138
139
КОМПОНЕНТЫПРОИЗВОДСТВООт «Порше» до «Лады»На предприятии «Эксон Мобил» в Гравеншоне, где выпускают масла Mobil 1, и на заводе «Порше» в Лейпциге побывали наши корреспонденты Константин Васильев и Алексей Воробьев-Обухов.Посмотреть, как производят масла именитого бренда, конечно, интересно. Как и  выяснить, насколько они хороши для массовой российской машины, а  также самого современного автомобиля. О технологическом процессе мы уже рассказали в  прошлом номере  ЗР, теперь – о применяемости. Автоматизированные линии в  Гравеншоне со  скоростью пулемета выплевывают коробки с  Mobil  1, однако во  французских магазинах не  увидишь привычных нам New Life, Peak Life и  Extended Life. В  Европе продают Mobil  1 с  другими названиями: фирма старается оптимизировать ассортимент, учитывая местную специфику автопарка, выбор сорта для первой заправки двигателя и возможности рынка. Например, масло Extended Life 10W-60 рассчитано, скажем так, на  полуубитые моторы с  увеличенными зазорами в парах трения, а потому в нем есть специальные присадки, вызывающие набухание уплотнений, что, понятно, сокращает утечки. Это масло,если судить по  индексу класса вязкости, не самое зимнее, однако испытания на прокачиваемость при низких температурах показали, что оно пригодно для использования даже при минус  25ºС. То есть вполне применимо для большей части российского автопарка. Одно плохо: синтетические масла, тем более марки Mobil  1, весьма недешевы. Но ведь появились и  полусинтетические наивысшего уровня  – SM по  API. Эти куда дешевле. Специалисты объяснили: любая спецификация по  API определяет лишь минимальный набор эксплуатационных характеристик и не обеспечивает всего спектра свойств, которыми обладают масла Mobil  1. Их  можно получить, лишь применив синтетическую основу. Во время экскурсии по  заводу «Эксон Мобил» в  глаза бросился девиз: «Mobil  1  – лидер среди моторных масел». Утверждение можно было  бы «разделить пополам» (реклама есть реклама), однако вскоре получили подтверждение, что это не  просто слоган: масла Mobil  1 используют для первойНАША СПРАВКАСборочное предприятие «Порше» в  Лейпциге в  2008  году расширено под выпуск «Панамеры». Сегодня здесь 600  человек заняты на сборке моделей «Кайен» и «Панамера». Кузова «Панамеры» привозят из  Ганновера, «Кайена» – из Братиславы. С них снимают двери, устанавливают механизмы, обивку  – и  вновь навешивают кузовные элементы. Другие модели «Порше», а также двигатели для «Кайена» и «Панамеры» производят в Штутгарте. С конвейера «Порше Лейпциг» ежедневно сходит 220  автомобилей. На  экспорт отправляют 85% машин, из  них 13% – праворульные для Великобритании, Австралии и ЮАР.138 За рулем 03/2010 «ПоршеПанамера» – один из самых экономичных автомобилей категории «Гран Туризмо».Уследить за бесконечной чередой фляжек с маслом способны только автоматы, поэтому в цехах почти не увидишь людей. Разве что заезжих журналистов.заливки в моторы сходящих с конвейеров машин более 60 автопроизводителей, в  том числе из  ведущих. На  заводе «Порше» мы собственными глазамивидели, как двигатели на конвейере заправляют именно Mobil 1. И тот «Кайен», который проплывал перед нами, был по счету примерно 700-тысячнымавтомобилем с этим маслом. Ему предшествовали 33  модификации различных моделей, в  том числе новейший «Порше-Панамера» в  исполнениях S, 4S и Turbo. Но  почему именно Mobil  1? Разработчики всеми средствами пытались достичь баланса экономичности и мощности. Нехватки лошадиных сил «Порше» никогда не  испытывал («Панамера Турбо» разменивает 100  км/ч за 4,2 с), а вот добиться, чтобы автомобиль такого класса расходовал в  среднем 12,2  л топлива на  100  км, было сложно. С маслом-лидером – проще. Кроме задачи минимизировать потери на трение деталей двигателя и сократить объем вредных выбросов, разработчики должны были позаботиться о стабильности свойств самого масла в тех экстремальных условиях, которые неизбежно возникают в  500-сильной наддувной «восьмерке» «ПоршеПанамера». Смотрите: в  этом моторе термостат с  электронным управлением поддерживает рабочую температуру охлаждающей жидкости на  уровне 110⁰С, да  еще система «старт-стоп» включает-выключает двигатель на каждом светофоре. Однако синтетическое масло Mobil 1 не только выдержало все испытания, но и показало, что способно эффективно поглощать и диспергировать нерастворимые продукты сгорания топлива, замедлять процесс образования шлама – проще говоря, подтвердило высокие моющие свойства. А  для российских условий эксплуатации это особенно важно.На правах рекламы