202
203
ГРУЗОВИКИАВТОМОБИЛИ «ТОНАР»От палатки до тягачаКризису вопреки в России появляется новый производитель автомобилей. Первым образцам подмосковных машин с незнакомой эмблемой порадовался Константин Закурдаев.Это имя стало нарицательным: многие теперь называют тонарами все торговые палатки на  колесах. Расположенный в  Орехово-Зуевском районе Московской области завод «Тонар» первым, еще в  1992  году, наладил их выпуск. С  тех пор он разросся, освоил широкую линейку самых разных прицепов и  полуприцепов. И  решился на  создание… тяжелых грузовиков! Можно  ли с  нуля спроектировать работоспособную конструкцию и  организовать реальное производство машин, не  имея многолетних наработок и  богатого опыта, который есть, скажем, у  МАЗа и  КамАЗа? Технический директор «Тонара» Юрий Вайнштейн утверждает, что сделать это проще, чем выпустить новый полуприцеп: «При создании прицепов нужно постоянно искать оригинальные конструкторские решения, самостоятельно осваивать производство мно-гих комплектующих, вносить изменения в  отлаженные технологические процессы. С  грузовыми автомобилями проще: «Тонар» будет собирать их из покупных узлов и агрегатов. Так делают сегодня во всем мире. Например, американская компания «Фрейтлайнер» даже рамы заказывает у  стороннего поставщика! Этим путем пойдем и  мы, хотя собственное производство рам все же организуем». Для трех первых автомобилей «Тонар» самостоятельно изготовил только то, что умеет делать лучше всего: рамы и  подвеску. Да  еще самосвальный кузов. А  бескапотные кабины, дизели «Камминс», коробки передач, ведущие мосты с  разнесенными редукторами и  принудительной блокировкой дифференциалов закупили в Китае. Первый трехосный самосвал с  16-кубовым кузовом собрали еще в  конце 2008  года. Автомобиль получил 9-литровый дизель «Камминс-ISLe» мощностью 375  л.с. и  рессорную заднюю подвеску. Последнюю, возможно, заменят пневматикой собственного производства – ею оборудовали опытные седельные тягачи. В моторный отсек одного из  них, с  колесной формулой 6×4, установили более мощный дизель  – 11-литровый «Камминс-ISMe», развивающий 416  л.с. Ведь эта модель рассчитана на  эксплуатацию в  составе 80-тонного автопоезда! А двухосному седельному тягачу достался тот  же, что и  у  самосвала, 375-сильный дизель. Этот автомобиль с высотой седла 1150 мм рассчитан на  автопоезда полной массой 38–40 т для междугородных перевозок. Правда, перевозчик, получивший первую машину, использовал ее для тандемной сцепки  – с  двумя полуприцепами, способными перевезти до  55  м³ зерна. Нагрузка на задний мост оказалась слишком велика, и двухосный тягач на заводе переделали в трехосный.202 За рулем 03/2010 Отправляясь на  «Тонар» в  декабре 2009-го, думал, о  грузовиках больше не услышу. Ведь из-за резкого спада продаж дела идут неважно даже у именитых производителей. Однако в  цехе на  стапеле высилась рама с  уже смонтированными передним и двумя задними мостами, рядом  – готовый к  установке двигатель. Ожидал увидеть на нем табличку с иероглифами, но это оказался ЯМЗ-650  – рядная 412-сильная «шестерка» объемом 11,12  л, выпуск которой по лицензии «Рено» наладили в  Ярославле. Мотор уже опробовали на тягачах и остались им довольны. К сожалению, в Ярославле не успели подготовить к  производству современную коробку передач. А  ведь закупать силовой агрегат целиком «Тонару» было бы гораздо удобней. Почему «Тонар» упорно идет к  производству грузовиков? На  этот вопрос на  заводе отвечают так: перевозчикам удобнее приобретать не полуприцеп, а готовый к работе автопоезд  – чтобы экономить время и  деньги при  покупке и  обслуживании. Если все сложится по-тонаровски, весной (самое позднее  – летом) под Москвой начнут-таки серийно выпускать тягачи и  самосвалы. А  значит, в  России появится еще один автомобильный завод!Двухосный седельный тягач предназначен для междугородных перевозок в составе 40-тонного автопоезда.ДАННЫЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЯОбщие данные Колесная формула Снаряженная масса, кг Полная масса, кг Полная масса автопоезда, кг Двигатель Марка Рабочий объем, л Мощность, кВт/л.с. при об/мин Крутящий момент, Н·м при об/мин Трансмиссия Коробка передач 5422, седельный тягач 4×2 6900 18 000 38 000–40 000 Cummins ISLe375 8,85 276/375 2100 1548 1200 «Тонар» 6428, седельный тягач 6×4 8480 28 500 75 000–80 000 Cummins ISMe420 10,82 306/416 1900 1920 1200 М12 6528, самосвал 6×4 12 430 33 500 – Cummins ISLe375 8,85 276/375 2100 1548 1200Трехосный седельный тягач в составе тандемного автопоезда. В двух полуприцепах поместится до 55 кубов зерна! Первый автомобиль «Тонар» – трехосный самосвал с 16-кубовым кузовом.За рулем 03/2010 203