РЕМОНТ И СЕРВИСКонкурсПисьмо воробьяЗа ответ на задачу № 24 «Необъяснимое явление» Степан Бугаев из Междуреченска Кемеровской области награждается комплектом препаратов для обработки двигателя и трансмиссии от НПТК «Супротек».Н! З И Р ПЧто же еще могло вызывать увод машины в сторону, причем в любых режимах движения? Многие знают, что при таком поведении машины прежде всего следует проверить углы развала колес. Перегрузка внешних или внутренних дорожек протектора уменьшает их радиус качения – и колесо тянет в сторону своего наклона, как коническое. Но у нашего героя, по условию, с углами развала порядок. У старых шин сам протектор часто изношен «на конус» – если левая и правая половины несимметричны, то даже при идеальном развале увод неизбежен. Но бывалому автомобилисту это сразу бросится в глаза. Гораздо коварнее скрытый дефект шины, о котором написали лишь единицы. Цитируем победителя: «При производстве шины брекер по какой-то причине оказался смещен ближе к одной стороне, вследствие чего на колесе образовалась конусность». Выявить эту беду невооруженным глазом непросто. Брекер – силовое кольцо, на которое опирается протектор; если он смещен, то «…за один оборот колеса дорожки протектора преодолевают разное расстояние, и колесо стремится повернуть в сторону с меньшей окружностью». Скрытая конусность может уводить колесо в сторону не меньше, чем грубая, в несколько градусов, ошибка в угле развала или односторонний износ шины. Благодарим всех участников конкурса. Степана Бугаева поздравляем с победой!апомним, о чем речь в задаче. Хозяин ВАЗ-21099 сообщил, что на его машине подвеска уже успела просесть, оси приводов вытянулись в линию – и пресловутый увод вправо при разгоне прекратился. Но когда обул колеса в купленный на рынке комплект шин, машину стало тянуть... влево! Хозяин проверил, не повело ли кузов, в порядке ли ходовая, углы установки колес, давление в них. Все оказалось в норме! А причину объяснил мастер шиномонтажа... Гадая, что именно он сказал, в своих письмах сильнее других шумели моралисты: «Не на базар надо ехать, а в фирменный шинный магазин!». Совет отличный – лучше быть здоровым и богатым, чем решать головоломки. Вот суждения ближе к существу вопроса: «Скорее всего, для левого колеса сопротивление качению больше, чем для правого». Справедливо, но насколько больше? Настолько, что стаскивает автомобиль с траектории? При желании можно вычислить, как сильно изменится динамика КамАЗа, получившего «письмо» воробья, только стоит ли заниматься подобной ерундой? В подтверждение того, что вычислять какие-то величины нет смысла, такой вот пример. Мужик богатырского сложения ездит в легоньком «Матизе». Нагрузка на левую сторону машины, а также сопротивление шин максимальные, однако тяги влево вроде нет! Объясняется это просто: сопротивление хорошо накачанной шины на асфальте невелико – около 1% нагрузки, разница же сопротивлений между левой и правой сторонами и того меньше. Другое дело, если спущено одно из колес, – в этом случае разница вполне ощутимая. Еще один вывод, навеянный письмами, таков: любой эксперимент должен быть корректным. А то ведь некоторые считают, что шина с направленным рисунком протектора, установленная задом наперед, создает «большее сопротивление – и в этом вся шту-ка». Если, мол, переставить колеса – развернуть шины – и после этого автомобиль потянет в другую сторону, причина, считай, найдена. Но так ли? После разворота колеса на 180º иначе работает не только протектор, ведь у шины могут быть скрытые дефекты, а их влияние тоже «поменяет знак». Почти половину писем объединила странная идея: «Диаметр правого колеса наверняка больше, чем диаметр левого, за каждый оборот правое чуть-чуть забегает вперед и тянет машину налево». Удивили, братцы! Допустим, правое даже значительно больше, но с чего ему забегать? Это верно для паровоза – его колесную пару объединяет жесткая ось. У нас же между колесами дифференциал, так что их обороты задает сама дорога. На прямой меньшее колесо просто вращается быстрее. Еще одна любопытная гипотеза: «Если при балансировке колеса на него повесили много грузиков с одной стороны, то они и уводят…» Придется напомнить, что динамическая балансировка исключает это по определению: грузики во всех отношениях уравновешивают вращающееся колесо. Причин для увода нет. Некоторые видят отгадку в различающихся массах колес: «Тяжелое колесо труднее разгонять». Конечно же, с Ньютоном не поспоришь. Но и тут вспоминается воробей: в сравнении с массой машины разница в массах шин ничтожна. К тому же не было в задаче слова «разгон»!Задача № 27КАК ИЗ ПАРОВОЗА «…Морозное утро конца февраля, ровное шоссе очистилось ото льда, машины едут быстро. Несколько минут назад я тоже выбрался со своей стоянки и, вырулив на шоссе, оказался за такой же, как у меня, «Приорой», только с диваном на верхнем багажнике. Но вот что меня насторожило: едем в одном режиме, однако за моей машиной густые облака пара, а за той, другой, – лишь легкий, едва заметный парок. Почему?» Ответ с пометкой «Конкурс» отправьте до 1 апреля 2010 года по адресу: 107045, Москва, Селиверстов пер., 10, или по e-mail:
[email protected]. Укажите ваш контактный телефон или иной способ быстрой связи.176 За рулем 03/2010