ТЕХНИКАНОВИНКИ, ИССЛЕДОВАНИЯ, ИЗОБРЕТЕНИЯМатериалы рубрики подготовил Алексей Воробьев-ОбуховВместе весело катить…Идея новинки основана на том досадном для людей факте, что электроника способна держать «в уме» больше полезных для водителя сведений, чем он сам. Первую пару недель житья в салоне «Аида» молча присматривается к маршрутам и вскоре уже знает, где работает хозяин, в какие дни недели делает покупки и в каких магазинах, куда и когда отвозит детей в школу. В электронной памяти откладываются места на паркингах, любимые АЗС... Всего не перечесть. И вскоре спутница готова сообщить, что сегодня дорогу к суперкмаркету перекопали и надо бы объехать по переулку слева, а свободное место около фитнес-клуба именно на этом паркинге… Железная леди общается не только голосом – у нее своеобразная мимика, изображающая то улыбку, то досаду, то удивление. Более того, «Аида» умеет распознавать настроение водителя! Но не может противиться команде кнопки, повелевающей... нет, не выйти вон – убраться внутрь торпедо. Бесспорно, вдвоем веселей. Но при условии, что попутчик не раздражает беспрестанными оценками вашего водительского мастерства и не лезет с советами вроде «а вот сейчас подоткни вторую». Зануду можно высадить, но «Аиду» – не получится: она прочно закреплена на торпедо. Речь об электронном роботе-попутчике AIDA (Affective Intelligent Driving Agent), придуманном учеными Массачусетского технологического института в содружестве с «Фольксвагеном».В ожидании хозяина.«Аида» может, предупреждать, улыбаться и печалиться.Чистим снегомДля протирки испачканного кузова зимой многие автовладельцы применяют не воду, а чистый снег (что с точки зрения химика одно и то же). Оказывается, снег способен заменить не только «аш-два-о», но и растворители, которыми обычно подготавливают пластиковые детали к окраске. Правда, в данном случае речь о другом снеге – углекислом, «це-о-два». Его начали применять на заводе БМВ в Ландсхуте – и сразу отпала надобность удалять ядовитые испарения, ненужной стала система сбора и утилизации растворителя. Подающийся под давлением через форсунки «снег» просто испаряется и уходит в атмосферу, не нанося вреда никому и ничему: углекислый газ, превращенный в кристаллы, изначально был добыт из воздуха, выходящего из установки по производству удобрений. Впрочем, слово «просто» не совсем уместно. Ведь углекислые кристаллы необходимо сначала разогнать потоком сжатого воздуха до сверхзвуковой скорости, а затем направить в самые труднодоступные закоулки деталей подчас весь202 За рулем 04/2010ма сложной формы. С этим успешно справляется робот, «рука» которого оснащена 15 форсунками, разбитыми на три группы. В зависимости от материала мишени и ее формы создается нужная конфигурация снежных потоков и их интенсивность. А в итоге все загрязнения, как точечные, так и пленочные, удаляются полностью.Этот снег не идет, а летит на детали со скоростью сверхзвукового истребителя.202.204(1_2G)_Novinki 04.indd 20205.03.2010 20:30:40 ТЕХНИКАНОВИНКИ, ИССЛЕДОВАНИЯ, ИЗОБРЕТЕНИЯСколько весят газы?Взвешивать воздух, засасываемый в цилиндры, уже давно научились: редкий автомобиль обходится нынче без ДМРВ – датчика массового расхода воздуха. А как быть с выхлопными газами? Точнее, с той их частью, которую, чтобы меньше вредить окружающей среде, возвращают в камеру сгорания? Такой датчик придумали специалисты фирмы «Кольбеншмидт Пирбург», и теперь в машинах появятся два ДМРВ. Впрочем, новинку назвали иначе: EGS (Exhaust Gas Sensor) – не спутаете. Дело в том, что сегодня точность дозирования отработавших газов, подаваемых во впускной трубопровод, оставляет желать лучшего, поскольку возникают трудности с их количественной оценкой. А применение замкнутой цепи обратной связи по массе газов позволит еще немного приблизить процесс в цилиндре к идеалу. Новинка состоит из двух чувствительных керамических элементов с пленочным покрытием. Первый измеряет температуру газов, второй с помощью внутреннего нагревателя доведен до более высокой температуры, так что эти газы его охлаждают. Насколько быстро – зависит как раз от температуры и скорости потока, а по этим данным компьютер способен вычислить и массу.Так выглядит новый датчик. А так он устроен.Чтобы бороться с оседающей на пластинках сажей (она изменяет теплоотдачу и вносит погрешность), обе периодически подогревают до 600°С, чтобы выжечь ее частицы. С другой стороны, нельзя допускать охлаждения сенсора при работе ниже 250°С. Еще одна опасность – конденсат в газах: если его капли холоднее керамических пластинок более чем на 300°С, они растрескиваются. Впрочем, эти трудности уже преодолены, и вот что достигнуто: погрешность – менее 4%, быстродействие – 60 мс, пределы измерений в трубе диаметром 44 мм – от 0 до 500 кг/ч.На правах рекламы204 За рулем 04/2010202.204(1_2G)_Novinki 04.indd 20405.03.2010 20:30:41