КУРЬЕРЛИЧНОЕ МНЕНИЕС этою плазмой дойдешь до маразма...О причудах технического прогресса рассуждает московский инженер Павел Иннокентьев.Инженера с моим стажем – а это уже тридцать с хвостиком – трудно чем-то удивить. И все же есть вещи, которых я не понимаю. Причем речь идет не о терабайтах или фемтотехнологиях – с ними, как ни странно, проще… Начну издалека – с автомобилей эпохи 2101. Был там прерыватель указателя поворотов – простейшая биметаллическая фитюлька. Включаешь поворотник, через фитюльку идет ток, нагретая им пластиночка изгибается – контакт пропадает, пластинка остывает – распрямляется... ну и так далее. Работало это хозяйство, в общемто, безотказно, поскольку ломаться там было нечему. Контакты щелкают – лампочки мигают: просто и удобно. Но тут пришли транзисторы… Электронный мультивибратор, управляющий контактным реле, с позором прогнал фитюльку на пенсию. Цена мигающего фонарика подпрыгнула, равно как и его сложность, но отказаться от электроники мы уже не могли. Чуть позднее электронный блочок избавили от механического реле, поменяв его опять-таки на мощный полупроводник, – изделие стало полностью бесконтактным. Затем появились микросхемы. Но превзойти древнюю фитюльку так и не удалось: водители дружно стали забывать выклю82чать мигалки, потому что электроника работала… бесшумно! Решение? Элементарное – добавить электронный имитатор звуков! Подсчитать итоговое число полупроводников, кое-как заменивших «отжившую» конструкцию, я не берусь. И аплодировать не стану – эта победа достигнута не качеством, а количеством. Да и победа ли? О ремонтопригодности сегодня говорить не принято, но в машине с «древними» техническими решениями на рыбалку ехалось как-то спокойнее… Карбюраторную «Волгу» я мог оживить при любой неисправности, а вот каприз микропроцессора выносит приговор моей беспомощности. Пример второй: электромобили и гибриды. Бесшумно тронуться с места – это здорово, классно, эффектно! Все хорошо, прекрасная маркиза, за исключеньем пустяка: вскоре выяснилось, что такие автомобили – источник не только повышенной, но и коварной опасности, поскольку пешеходы их… не слышат! Решение мы уже знаем: Евросоюз на полном серьезе собирается обязать изготовителей оснащать четырехколесную продукцию источником шума! Ну не глупость ли? Не туда идем, ребята, ой не туда… Пример третий: фары. Тут, казалось бы, все ясно: лампочку ЭдисонаЛодыгина-Ильича отправляем на свал-ку истории. Взамен – светодиоды: светят лучше, тряски не боятся, служат долго… Одно плохо: новомодные фары стали замерзать. Разработчик чешет репу и оснащает фару… подогревом! Между тем, обиженная лампочка и светила, и грела. Недостаточно примеров? Помню, на военной кафедре вуза нам вбивали знания об устройстве ламповой радиорелейной станции, потребляющей мощность аж 4 кВт. Мы ужасались: много! Я тоже так считал, пока не узнал, что ее транзисторный преемник кушал уже вдвое больше, а с появлением микросхем – и вовсе втрое. Причины? А все те же – как с фитюлькой… Не нужно пристраивать микропроцессор к сливному бачку унитаза – будет только хуже. В голове не укладывается: чтобы заменить лампочку в современном автомобиле, нужно снять кучу разных деталей! А самые крутые авто вообще не пускают в свои потроха: чуть что – извольте обратиться к головному компьютеру где-то в Германии. Современные устройства все больше неразборные, даже автозаводы начали клепать фактически одноразовые изделия – наподобие ботинок и пластиковых стаканчиков. Так ведь и мышление становится каким-то фастфудовским. Недав-За рулем 02/2010