вам, господа конструкторы (прежде всего корейские), пример удачной компоновки оптики! Самые популярные моторы – трехцилиндровые бензиновые AWY и AZQ, 6и 12-клапанный соответственно. ГРМ у обоих приводит, казалось бы, вечная цепь. И вправду, есть счастливчики, у которых она служила по 200 тыс. км и более. Но обольщаться не стоит – первые признаки износа привода могут проявиться при пробеге 80–90 тыс. км. Это если экономить на масле – не менять в срок, не следить за уровнем или использовать не рекомендованное производителем. А он настаивает на марке «Шелл», что, впрочем, не запрещает заливать масла, соответствующие оригиналу по вязкости и качеству. Привод ГРМ вряд ли станете менять самостоятельно – весьма хлопотно. Если все же решитесь, вот пара советов: замените не только цепи (вторая приводит масляный насос), но также звездочки, башмаки успокоителей, натяжителей и передний сальник коленвала. Гидронатяжитель цепи ГРМ тоже нужно менять, однако если есть возможность, лучше доработать старый: рассверлите в силуминовом корпусе разбитое стальным плунжером отверстие и запрессуйте в него бронзовуюНА ТРОИХгильзу. Опыт показывает, что такой натяжитель прослужит гораздо дольше, поскольку пара сталь – бронза изнашивается меньше, чем штатная сталь – силумин. А ведь от стабильности зазора в этом сопряжении, собственно, и зависит давление гидравлики, а следовательно, и долговечность цепи. При замене масла в двигателе лишь одна сложность – надо снимать защиту моторного отсека, если в ней нет отверстия под сливную пробку (такие варианты встречаются). Сама пробка под шестигранник «на 6». Не экономьте на уплотнительном колечке – на этом не разбогатеете. Дилеры рекомендуют также менять уплотнение заливной горловины – вовсе не из желания «развести» вас на лишние траты: резинка и впрямь довольно быстро дубеет и начинает пропускать масло. Для замены воздушного фильтра сдергиваем с четырех буферов пластиковую накладку двигателя и, приподняв ее, отсоединяем от клапанной крышки шланг вентиляции картера и высвобождаем с рым-планки пластиковый фиксатор шланга. Сняв накладку, выкручиваем с ее обратной стороны пять саморезов и отделяем крышкувместе со старым фильтроэлементом. Новый иначе, как правильно, не поставишь – не влезет. Меняя свечи, будьте осторожны, не сломайте катушки и их пластиковую постель-направляющую. Извлекать их из колодцев лучше при помощи маленькой монтажки или крупной шлицевой отвертки с загнутым жалом. Подведя его под корпус катушки, одновременно налегаем на рычаг и покачиваем катушку вперед-назад. Проводку отсоединять не обязательно – достаточно ее освободить, отстегнув защелки трех фиксаторов. А вот колодку с датчика положения распредвала надо снять, иначе проводка помешает доступу к свече третьего цилиндра. Свечи – под ключ «на 16». Имейте в виду: катушки не вечные, так что возите с собой запасную!КРУГОВОЕ ДВИЖЕНИЕТопливный фильтр расположен между бензобаком и правым порогом кузова – перед задним колесом. Поменять, не имея смотровой канавы или эстакады, сложновато. Учтите также, что на 6- и на 12-клапанный моторы идут разные фильтры, для последнего – со встроенным регулятором давления.Skoda FabiaДебют: 1999 год. В 2004-м подверглась рестайлингу; в 2007-м вышла модель второго поколения. ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА КУЗОВА: 5-дверный хэтчбек, седан, универсал. ДВИГАТЕЛИ: бензиновые – 1,0 л, 50 л.с.; 1,2 л, 55 и 64 л.с.; 1,4 л, 75, 81 и 101 л.с.; 2,0 л, 130 л.с.; дизельные – 1,4 л, 75 л.с.; 1,9 л, 64, 101 и 130 л.с. КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ: М5, М6, А4. ПРИВОД: передний. КОМПЛЕКТАЦИИ: Classic, Ambiente, Elegance. ЦЕНЫ НА ВТОРИЧНОМ РЫНКЕ: 180 000–335 000 руб.На правах рекламы РЕМОНТ И СЕРВИС | ТЕСТ-РЕМОНТ SKODA FABIA (1999–2007 г.в.) Доступ к лампам правой фары трудностей не вызывает. Слева чуть теснее из-за аккумулятора, особенно если под капотом четырехцилиндровый мотор. На фиксаторы обивки багажника указывают стрелки. Отогнув материю в сторону, сжимаем защелки платы фонаря (одна из них в кружке) и вынимаем плату из корпуса. Саморезы фонаря подсветки номера вворачиваются непосредственно в металл двери задка. Чтобы не ржавела, покройте резьбу любым антикоррозионным составом. Автомат натяжителя отводим за болт ролика, поворачивая его против часовой стрелки. Колпачок масляного фильтра затягиваем моментом 25 Н·м. Перед сборкой очистите внутренние полости от грязи. Саморезы сначала поворачиваем против часовой стрелки, чтобы почувствовать заход резьбы и завернуть крепеж четко по ней. Снимаем лючок салонного фильтра, сдвигая ползуны к центру, а ставим – раздвигая к краям. Если при этом ползуны выпадают, значит, лючок не сел на место. При снятии индивидуальных катушек разъемы можно не отсоединять, достаточно высвободить проводку из зажимов (на один из них указывает стрелка). Сменный элемент салонного фильтра подсобираем с кассетой таким образом, чтобы стрелки на обеих деталях были направлены в одну сторону. Перед снятием барабана сведите колодки. Для этого подайте вверх сухарик распорной планки, используя отверстие крепления колеса к ступице (здесь она снята). Прежде чем проверять уровень жидкости в ЭГУРе, очистите расположенные поблизости детали от грязи, чтобы она не осыпалась в бачок.172 За рулем 03/2010 ОЦЕНКА ТРУДОЕМКОСТИ ОБСЛУЖИВАНИЯ*Название операции Замена масла в двигателе Замена воздушного фильтра Замена топливного фильтра Замена свечей зажигания Замена ремней навесных агрегатов Замена ОЖ двигателяОписание операции Удобный щуп, хороший доступ к фильтру Понадобится прочный шестигранник «на 6» для сливной пробки Удачная компоновка Много крепежа, тугая резьба саморезов Элемент вне бака, с легкосъемными наконечниками Без подъемника затруднен доступ Индивидуальные катушки без крепежа Велико усилие посадки катушек, есть вероятность расколоть их при демонтаже Есть автомат натяжителя Сложная трасса укладки ремня (в варианте с кондиционером) Замена регламентом не предусмотрена; есть пробка в нижнем бачке радиатора Не стравив давление в системе, легко пролить ОЖ при снятии байонетной пробки Замена регламентом не предусмотрена, есть сливная и заливная пробки (под левым и правым ШРУСами, под шестигранник «на 17») Приходится снимать защиту моторного отсека Не спутаешь наружную и внутреннюю колодки в переднем механизме Приходится снимать ступицу для замены задних колодок (барабанный механизм) Не нужен инструмент; приемлемый доступ Существует опасность неправильно установить сменный элемент в кассету Отличный доступ – Приемлемый доступ На морозе можно обломить фиксаторы облицовок фар Итоговая оценкаПРИМЕРНАЯ СТОИМОСТЬ НЕКОТОРЫХ ЗАПЧАСТЕЙ У ДИЛЕРОВЗапчасть Крыло переднее Бампер передний Блок-фара Капот Фильтр масляный/воздушный/ топливный*/салонный Свечи зажигания, комплект (3 шт.) Индивидуальная катушка зажигания Комплект привода ГРМ (две цепи, звездочки, натяжители, успокоители, сальник КВ, герметик) Ремень поликлиновый** Автомат натяжителя поликлинового ремня Тормозные колодки передние/ задние (барабанные)*Со встроенным регулятором давления. **Для авто с кондиционером.Стоимость, руб.* 5400 7220 7240 13 600 740/990/1320/910 1240 1960 8160 1900 2360 2640/39604 3,5 4 4 4,5 4 4 3,5 4,5 5 4,5Замена масла в МКП Замена тормозных колодок Замена салонного фильтра Замена ламп в фарах и фонарях Замена ламп противотуманокПЕРИОДИЧНОСТЬ ЗАМЕНЫ РАСХОДНИКОВНаименование позиции Масло в двигателе, масляный фильтр Воздушный фильтр Топливный фильтр Фильтр салона Свечи зажигания Ремень привода навесного оборудования Масло в МКП/АКП Жидкость ЭГУРа Антифриз в системе охлаждения Жидкость в приводе тормозов Периодичность, тыс. км (лет) 15 (1) 60 (4)* 60 (4) 30 (2)* 60 (4)* –** –*** –** –** (2)*Автомобиль с мотором AZQ (1,2 л) и МКП в сравнении с «Ладой-Приора», трудоемкость обслуживания которой условно оценена в 4 балла по 5-балльной шкале (ЗР, 2008, № 1).Перед заменой желательно сбросить давление в топливной системе, нажав на золотник клапана в рампе. При этом зажигание должно быть выключено, а водительская дверь – закрыта (иначе насос будет качать бензин). Передние тормозные механизмы могут быть двух типов: с направляющими пальцами под шестигранник «на 7» и «на 6». Последние не имеют защитных колпачков, поэтому перед отвертыванием направляющих обязательно вычищаем грязь из углублений под инструмент. Иначе ключ до конца не войдет и рискуете сорвать грани болта. Вот уж тогда, поверьте, намучаетесь, извлекая огрызок. Задние механизмы, как правило, барабанные. Колодки здесь весьма долговечны – служат по 120 тыс. км. Но это не значит, что в тормоза вовсе незачем заглядывать. Осмотрите хотя бы дляпрофилактики, а то ведь могут закиснуть насмерть. Если дошло до замены колодок (толщина накладок стала менее критических 1,5 мм), придется снимать ступицу. Формально гайка и колпачок одноразовые. С гайкой лучше не шутить и поменять, а вот колпачок, аккуратно снятый, можно использовать повторно, даже если он слегка деформирован – в этом случае посадочную поверхность уплотняем герметиком. Гайку затягиваем моментом 70 Н·м, а потом доворачиваем ее на 30 градусов. В целом «Фабия» достойна высокой оценки за простоту обслуживания. Интересно, что же противопоставит ей модель второго поколения? Расскажем об этом в ближайших номерах. Благодарим компанию «Атлант-М Тушино» за помощь в подготовке материала.*Проверка состояния – каждые 15 тыс. км. **Проверка – каждые 30 тыс. км, замена – по состоянию, долив – по необходимости. ***Проверка уровня – каждые 60 тыс. км, долив – по необходимости.ПРИМЕРНАЯ СТОИМОСТЬ ОТДЕЛЬНЫХ РАБОТ У ДИЛЕРОВРабота Компьютерная диагностика двигателя Замена масла и фильтра двигателя (со снятием защиты моторного отсека) Замена фильтра воздушного/ топливного/салонного Замена свечей зажигания Замена привода ГРМ и масляного насоса (мотор 1,2 л) Замена ремня навесных агрегатов Замена охлаждающей жидкости Замена масла в КП: механика/автомат Замена тормозных колодок передних/задних Нормочас Стоимость, руб.* 750 1200 300/450/300 600 10 800 450 900 1200/2400 1050/2100 1500*Если работы выполняются в рамках планового ТО, некоторые могут быть вдвое дешевле.За рулем 03/2010 173