БЕЗОПАСНОСТЬГИБДД: НОВШЕСТВА И ПРЕДЛОЖЕНИЯКому править балломО необходимости изменить ситуацию в области дорожного движения наконец-то заговорили на самом верху. В последние месяцы предложения по реформированию ГИБДД со стороны министров и депутатов посыпались как из мешка. Новаторские идеи изучал Сергей Смирнов.«УЗАКОНИТЬ» ПРАВИЛАИзменения в Правила дорожного дви жения вносят чуть не каждый год, од нако сам документ этот довольно древ ний: принятый в 1993 году, он создан на базе еще советских правил. Но да же 14 редакций не помогли – слиш ком много спорных позиций и разно чтений в этом своде правил. В начале 2010 года депутат Генна дий Гудков со товарищи внес на рас смотрение законопроект «О прави лах дорожного движения», цель кото рого – изменить статус ПДД. По мне нию депутата, только в этом случае об щество сможет «оказывать влияние на процесс взаимоотношений участ ников дорожного движения». Тог да любые изменения будут вносить ся лишь после одобрения большин ством депутатских голосов, тем са мым будет «исключен непубличный характер внесения изменений в ПДД». «Изменение статуса ПДД – это и спо соб борьбы с коррупцией на доро гах и милицейскогаишным беспреде лом», – убежден Гудков. Вот только сомнительно, что нера дивый (а часто и не слишком грамот ный) инспектор ДПС усмотрит разни цу между ПДДзаконом и постановле нием правительства. Ведь он в конеч ном счете руководствуется лишь «по нятиями». А в действенность депутат ского контроля нам уже плохо верит ся... Но за инициативу – спасибо. Наиболее радикальное предложение поступило от председателя комитета Госдумы по транспорту Сергея Шиш карева. В декабре прошлого года он за явил, что разрабатывает проект созда ния нового федерального органа, ко торый будет заниматься обеспечением дорожной безопасности. Подчинять ся этот орган должен непосредствен но правительству РФ. Новая структура возьмет на себя контроль всех аспек тов дорожного движения – от соблю дения ПДД до взимания штрафов. Скорее всего, речь идет всетаки не об упразднении ГИБДД как тако236 За рулем 04/2010 ГИБДД – ДОЛОЙ?вой, а об организации еще одного кон тролирующего органа более высоко го уровня. И это в дополнение к та ким ведомствам, как Минтранс, МВД, МЧС, Минздравсоцразвития, Миноб разования и Минрегионразвития, ко торые сейчас прямо или косвенно за действованы в системе обеспечения безопасности дорожного движения. Хотя, конечно, системой эту межве домственную неразбериху, в которой права и обязанности многих органи заций дублируются, а ответственности не несет никто, назвать сложно. Каким будет механизм деятельно сти контролирующего органа, предска зать трудно. Но, по крайней мере, вид но желание чтото изменить.НОСТАЛЬГИЯ ПО БАЛЛАМдовой инспектор!), причем, как прави ло, на основании записей видеореги страторов. У нас же этим правом на делят простого носителя полосатой палочки. И у него появится дополни тельная возможность поглумиться над нарушителем, чтобы потом тонко на мекнуть на компромиссный вариант... В наших условиях говорить о возврате к балльной системе учета нарушений как минимум странно. На прошедшей в конце февраля колле гии МВД президент РФ Дмитрий Мед ведев в очередной раз потребовал из бавить милицию от избыточных функ ций. В частности, ГИБДД не будет больше проводить техосмотр автомо билей. Правда, кому в итоге передадут эти функции, президент не уточнил. Но, кроме нескольких депутатских инициатив, по этому поводу подготов лен и правительственный законопро ект. Он предполагает, что проведением техосмотра займутся частные пункты, объединенные в одну или несколь ко саморегулирующихся организаций (СРО). Таким образом, по мнению ав торов, удастся победить коррупцию (по данным опросов, до 60% россиян «покупали» талончик ГТО). Из прези дентского указа следует, что за ГИБДД останется право контролировать про ведение техосмотра. Однако ведь уже сейчас до 70% пунктов ГТО принадле жит частным организациям, но балом там правят сотрудники ГАИ, которые к ним приписаны, – непонятно, что из менится по существу. Зато можно бу дет считать, что начало реформирова нию положено. Замечательно, что о безопасно сти дорожного движения заговорили в верхах – выше некуда. Однако ниче го, кроме рассуждений типа «ах, как бы было хорошо, если б жили хорошо!», мы пока не услышали. И самое не суразное: реформу МВД поручили ему же. Это от кашля можно избавить ся самолечением, а ведь тут речь идет о хирургическом вмешательстве по по воду удаления опухолей.ТЕХОСМОТР – НЕ ГАИШНОЕ ДЕЛОВ ГИБДД, однако, все предложе ния со стороны принимают в шты ки. По мнению главного госавтоин спектора страны Виктора Кирьяно ва, в ГИБДД уже сейчас «ведется ак тивная работа по внутреннему рефор мированию» – все в рамках реформы МВД РФ, которая проводится по ука зу президента РФ. ГИБДД вновь пред лагает прибегнуть к ужесточению на казаний как основному способу сни жения аварийности. Так как штрафы уже несколько раз повышали, теперь намерены вернуться к балльной си стеме. (Молодым водителям, ее не за ставшим, излагаем суть: в зависимо сти от тяжести нарушения Правил ав тоинспектор вписывает в индивиду альную карточку сколькото штраф ных баллов, они суммируются, и ес ли за год набрал предельное количе ство – лишат водительского удосто верения.) По мнению генерала Кирь янова, она была достаточно эффектив на в Советском Союзе, и – вот силь ный аргумент! – сейчас ее применяют в ряде европейских стран. Такто оно так, но балльная система в Евросою зе опирается на единую компьютер ную сеть (которой у нас пока нет), ре шение о начислении штрафных очков нарушителю принимает беспристраст ный полицейский комиссар (а не ря234.236_Bezopasnost-04.indd 23605.03.2010 19:37:41