КУРЬЕРПОБЕДА-65Отозвались не только внукиЧитатели «За рулем» откликнулись на обращение редакции вместе отметить главное событие года – юбилей Победы. Среди авторов первых откликов не только родные и близкие тех, кто воевал за рулем, – есть и другие. Не все смогли добыть снимки водителя рядом с боевой машиной, многие прислали просто фото военных лет. В почте журнала и сообщения о танкистах. Словом, включившиеся в акцию «Победа-65» сами расширяют ее рамки. Мы можем только приветствовать это. В конце концов, самое главное – вспомнить тех, кто ковал победу, а на чем воевал он – на колесах или на гусеницах, не суть важно. Так что продолжайте в том же духе. Напоминаем, что публикация заметок и фото в рубрике «Победа-65» не закончится в мае. Желаем успеха!ТРОФЕЙ ИЗ-ПОД СНЕГАПоследние дни января 1943 года. Наш артиллерийский полк участвовал в окружении армии Паулюса под Сталинградом. Я находился тогда на наблюдательном пункте своего артдивизиона – высоте 92.0. Перед нами снеж-сиденье, а также стол с радиостанцией и несколькими радиоприемниками Torn.Fu.b1. Рядом с водителем место для командира – откидной стол, планшет с картой. В багажнике небольшой бензоагрегат для зарядки аккумуляторов, а с левой стороны, позади багаж-Радисты со своим «БоргХорьхом» на пути от Данцига к Штеттину. Март 1945 года. Водитель на фото – справа.ное поле, а в конце его – несколько крестьянских домиков: деревня Старый Рогачек. Кольцо вокруг Паулюса постепенно сжималось. Мы не выпускали противника из поля зрения и заметили, что перед одним из домов возвышается засыпанный снегом холмик, из которого торчит труба. И вот наш последний артналет на передний край вражеской обороны, мы идем вперед! Противник больше не сопротивляется. Засыпанный снегом холмик с трубой оказался брошенным немцами при отступлении большим автомобилем с телескопической антенной. Внутри – широкое заднее118 За рулем 04/2010ника, прикреплена шестиметровая антенна, которую мы и приняли за трубу. Я сразу же позвонил начальнику штаба полка, чтобы прислал когонибудь забрать машину. Как выяснилось позже, это был солидный «Хорьх-901», но тогда мы точного названия модели не знали, она проходила у нас под именем «Борг-Хорьх». Тем более не знали, какой предстоял ей длинный путь. Первой же целью стала Курская дуга. Мне с моим дивизионом тоже предстояло участвовать в боях на Курской дуге, но в «пешем порядке», а потом преследовать противника по России и Белоруссии.После ранения вернулся в свой полк, который к этому времени переформировали в артиллерийскую бригаду. И вот чудо! Я встретился со старым знакомым – «Борг-Хорьхом». Мало того, стал его третьим хозяином. Вместе с ним прошли с боями по Польше, дальше были Восточная Пруссия, Данциг, Штеттин, Росток. Что и говорить, это был первоклассный по тем временам, надежный и удобный автомобиль. Впрочем, один раз «Борг» серьезно подвел. Надо было ночью перебраться на Одерский плацдарм, в нескольких километрах от Штеттина. В этом месте у реки два рукава. Наш «Борг-Хорьх» – полноприводный. Передними колесами он въехал на понтон, а задние забуксовали на размякшем грунте. При отчаянной попытке водителя продолжить движение привод заднего колеса вышел из строя. А это беда: мы задерживали движение целой колонны машин с орудиями... Слышим команду солдатам у понтона: «Сбросить машину!». Услышанное заставило нас четверых какими-то неимоверными усилиями втолкнуть задние колеса на понтон. Предстояло еще проехать вдоль реки по междуречью – но на песке передние колеса не могли сдвинуть машину с места. В полной темноте цепляемся тросом за орудие – его тянет «Студебекер» – и, проехав по второму понтону, оказываемся на плацдарме. Теперь все зависит от водителя. Он за час сумел заменить вышедший из строя привод, и мы вовремя прибыли к назначенному месту. Спасибо бойцу-шоферу! Жаль, забыл, как его зовут – столько лет прошло... После войны мы с машиной не расстались. Много поездили по дорогам Германии и Польши – «Хорьх» больше не подводил. Простился я со своим любимым трофеем только в 1946 году. И. Стефанов118-119_Pobeda 65.indd 11806.03.2010 16:59:50 КОГДА НЕТ ЭКИПАЖАПамять – штука тонкая… Старшее поколение порой неохотно рассказывает о себе. А когда молодежь подрастет и начнет интересоваться своей историей, стариков зачастую уже нет в живых. Вот и порвалась ниточка… Мне повезло! Но не оттого, что очень увлекался историей, а потому, что меня с детства интересовала техника. И когда я узнал, что мой дед служил танкистом еще до войны, начал осторожно приставать к нему с расспросами. Был он человеком замкнутым и грубоватым. Целыми днями копался в саду, вел хозяйство, словоохотливостью не отличался. Но стоило мне, пацану, попросить его рассказать про танки, какстарик преобразился. Меня поразило даже не то, о чем говорил дед, а как он это делал. Не верилось, что этот суровый человек может часами вещать о бронированных коробках с такой любовью, с дрожью в голосе и слезами на глазах. А какой рассказ о танках без воспоминаний о войне… Мой дед Твердунов Прохор Васильевич – кадровый танкист, старшина сверхсрочник, служил в 30-е годы на Украине. Незадолго до войны случилось несчастье: танк попал в аварию – упал с моста. Дед получил травму головы и частично потерял слух. Мало того, что военная карьера прервалась, так еще и обычных для того времени обвинений во вредительстве не удалось избежать. Но здесь, как он говорил, ему помог… Гитлер. Началась война, фронту понадобились квалифицированные кадры, и дед пошел воевать. Только не танкистом, а ремонтником. Их ремонтное подразделение располагалось в ближнем тылу, куда доставляли эвакуированные с поля боя машины. Какие могли – восстанавливали на месте, остальные отправляли дальше в тыл, для серьезного ремонта. Трудились здесь рабочие с танковых заводов да увечные, нестроевые танкисты.Нередко случалось, что отремонтированные танки есть, а экипажей нет. Вот и приходилось ремонтникам снова становиться танкистами. Война – время суровое, никто не разбирал, инвалид или нет, строевой или нестроевой. Умеешь водить танк, садись за рычаги и – вперед! Так что деду довелось водить отремонтированную своими руками «тридцатьчетверку» в атаку. И не раз. Вспомнил он эпизод, когда танки вели только механики, без экипажа! Хорошо, что фашистов застали врасплох и передавили гусеницами. А могло случиться, что рассказать мне про танки и про войну было бы некому…. Потом дед работал на танкоремонтных заводах, в автохозяйствах, делал оборудование для угольной промышленности. Награды носил очень редко, по самым большим праздникам. Обычно хранил их в потертой коробочке. Да и невеликие это награды – простые солдатские. Теперь эта коробочка хранится у меня. В ней две медали: «За отвагу» и «За боевые заслуги». К сожалению, фотографий военного времени не сохранилось. Эта, на которой дед обслуживает двухбашенный танк Т-26, сделана в 1935 году на Украине. И. ТвердуновЗдравствуйте, дорогая редакция «За рулем»! Пишет вам внук ветерана Великой Отечественной войны Кириченко Елены Андреевны. Этим письмом хочу поздравить свою бабушку с праздником Победы. Знаю от нее, что призвана была в 1944 году в 39-й отдельный автополк – рядовой, водителем. Полк позже входил в состав действующей армии, и воевать ей пришлось за рулем «Студебекера». На обращение журнала откликнулась и председатель Союза ветеранов автоспорта, известный спортивный судья Татьяна Соколова. Она располагает сведениями о мастерах автоспорта – участниках войны и готова рассказать о них. В этом номере – об известном раллисте и тренере Карле Сочнове. На улице только что освобожденного от фашистов Каменец-Подольского военный патруль остановил грузовик «Опель». Машину забрали, а двух очень молодых «владельцев» приписали к части – водители были нужны позарез. Так началась автомобильная биография Карла. В августе 1944-го его, военного шофера, ранило в первый раз на Сандомирском плацдарме. После госпиталя пришлось временно переквалифицироваться в механика-водителя танкаК сожалению, фото с автомобилем не сохранились – на снимках она или одна, или с фронтовыми подругами. Спасибо вам огромное за ваш конкурс. Вот только жаль, что льгота от государства на предоставление автомобилей ветеранам обошла бабушку стороной. Наши местные власти несвоевременно информировали о подаче заявлений. Не проявили заботу... Виталий, ТаганрогТ-34. На нем дошел до Берлина, а 8 мая 1945 года, за день до окончания войны, – второе ранение. В 1950 году автомобилиста Сочнова демобилизовали. Сразу же поступил в Московский авиационный институт и с отличием окончил его. Успех был поощрен – отчим подарил неновую «Победу». На ней первый раз стартовал в ралли, которое стало увлечением и делом всей жизни. Успешно выступал во всесоюзных и международных соревнованиях, стал автором-разработчиком скоростной стенограммы раллиста. В 1970 году как руководитель команды участвовал в знаменитом автомарафоне Лондон – Мехико, проходившем по Европе и Южной Америке. Карл Владимирович Сочнов – заслуженный тренер СССР (такое звание в автоспорте всего у четверых).От редакции. Когда материал был готов к печати, пришло известие о смерти Карла Сочнова. Мы глубоко скорбим об этой утрате и выражаем соболезнование родным и близким человека, много сделавшего для своей страны.За рулем 04/2010 119118-119_Pobeda 65.indd 11906.03.2010 16:59:53