КОМПОНЕНТЫТЕСТ ЛЕТНИЕ ШИНЫ 185/60R14Весна будет дружнойюбые шины, даже самые хорошие, – результат компромисса между характеристиками. А в лидерах оказываются те, в которых удалось примирить такие параметры, как сцепные свойства116 За рулем 03/2010Март – пора задуматься о выборе летних шин. Сергей Мишин представляет результаты теста наиболее популярных моделей размерности 185/60R14.Лна сухом покрытии и на мокром, сопротивление качению и эффективное торможение, большой ресурс и малый расход топлива... Мы перестали ранжировать шины по ценовым сегментам, чита-тель сам определит, какие отнести к дорогим, а какие – к дешевым. Авторитет марки, отраженный в цене изделия, хоть и тешит тщеславие обладателя, но еще не гарантирует бесспорно лучших показателей. место9CORDIANT COMFORTместо8KAMA EURO-129место7GOODYEAR EFFICIENTGRIPМесто изготовления ���������������������������������������������Россия Рисунок ������������������������������������������������������ направленный Глубина протектора ����������������������������������������7,3–7,7 мм Твердость по Шору ������������������������������������������69/67 ед�* Масса шины ��������������������������������������������������������������6,9 кг Средняя цена �����������������������������������������������������1600 руб� Соотношение цена/качество �����������������������������������1,8 Comfort не первый раз участвует в наших тестах, год от года улучшая результаты� И хотя марка пропустила вперед конкурентов, подчеркнем, что девятое место отделяют от первого всего 77 баллов� На высокой скорости хорошо держатся за дорогу, без промедления откликаются на руль� Из-за скромных сцепных свойств резкие маневры на сухом покрытии удаются лишь на относительно невысокой скорости, ограниченной прогрессирующим заносом� Досаждают большие углы поворота руля� На мокром покрытии скорость успешного выполнения переставки ожидаемо снижается� Впрочем, поведение «Приоры» при этом не меняется – тот же занос, требующий корректировки� Как и посуху, велики углы поворота руля� Тормоза на любом покрытии самые слабые: проигрывают лидерам теста 4,5 м на сухом асфальте и более 3,5 м на мокром� Комфортом не балуют – потряхивают машину на мелких и средних неровностях, хлопают на дорожных стыках и швах� Бензин понапрасну не транжирят, но и не особо экономят� Грунтовка противопоказана� Хорошая курсовая устойчивость при высокой скорости, стабильное поведение при экстремальных маневрах на покрытиях в любом состоянии� Слабые сцепные свойства на покрытиях в любом состоянии�Место изготовления ���������������������������������������������Россия Рисунок ����������������������������������������������������асимметричный Глубина протектора ���������������������������������������5,9–6,9 мм Твердость по Шору ������������������������������������������69/66 ед�* Масса шины �������������������������������������������������������������� 7,2 кг Средняя цена �����������������������������������������������������1600 руб� Соотношение цена/качество �����������������������������������1,8 Асимметричный рисунок протектора не дал новинке явных преимуществ – уровень очень близок к «Каме Еuro-224» с симметричным протектором (872 балла; ЗР, 2009, № 3)� На высокой скорости вынуждают «Приору» плавать из стороны в сторону, «ноль» на руле сильно размыт� Корректировку курса осложняют повышенные углы поворота руля и запаздывающие реакции� Экстремальные маневры на сухой дороге даются при более высокой скорости, чем с «Кордиантом», да и выполнять их проще� Мокрая дорога почти не заставляет снижать скорость, однако работа рулем требует от водителя скорее превентивных, нежели реактивных действий – из-за низкой информативности руля поведение машины желательно предугадывать� Торможение слабое на любом покрытии� Трясут машину на средних и крупных неровностях, мелкие скрадывают� Озвучивают стыки и швы дорожного покрытия, сочно фонят при скоростях от 50 до 80 км/ч� Расход топлива выше среднего уровня� Грунтовые дороги категорически противопоказаны� Прогнозируемая управляемость при экстремальных маневрах на сухом покрытии� Слабые тормоза на любом покрытии, великоват расход топлива, есть замечания по курсовой устойчивости при высокой скорости и по плавности хода�Место изготовления ����������������������������������������� Франция Рисунок ����������������������������������������������������асимметричный Глубина протектора ����������������������������������������7,1–7,3 мм Твердость по Шору ������������������������������������������73/69 ед�* Масса шины �������������������������������������������������������������� 7,3 кг Средняя цена �����������������������������������������������������2700 руб� Соотношение цена/качество ����������������������������������� 3,1 Новинка в наш тест подана производителем как шина с пониженным сопротивлением качению и увеличенным ресурсом� По курсовой устойчивости напоминают «Каму» – так же рыскают, требуя постоянной корректировки� Мешают запаздывающие реакции и большие углы поворота баранки� Выполнять резкие маневры посуху не советуем� Дело даже не в скромной скорости успешного руления (у «Кордианта» она еще ниже), а в сложном поведении автомобиля, который срывается в прогрессирующий занос� Бороться с ним водителю мешают все те же большие углы поворота баранки и нечеткий «ноль»� На мокрой дороге поведение автомобиля понятно и прогнозируемо, но только до срыва в скольжение – неожиданного и резкого� Управлять машиной проще, чем на сухом покрытии, хотя руль остается малоинформативным� Тормоза среднего уровня и на сухом покрытии, и на мокром� Комфорт невысок – от мелких неровностей по кузову пробегает дрожь, слышно шуршание протектора, усиливающееся с ростом скорости� Умеренный расход топлива при 90 км/ч, но при 120 км/ч он возрастает� Грунтовых дорог не любят� Экономичны при 90 км/ч� Сложная управляемость при экстремальных маневрах на сухом покрытии, есть замечания к курсовой устойчивости при высокой скорости�871балл880балловПроявят свои лучшие качества в дальних поездках.*Здесь и далее – до/после испытаний.Естественная среда обитания – хорошие городские и пригородные дороги.всего-то 8%. Получается, борьба шла почти на равных! В сегменте малых размеров практически все компании обзавелись новинками. «Бриджстоун», например, продает модель Turanza ER300, обещая отличную управляемость на мокрой дороге. Наш тест подтверждает: это действительно сильные шины, причем недорогие (цена/качество – 2,6), с акцентом на сцепные свойства и управляемость на мокром покрытии.881баллПодойдут в первую очередь для городских и пригородных условий.«Гудиер», «Мишлен» и «Пирелли» делают ставку на популярное ныне «зеленое» направление – пониженный расход топлива и, как следствие, уменьшение вредных выбросов в атмосферу. Самый опытный в этой теме производитель – «Мишлен» – представлен энергосберегающими Energy Saver с увеличенным ресурсом. У них отличная топливная экономичность при любых скоростях и умеренное соотношение цена/качество – 2,9.За рулем 03/2010 117Тот, кому интересны нюансы, кто хочет составить собственное мнение о покрышке исходя из своих предпочтений, найдет нужную информацию в наших таблицах и описании характеров. Отметим важную особенность: итоговые результаты в этот раз легли довольно кучно – разрыв между первыми и последними по принятой в нашем тесте системе ценностей составил только 77 баллов, то есть аутсайдер проиграл лидеру КОМПОНЕНТЫ | ТЕСТ ЛЕТНИЕ ШИНЫ 185/60R14место6MICHELIN ENERGY SAVERместо5TOYO PROXES CF-1место4PIRELLI CINTURATO P6Место изготовления ������������������������������������������Испания Рисунок ����������������������������������������������������асимметричный Глубина протектора ��������������������������������������� 7,6–7,9 мм Твердость по Шору ����������������������������������������� 66/62 ед�* Масса шины ��������������������������������������������������������������6,7 кг Средняя цена �����������������������������������������������������2600 руб� Соотношение цена/качество �����������������������������������2,9 По сравнению с прошлогодним тестом «сберегатель энергии» продвинулся ближе к заветному 900-балльному рубежу� Плотный руль позволяет хорошо держать дорогу на любой скорости и без труда корректировать направление� Экстремальные маневры на сухой дороге проходят на довольно высокой скорости� Но быстро сменить полосу движения можно лишь при плавной работе рулем – резких рывков эти шины не любят, поскальзываются, заставляя автомобиль распрямлять траекторию� На мокром покрытии скорость на пару километров ниже, но поведение машины и характер управления ею остаются неизменными� Тормоза на сухой дороге слабые, разница с лидером упражнения – более 3 м� На мокром уступают лидерам 2 м� По части комфорта «Мишлен» оказался на высоте: мы не нашли изъянов в плавности хода и отметили низкий уровень шума� Эти шины самые легкие в тесте – видимо, поэтому помогают экономить топливо при любой скорости� Впрочем, не так хорошо, как в прошлогоднем тесте� Грунтовка допустима в ограниченных количествах� Стабильное поведение при экстремальных маневрах на любом покрытии, экономичны при любой скорости, высокий уровень комфорта� Слабые тормоза на сухом покрытии, незначительные замечания к управляемости при выполнении экстремальных маневров�Место изготовления ��������������������������������������������Япония Рисунок ����������������������������������������������������асимметричный Глубина протектора ��������������������������������������� 7,3–7,8 мм Твердость по Шору ����������������������������������������� 66/62 ед�* Масса шины ���������������������������������������������������������������7,1 кг Средняя цена �����������������������������������������������������2100 руб� Соотношение цена/качество �����������������������������������2,3 Читателям хорошо знакомы эти шины� В прошлогоднем тесте выглядели чуть лучше, но и на этот раз перешагнули ступеньку в 900 баллов� На высокой скорости водителя слегка настораживают не совсем четкий «ноль» на рулевом колесе и небольшие запаздывания при подруливании� Однако при резкой смене полосы движения на сухой дороге эти шины оказались самыми быстрыми� Поведение «Лады» понятно и прогнозируемо, напрягают лишь повышенные углы поворота баранки� На мокром асфальте не блистали в «экстриме» – пятый результат� Но управление машиной стало четче, поскольку злосчастные углы уменьшились до оптимальной величины� Тормоза на сухой дороге – среднего уровня� На мокрой – выше среднего, наравне с «Пирелли»� Впереди в этом упражнении лишь «первая тройка» – «Нокиан», «Континенталь» и «Бриджстоун»� К комфорту есть небольшие претензии – шины жестко проходят стыки и швы� Шум несильный, но раздражающий, отдаленно напоминает вертолетный рокот� Топливом не злоупотребляют, хотя и не экономят� Грунтовка допустима в ограниченных дозах� Лучшее сочетание сцепных свойств и уводных характеристик на сухом покрытии, хорошие тормоза на мокром покрытии и управляемость при экстремальных маневрах� Незначительные замечания к управляемости на сухом покрытии, курсовой устойчивости на высокой скорости, плавности хода и уровню шума�Место изготовления ������������������������������������������Испания Рисунок ����������������������������������������������������� симметричный Глубина протектора ���������������������������������������8,2–8,5 мм Твердость по Шору ����������������������������������������� 66/62 ед�* Масса шины �������������������������������������������������������������� 7,4 кг Средняя цена �����������������������������������������������������2300 руб� Соотношение цена/качество �����������������������������������2,5 Второй год шины Cinturato показывают высокие результаты в наших тестах, практически не отличаясь от обычных P6� Ровно ведут автомобиль при любой скорости, без промедления откликаются на доворот руля� На сухом покрытии успешно осуществляют резкие маневры на высокой скорости� Плотный руль с хорошей информативностью и четкими реакциями помогает машине выполнять любые команды водителя� Мокрое покрытие немного меняет картину� Скорость несколько снижается, но остается на высоком уровне� Осложняет управление внезапный (как у «Гудиера») срыв в занос и столь же резкое восстановление� Хорошо тормозят на сухой дороге� На мокрой – очень хорошо (в прошлогоднем тесте были лидерами упражнения)� Отнюдь не комфортны – крепко встряхивают машину на мелких и средних неровностях, передавая вибрацию на пол кузова и органы управления� Хлопают на стыках и швах� Бензин любят больше всех – самые прожорливые шины теста� Грунтовые дороги противопоказаны� Хороший баланс сцепных свойств и уводных характеристик на сухом и на мокром покрытиях, четкая управляемость при экстремальных маневрах на сухом покрытии� Повышенный расход топлива, замечания к плавности хода, незначительные замечания к управляемости на мокром покрытии и уровню шума�899балловХороши для любых дорог с покрытием. Устроят тех, для кого важен умеренный расход топлива.Модель Goodyear EfficientGrip – попытка конкурировать с француз скими шинами в «зеленом» направ лении. Шины довольно экономичны при умеренных скоростях, но на дру гой чаше весов – ослабленные сцеп ные свойства и сложная управляе мость на сухом асфальте. В целом же118 За рулем 03/2010904балла914балловДля любых дорог с покрытием.EfficientGrip – шины хорошие, но не дешевые (цена/качество – 3,1). Представитель новой для «Пи релли» экологической линейки Cinturato – модификация известной модели P6. Несмотря на заявление компании о снижении сопротивления качению, в нашем тесте автомобиль на этих шинах расходовал топливоСпособны доставить удовольствие от управления автомобилем на хорошей сухой дороге.полной мерой. Зато соотношение це на/качество, равное 2,5, – самое при влекательное в первой пятерке. Лидер теста Nokian Hakka H объ единил в себе все достоинства: отлич ные по всем статьям и одновремен но экономичные шины российского (!) производства, выгодное соотношение цена/качество – 2,5. КОМПОНЕНТЫ | ТЕСТ ЛЕТНИЕ ШИНЫ 185/60R14место3BRIDGESTONE TURANZA ER300место2CONTIPREMIUMCONTACT2место1NOKIAN HAKKA НМесто изготовления ��������������������������������������������Япония Рисунок ����������������������������������������������������асимметричный Глубина протектора ��������������������������������������� 7,7–8,0 мм Твердость по Шору ������������������������������������������69/65 ед�* Масса шины �������������������������������������������������������������� 7,9 кг Средняя цена �����������������������������������������������������2400 руб� Соотношение цена/качество �����������������������������������2,6 В этом году выступили гораздо успешнее, чем в прошлом: взяли реванш у «Тойо», опередив земляков в общем зачете более чем на 10 баллов! Видимо, производитель поработал над составом смеси, чтобы улучшить сцепные свойства на мокрой дороге� На высокой скорости несут «Приору» ровно, четко откликаются на подруливания� Сложные кренделя на сухой дороге успешны, но чуть медленнее, чем у ближайших конкурентов� Выполнение переставки без неожиданностей и сюрпризов – снос, плавно переходящий в занос� Немного великоваты углы поворота рулевого колеса� Удивительно, но на мокром покрытии скорость при резкой смене полосы остается такой же, как на сухом� Поведение машины становится даже более четким, а углы поворота баранки приходят в норму� Тормоза на сухой дороге выше среднего уровня, а на мокрой – в тройке лучших� Катятся тихо, но не идеально плавно – швы и стыки смягчают, но рельеф дороги отслеживают� Расход топлива повышен при любой скорости – видимо, потому, что шины самые тяжелые в тесте� Грунтовка допустима ограниченно� Очень хорошие тормоза, достигнут баланс сцепных свойств и уводных характеристик на мокром покрытии, хорошая управляемость при экстремальных маневрах на мокром покрытии; практически бесшумные� Великоват расход топлива при любой скорости; небольшие замечания к управляемости на сухом покрытии и к плавности хода�Место изготовления �������������������������������������Португалия Рисунок ����������������������������������������������������асимметричный Глубина протектора ��������������������������������������� 8,1–9,0 мм Твердость по Шору ������������������������������������������73/62 ед�* Масса шины ���������������������������������������������������������������7,1 кг Средняя цена �����������������������������������������������������2700 руб� Соотношение цена/качество �����������������������������������2,9 В наших тестах модель присутствует не первый раз, занимая лидирующие позиции� Хорошо держат дорогу на высокой скорости, без задержки реагируют на действия рулем� Успешно выполнить экстремальный маневр на высокой скорости непросто� Сцепные свойства резины на сухой дороге очень высоки, а боковины податливы, отчего у шин передней оси возникают значительные уводы, не позволяющие четко прописать желаемую траекторию без тренировки� Иначе машина либо скользит передними колесами, либо пугает водителя отстреливающим заносом� На мокром покрытии баланс сцепных свойств и уводных характеристик идеален для резких маневров� Помогает налитый тяжестью руль с хорошей информативностью� Посему успешная скорость резкой смены полосы почти на километр выше, чем на сухой дороге� Лучшие по тормозным качествам� Посуху тормозной путь почти на метр короче, чем у ближайшего в этом упражнении соперника� На мокром асфальте тоже лучшие, наравне с «Нокиан»� Катятся тихо, но не идеально плавно – заставляют «Приору» подрагивать на дорожных стыках и швах� Расход топлива повышенный, точно такой, как у «Бриджстоуна»� Грунтовку не любят� Лучшие тормоза на любом покрытии, отличный баланс сцепных свойств и уводных характеристик и отменная управляемость при экстремальных маневрах на мокром покрытии; практически неслышные� Небольшие замечания к управляемости при выполнении экстремальных маневров на сухом покрытии и к плавности хода� Высоковат расход топлива при любой скорости�Место изготовления ���������������������������������������������Россия Рисунок ����������������������������������������������������асимметричный Глубина протектора ����������������������������������������7,7–7,8 мм Твердость по Шору ������������������������������������������63/62 ед�* Масса шины ��������������������������������������������������������������6,9 кг Средняя цена �����������������������������������������������������2400 руб� Соотношение цена/качество �����������������������������������2,5 Медленно, но верно улучшая свои результаты в наших тестах, эти шины, наконец, выбрались на первое место� Не во всех упражнениях они самые лучшие, но и замечаний к ним практически нет� Отменно держат дорогу на любой скорости, не давая машине отклоняться от заданного направления, и в то же время чутко, уверенно и прогнозируемо реагируют и откликаются на любые управляющие действия� Не боятся экстремальных маневров как на сухом, так и на мокром асфальте� При этом готовы к высокой скорости и показывают примерное, стабильное поведение� Отлично тормозят на сухой дороге (лучше – только «Конти»)� На мокрой – наравне с «Конти» показывают лучший результат теста� Комфортны так же, как «Мишлен», – катятся мягко и тихо� Удивительно, но при высоких сцепных свойствах на мокром покрытии бензин расходуют довольно экономно� Финским химикам удалось найти нужные присадки для резиновой смеси, примирившие давних шинных антагонистов – малое сопротивление качению и надежное сцепление с мокрой дорогой� Грунтовку не любят� Отличные тормоза, надежная и стабильная управляемость на любом покрытии; высокий уровень комфорта, экономичность при любой скорости� Практически лишены недостатков�948баллов916баллов945балловДля любых дорог с покрытием. Эти шины оценят те, для кого важна стабильность характеристик в любую погоду.С «молодежью» успешно соревнуются два «старичка-бодрячка» – ContiPremiumContact2 из первой пятерки и представитель второй линии Toyo Proxes CF-1. Обе модели на рынке более пяти лет, однако благодаря омолаживаниям у них еще достаточно пороха, чтобы оставаться на высоте.120 За рулем 03/2010Созданы для любых дорог с покрытием. Понравятся любителям быстрой езды и интенсивного замедления.Конек ContiPremiumContact2 – короткий тормозной путь на сухом и мокром покрытиях. А повышенное сопротивление качению – скорее плата за это. Общий уровень покрышек высок, хотя соотношение цена/качество, равное 2,9, великовато для далеко не новой модели.Понравятся всем: любителям комфорта, быстрой езды и тем, для кого важна стабильность характеристик в любую погоду наряду с топливной экономичностью.Toyo Proxes CF-1 рекордов не ставит – берет свое ровным характером. И весьма привлекательным соотношением цена/качество – 2,3. В отечественном секторе представлены два крупных игрока – «Сибур» и Нижнекамский шинный завод. Первый пока ставит на наиболее успеш- КОМПОНЕНТЫ | ТЕСТ ЛЕТНИЕ ШИНЫ 185/60R14Коэффициент значимостиную из последних разработок – Cordiant Comfort. Нижекамцы долгие годы ориентировались на вазовский конвейер, однако сейчас посматривают и на вторичный рынок – не менее плодородное поле. И выкатили на него новинку Kama Euro-129 с современным асимметричным рисунком протектора, нацеленную на сибуровского конкурента. ОбаТАБЛИЦА ЭКСПЕРТНЫХ ОЦЕНОКсоперника примерно равны и борются не за господство в отдельных показателях, а за выравнивание характеристик. Вполне достойные шины при соотношении цена/качество, равном 1,8. Шины тестировали: Антон АНАНЬЕВ, Вадим КОРАБЛЕВ, Юрий КУРОЧКИН, Евгений ЛАРИН, Антон МИШИН,Андрей ОБРАЗУМОВ, Валерий ПАВЛОВ и Дмитрий ТЕСТОВ. Благодарим за техническую поддержку сотрудников автополигона ДТР АВТОВАЗа, тольяттинские компании «Волгашинторг» и «Премьера», а также компании-производители шин, предоставившие на тест свою продукцию.Внутренний шумна мокром асфальтеШины1. Nokian Hakka H 2. Continental ContiPremiumContact2 3. Bridgestone Turanza ER300 4. Pirelli P6 Cinturato 5. Toyo Proxes CF-1 6. Michelin Energy Saver 7. Goodyear EfficientGrip 8. Kama Euro-129 (НК-129) 9. Cordiant Comfort PS-4008/48 7/42 7/42 9/54 7/42 7/42 6/36 8/48 7/428/64 9/72 8/64 7/56 8/64 7/56 7/56 7/56 7/569/45 8/40 8/40 8/40 7/35 8/40 6/30 6/30 8/408/24 8/24 8/24 7/21 7/21 8/24 7/21 7/21 7/21Плавность хода 8/24 7/21 7/21 6/18 7/21 8/24 7/21 6/18 7/21на сухом асфальтеКоэффициент значимости 122 За рулем 03/201068533(справочно)Проходимость 6 6 7 6 7 7 6 5 6Курсовая устойчивость на прямойУправляемость автомобиляКомфорт1