164
165
166
167
168
170
171
172
174
КОМПОНЕНТЫТЕСТ ЛЕТНИЕ ШИНЫ 195/65R15 и 205/55R16Поле допускаНынче это самые распространенные и часто взаимозаменяемые размеры шин для иномарок: 205/55R16 и 195/65R15. Сергей Мишин провел двойной тест.место7FORWARD DINAMIC (БС-6)15”Место изготовленияРоссия Рисунок протектора симметричный Глубина рисунка протектора 8,4–8,6 мм Твердость по Шору*  66/63 ед Масса шины  9,1 кг Средняя цена 1400 руб Соотношение цена/качество 1,7 Произведены на Алтайском шинном заводе, который с 2006 года выпускает шины под брендом Forward В продаже их можно встретить и под именем Altai Start Спешить на них нельзя На высокой скорости автомобиль просто шарахается из стороны в сторону, а подрулить не так-то просто – мешают огромные углы поворота руля и значительное запаздывание реакций Резкие маневры категорически противопоказаны Причина – низкие сцепные свойства и, как следствие, опасное поведение автомобиля Скорость на переставке самая низкая, ограниченная резким заносом и замедленным восстановлением Управлять автомобилем приходится интуитивно, поскольку обратной связи мешают крайне слабая информативность на руле и значительные запаздывания реакции На мокром покрытии еще хуже – сцепные свойства резко падают, скорость ограничена более резким и затяжным заносом На высокой скорости автомобиль становится практически неуправляемым Торможение на покрытии любого состояния самое слабое Шины гулко шумят, перекрывая звук работы двигателя А уж трясут, будто квадратные, – на кузове, органах управления и даже на сиденьях ощущается сильная вибрация Повышенный расход топлива при любой скорости По грунтовке движутся уверенно Шины разве что самые дешевые Самые слабые сцепные свойства на любом покрытии, неудовлетворительная курсовая устойчивость, проблемная управляемость при экстремальных маневрах, низкий уровень комфорта, повышенный расход топлива810балловПодойдут для неспешного передвижения, в первую очередь по грунтовкам.*Здесь и далее – до/после испытаний.Д164 За рулем 04/2010164-168.170-(1_3V)-172.174_Leto 15-16.indd 164ля  многих иномарок годятся оба размера. Для максимального (по  возможности) охвата всего ценового диапазона мы провели тест самых респектабельных 16-дюймовых шин и бюджетных размером 15  дюймов. Чтобы по-05.03.2010 17:58:33 место6WANLI S 1093место5AMTEL PLANET DCместо4KAMA EURO-12915”15”15”Место изготовленияКитай Рисунок протектора направленный Глубина рисунка протектора 7,3–7,5 мм Твердость по Шору*  64/68 ед Масса шины  9,1 кг Средняя цена 2100 руб Соотношение цена/качество 2,5Место изготовленияРоссия Рисунок протектора симметричный Глубина рисунка протектора 8,1–8,3 мм Твердость по Шору*  69/72 ед Масса шины  8,8 кг Средняя цена 1900 руб Соотношение цена/качество 2,2 В конце 2000-х группа «Амтел-Фредештайн» входила в первую пятерку производителей шин в Европе Ныне от нее остались лишь компании «Амтел-Поволжье» (Кировский шинный завод), «Амтел-Черноземье» (Воронежский шинный завод) и долговые обязательства Тем не менее бренд «Амтел» еще жив Курсовая устойчивость радует: на высокой скорости машина идет ровно, без промедлений откликаясь на подруливания Экстремальные маневры допустимы, но только на разумной скорости и для опытного водителя – руль придется крутить очень быстро Резкий занос требует незамедлительного парирования, углы поворота баранки велики, а реакции машины замедленные На мокром асфальте сцепные свойства значительно (на 5 км/ч) снижаются, шины устанавливают своеобразный рекорд нестабильности Радуют хорошие реакции на действия рулем, но только до срыва в скольжение, который наступает неожиданно В пределе – резкий занос, после которого автомобиль четко стабилизируется Торможение слабое на любом покрытии На фоне ближайших конкурентов весьма комфортны: катятся тихо, совсем слегка озвучивая стыки Ход плавный Экономичны на высокой скорости, при 90 км/ч – средние По грунтовкам ездить на них не рекомендуем Хорошая курсовая устойчивость, высокий уровень комфорта, умеренный расход топлива на высокой скорости Слабые тормоза на любом покрытии, значительное снижение сцепных свойств на мокрой дороге, сложная управляемость при выполнении экстремальных маневровМесто изготовленияРоссия Рисунок протектора асимметричный Глубина рисунка протектора 6,2–6,9 мм Твердость по Шору*  69/67 ед Масса шины  9,0 кг Средняя цена 2000 руб Соотношение цена/качество 2,2 Новейшая модель серии «Кама Евро» Нижнекамского шинного завода, последнее время плотно сотрудничавшего с именитыми шинными компаниями «Пирелли» и «Континенталь» Неплохо держат дорогу на высокой скорости Помогает этому четкий «ноль», мешают запаздывания при подруливании Как и «Амтел», позволяют совершать резкие маневры, но требуют от водителя известного мастерства Ему приходится не только быстро работать рулем, но и учитывать запаздывающие реакции автомобиля Скорость переставки ограничена большими кренами, неприятной раскачкой кузова и заносом На мокром асфальте высокие сцепные свойства шин позволяют удерживать почти ту же скорость, что и посуху Поведение машины не изменяется, водитель сталкивается с теми же запаздываниями, большими углами поворота руля и заносом Тормоза на сухом покрытии средние, на мокром очень хорошие (здесь эти шины практически наравне с «Кордиантом») В комфортности уступают более слабому в общем зачете «Амтелу» Громко шумят, особенно на скорости от 60 до 80 км/ч Хорошо гасят крупные дорожные неровности, а на средних и мелких жестко толкают машину Экономичны при любой скорости Грунтовка допустима ограниченно Хорошие тормоза на мокром покрытии, экономичны Сложная управляемость на любом покрытии, повышенный шумПродукт шинного завода Южно-Китайской шиннокаучуковой компании (South China Tyre & Rubber Co, Ltd) в городе Гуанчжоу, выпускающего покрышки с 1988 года На высокой скорости машина на этих шинах рыскает, отмечены замедленные реакции и подруливание задней оси Экстремальные маневры недопустимы: предельная скорость низкая, поведение машины опасное В первом коридоре – сильный снос, во втором – глубокий занос, неприятно резкое нарастание крена, затяжные скольжения Надежно управлять машиной не удается – мешают большие углы поворота руля и сильное запаздывание реакции При этом баранку приходится вращать очень быстро На мокром покрытии сцепные свойства сильно снижаются, поведение автомобиля продолжает оставаться рваным (снос-занос), очень большие углы поворота руля, значительно снижается его информативность при переходе в скольжения Торможение на любом покрытии слабое, хуже только у «Алтая» На шершавом асфальте рычат, громко шлепают и потряхивают на дорожных стыках, жестко трясут на средних и больших неровностях, зудят на мелких Расход топлива средний Грунтовка допустима ограниченноНе выявлены Слабые сцепные свойства на любом покрытии, неудовлетворительная курсовая устойчивость, проблемная управляемость при экстремальных маневрах, низкий уровень комфорта837баллов880баллов893баллаДля неспешной езды по хорошим асфальтированным дорогам.лучить наиболее полное представление о колесах размерности 205/55R16, к  традиционным упражнениям мы добавили тесты на  аквапланирование на  прямой и  в  повороте. Кроме того, испытания проводили в разное время, потому значимость результатов обе-Проявят свои лучшие качества в дальних поездках. Понравятся любителям комфортной и экономичной езды.их размерностей неодинакова и  сравнивать их между собой мы не стали – это было бы некорректно.15 ДЮЙМОВПодойдут для  передвижения по любым дорогам с покрытием. Хороши для тех, кому важна топливная экономичность.емности  91 (615  кг), относящиеся к  скоростной категории  H (210  км/ч). Исключение составили шины «Форвард» алтайского производства с  индексом Т (190 км/ч). Уровень в  бюджетной категории задает Cordiant Comfort (цена/качеЗа рулем 04/2010 165В этой размерности мы подобрали недорогие шины с  индексом грузоподъ-164-168.170-(1_3V)-172.174_Leto 15-16.indd 16505.03.2010 17:58:34 КОМПОНЕНТЫ | ТЕСТ ЛЕТНИЕ ШИНЫ 195/65R15 и 205/55R16место3BELSHINA BEL-119место2ROSAVA SQ-201 AQUALINEместо1CORDIANT COMFORT PS-40015”15”15”Место изготовленияБелоруссия Рисунок протектора симметричный Глубина рисунка протектора 7,9–8,0 мм Твердость по Шору*  70/67 ед Масса шины  10,5 кг Средняя цена 1550 руб Соотношение цена/качество 1,7Место изготовленияУкраина Рисунок протектора направленный Глубина рисунка протектора 6,8–7,0 мм Твердость по Шору*  69/71 ед Масса шины  9,9 кг Средняя цена 1900 руб Соотношение цена/качество 2,1 Белоцерковский шинный завод – крупное современное предприятие компании «Росава», его мощность – 6 млн шин в год Одно из последних достижений – модель SQ201 Aqualine Шины четко держат дорогу, откликаются на подруливания без промедлений Позволяют совершать экстремальные маневры без особого напряжения В переставке ставят рекорд, достигая скорости почти 67 км/ч Мягкий занос практически не требует компенсации при плавном рулении Резкое руление может привести к заносу Мешает почти полное отсутствие реакций на руле – он «пустой» На мокрой дороге шины, несмотря на свое название (англ aqualine – водное направление), заметно сдают Резко падает скорость успешного маневрирования, усложняется поведение автомобиля Крутить баранку можно лишь очень плавно, но и тогда мешают задержки в реакциях Тормозят хорошо независимо от состояния покрытия Дискомфорт вызван в первую очередь сильным шумом и высокочастотным воем К тому же покрышки излишне прыгучи, заставляют автомобиль вздрагивать на мелких неровностях При 90 км/ч расход топлива средний, при 120 км/ч – повышенный Грунтовка допустима ограниченно Хорошие сцепные свойства на любом покрытии, надежная курсовая устойчивость при высокой скорости Сложная управляемость при выполнении экстремальных маневров на мокром покрытии, повышенный расход топлива на высокой скорости, повышенный шумМесто изготовленияРоссия Рисунок протектора направленный Глубина рисунка протектора 8,3–8,4 мм Твердость по Шору*  66/64 ед Масса шины  8,9 кг Средняя цена 2000 руб Соотношение цена/качество 2,2 Наиболее популярный продукт холдинга «СИБУР – Русские шины», в составе которого четыре шинных завода: Ярославский, Омский, Волжский и Уральский Поведение на высокой скорости неидеально: держат дорогу хорошо, но на подруливания откликаются с некоторой задержкой Позволяют выполнять экстремальные маневры на довольно высокой скорости, ограниченной резковатым заносом Немного мешают небольшие задержки в реакциях и недостаточная информативность руля На мокром покрытии ставят рекорд скорости, показывая при этом образец стабильности в «экстриме» Здесь их поведение даже чуть лучше, чем на сухом, – занос мягче Другое дело, остаются претензии экспертов к недостаточному реактивному усилию на баранке Впрочем, это говорит о стабильности поведения шин в различных погодных условиях Тормоза лучшие, независимо от состояния дорожного полотна, причем с отрывом 0,7 м от ближайшего результата («Росава») на сухой дороге На мокрой опережают «Каму» всего на пару десятков сантиметров Комфортны, как «Амтел», – катятся мягко и почти неслышно Расход топлива невелик при любой скорости Грунтовку не рекомендуем Лучшие тормоза на любом покрытии, хороший баланс сцепных свойств и уводных характеристик на мокром покрытии, высокий уровень комфорта, умеренный расход топлива Небольшие замечания к курсовой устойчивости и управляемости при экстремальном маневрированииБелорусский шинный комбинат «Бобруйскшина» 18 лет назад переименовали в ОАО «Белшина» Его основная продукция сегодня – шины для тяжелых грузовиков и сельхозтехники Но есть и легковые, к примеру «Бел-119» Они удовлетворительно держат курс, хотя при подруливаниях баранку приходится поворачивать на значительные углы и сталкиваться с ощутимой задержкой исполнения «приказа» Экстремальные маневры посуху вполне успешны на высокой скорости, хотя к поведению автомобиля есть небольшие претензии В пределе наступает плавный занос, не требующий восстановления При этом оценку «восемь» не позволяют выставить запаздывающие реакции машины на действия рулем и его недостаточная информативность На мокрой дороге скорость переставки снижается незначительно, а вот поведение автомобиля практически не меняется – скорость ограничена мягким, плавным заносом Замечания касательно рулежки те же, что на сухой дороге Тормозные свойства средние при любой погоде Звучно хлопают на дорожных стыках, потряхивают автомобиль на мелких неровностях, толкают на средних Расход топлива высоковат при любой скорости Шины самые тяжелые в тесте Грунтовка допустима в разумных пределахХороший баланс сцепных свойств и уводных характеристик на любом покрытии, ровные экспертные оценки Повышенный расход топлива897баллов899баллов929балловПодойдут для любых дорог с покрытием.ство – 2,2). Цепкие и весьма комфортные шины. Украинская «Росава» модели Aqualine (второе место) позволит немного сэкономить при покупке (цена/качество  –  2,1), если вы готовы по166 За рулем 04/2010Для любых дорог с покрытием.Для любых дорог с покрытием. Придутся по душе любителям комфортной и экономичной езды.Belshina Bel-119 (цена/качество  –  1,7). Ничего выдающегося в  характеристиках, но  и  не  провалилась в  испытаниях. Правда, обуславливает повышенный расход топлива. На четвертом месте новинка ниж-ступиться тишиной и управляемостью на  мокрой дороге. Демонстрирует хорошие сцепные свойства и четкую курсовую устойчивость. Еще более соблазнительное предложение  – занявшая третье место164-168.170-(1_3V)-172.174_Leto 15-16.indd 16605.03.2010 17:58:36 некамского завода  – Kama Euro-129. Ее преимущества  – всепогодность и скромный расход топлива. Недостатки  – сложная управляемость при резком маневрировании и  повышенная шумность. Пятое место у  Amtel Planet  DC. Она сильна курсовой устойчивостью, комфортом, в  то  же время не  любит сырость и  тормозные свойства у  нее слабоваты. Самые дорогие (цена/качество  –  2,5)  – китайские шины «Ван-ТАБЛИЦА ЭКСПЕРТНЫХ ОЦЕНОКШины 1. Cordiant Comfort PS-400 2. Rosava SQ-201 Aqualine 3. Belshina Bel-119 4. Kama Euro-129 (НК-129) 5. Amtel Planet DC 6. Wanli S 1093 7. Forward Dinamic (БС-6) Коэффициент значимостиУправляемость автомобиля Курсовая на сухом на мокром устойчивость асфальте асфальте Комфорт шум плавность хода Проходимость7/42 7/42 7/42 6/36 6/36 5/30 5/307/56 6/48 7/56 6/48 6/48 5/40 4/327/35 8/40 7/35 7/35 8/40 6/30 5/258/24 6/18 7/21 6/18 8/24 6/18 5/158 / 24 7/21 7/21 7/21 8/24 6/18 5/15685336 7 7 7 6 7 8 Вне зачетаЗа рулем 04/2010 167164-168.170-(1_3V)-172.174_Leto 15-16.indd 16705.03.2010 17:58:38 КОМПОНЕНТЫ | ТЕСТ ЛЕТНИЕ ШИНЫ 195/65R15 и 205/55R16место11MAXXIS VICTRA M36 94Wместо10KAMA EURO-129 91Vместо9BARUM BRAVURIS 2 91V16”16”16”Место изготовленияКитай Рисунок протектора асимметричный Глубина рисунка протектора 7,2–7,8 мм Твердость по Шору*  65/68 ед Масса шины  10,4 кг Средняя цена 3400 руб Соотношение цена/качество 4,1 Рыскают, требуя постоянной корректировки направления, но подруливание осложнено вялыми реакциями на руле Резкие маневры не рекомендуем: скорость переставки довольно высока, но сопровождается неприятно резким заносом с таким же резким восстановлением траектории С учетом запаздываний рулем приходится работать быстро и много – и вместе с тем плавно, чтобы не спровоцировать более ранний срыв в скольжения На мокрой дороге поведение машины становится рваным, а управляемость нестабильной и загадочной: сцепление с дорогой теряют то передние, то задние колеса, вызывая то снос, то занос Затянутые скольжения не позволяют держать автомобиль в узде, к тому же мешает недостаточная информативность на руле В результате скорость самая низкая в упражнении Слабо сопротивляются аквапланированию, на прямой всплывают намного раньше других, отставая от лидера упражнения почти на 15 км/ч! Торможение на сухом покрытии хорошее, на мокром – среднее Комфорт противоречив: катятся тихо, но передают на кузов резкие толчки от мелких и средних неровностей, на крупных излишне прыгучи Расход топлива повышенный Грунтовка допустима ограниченно Хорошие тормоза на сухом покрытии, низкий уровень шума Слабое сопротивление аквапланированию, повышенный расход топлива, сложная управляемость на мокром покрытии, неудовлетворительные курсовая устойчивость и плавность ходаМесто изготовленияРоссия Рисунок протектора асимметричный Глубина рисунка протектора 6,0–6,7 мм Твердость по Шору*  69/69 ед Масса шины  9,6 кг Средняя цена 2900 руб Соотношение цена/качество 3,5 Не стоит увлекаться высокой скоростью даже на прямой – четко держать дорогу мешает размытый «ноль» руля, большие углы его поворотов и неприятное подруливание задней оси При резком маневрировании возникает глубокий занос, требующий незамедлительной компенсации Справиться с машиной непросто – здесь тоже чувствуются значительные запаздывания и низкая информативность на руле На мокрой дороге скорость падает незначительно, а поведение автомобиля несколько улучшается – занос становится мягче Недостаточная информативность и необходимость опережающих действий хотя и остаются, но в целом уже не столь критичны Аквапланированию на прямой сопротивляются слабо, в повороте – хуже остальных Торможение – самое слабое на мокром покрытии и слабое на сухом, хуже только у «Кумхo» К плавности хода претензий нет, но шины довольно громко шумят, озвучивают неровности и смену покрытия Расход топлива средний Грунтовка крайне нежелательнаМесто изготовления Португалия Рисунок протектора асимметричный Глубина рисунка протектора 7,7–8,2 мм Твердость по Шору* 70/66 ед Масса шины  9,1 кг Средняя цена 3600 руб Соотношение цена/качество 4,2Хороши на высокой скорости, однако даже при небольшом боковом ветре машина отклоняется от курса Четко поддерживать его мешает недостаточная информативность на руле в околонулевой зоне Экстремальные маневры посуху удаются лишь на невысокой скорости С ее ростом возможен резкий занос, а большие углы поворота руля и запаздывающие реакции осложняют работу водителю На мокрой дороге поведение автомобиля меняется – скорость ограничена сносом, но проблемы с управляемостью остаются «Бравурис» требует опережающих действий и мягкого руления – резкое провоцирует срывы в занос Аквапланированию на прямой сопротивляются средне, в повороте – чуть лучше Тормоза – посредственные на любом покрытии Самые комфортные шины теста – их шуршание сливается с аэродинамическим шумом автомобиля, а крупные дорожные неровности отзываются лишь плавным покачиванием Расход топлива средний при 90 км/ч, при 120 км/ч – экономный По грунтовке ездить нежелательноХорошая плавность хода Слабые тормоза на любом покрытии, слабое сопротивление аквапланированию, сложная управляемость при экстремальных маневрах на сухом покрытии, неудовлетворительная курсовая устойчивость, повышенный шум Неплохое сопротивление аквапланированию в повороте, экономичны при высокой скорости, комфортны, удовлетворительная курсовая устойчивость Слабые тормоза, неудачен баланс сцепных свойств и уводных характеристик, сложная управляемость при экстремальных маневрах823балла835баллов848балловДля городских и пригородных режимов движения по дорогам с хорошим покрытием.ли». С чего бы? Они откровенно слабы по всем статьям. Алтайский «Форвард» наравне с  «белорусами» скромнее конкурентов по  соотношению цена/качество  –  1,7. Но и значительно уступает остальным в эксплуатационных свойствах. В итоге168 За рулем 04/2010Наиболее пригодны для городских и пригородных режимов движения по дорогам с покрытием любого качества.всего 810  баллов и  13% разницы с  победителем.16 ДЮЙМОВПриемлемы для любых дорог с покрытием.дексом скорости  V (240  км/ч) и  индексом грузоподъемности 91 (615 кг), на  них и  станем ориентироваться. На наш взгляд, в первую очередь стоит присмотреться к  «великолепной семерке»  – у  этих шин в  общем зачете отставание от  лидера не  превы-В  «шестнадцати дюймах» выбор огромный. Поскольку у  автовладельцев наиболее популярны шины с ин-164-168.170-(1_3V)-172.174_Leto 15-16.indd 16805.03.2010 17:58:40 КОМПОНЕНТЫ | ТЕСТ ЛЕТНИЕ ШИНЫ 195/65R15 и 205/55R16место8KUMHO ECSTA HM KH31 91Vместо7GOODYEAR OPTIGRIP 91Vместо6BRIDGESTONE TURANZA ER300 94W16”16”16”Место изготовленияКитай Рисунок протектора асимметричный Глубина рисунка протектора 7,5–8,0 мм Твердость по Шору* 65/66 ед Масса шины  10,2 кг Средняя цена 3400 руб Соотношение цена/качество 3,9 На высокой скорости идут ровно, но учитывать малые поправки курса не торопятся Больше запаздывает задняя ось, неприятно доруливая вдогонку Резкие маневры на сухом асфальте довольно быстры Но поведение машины нервно и нестабильно – иногда она срывается в глубокий занос, требующий мгновенной коррекции Усложняют рулежку запаздывающие реакции и низкая информативность на руле – не всегда удается угадать корректирующий угол доворота баранки На мокрой дороге сцепные свойства заметно снижаются и машина рановато уходит в скольжение Но происходит это плавно, без неожиданностей Замедленные реакции требуют опережающего руления Аквапланированию сопротивляются хорошо лишь в повороте, на прямой результат средний Торможение на сухой дороге самое слабое (шины проигрывают лидеру упражнения «Конти» более 5 м), зато на мокрой – очень хорошее Нешумные, если дорога ровная, но стыки проходят весьма громко Неприятно жесткие на крупных неровностях – на небольшой скорости вздрагивают на стыках Расход топлива великоват при любой скорости Грунтовка допустима, но нежелательна Очень хорошие тормоза на мокром покрытии, хорошее сопротивление аквапланированию в повороте Самые слабые тормоза на сухом покрытии, сложная управляемость при выполнении экстремальных маневров посуху, повышенный расход топлива, посредственная плавность ходаМесто изготовленияГермания Рисунок протектора направленный Глубина рисунка протектора 8,0–8,3 мм Твердость по Шору*  70/69 ед Масса шины  8,7 кг Средняя цена 4400 руб Соотношение цена/качество 5,0 На хорошей дороге четко держат заданный курс, но даже при незначительном боковом уклоне норовят уйти от заданного направления Не располагают к экстремальным маневрам на сухой дороге Скорость на переставке довольно высока, но в пределе вас ждет неприятный резкий занос с затянутым восстановлением На руле недостаточно информативности и несколько замедлены реакции На мокром асфальте отклики становятся более четкими, занос менее резкий, однако по-прежнему остается затяжным и требующим обязательного реагирования В курсовом противостоянии аквапланированию «Гудиер» оказался вторым, скорость всплытия чуть ниже, чем у «Конти» Но в поперечном – «Оптигрип» лучший! Тормоза на сухом покрытии средние, на мокром – слабые Не вполне комфортны: из общего шума автомобиля выделяется высокочастотная составляющая явно шинного происхождения На кузов передаются толчки от средних неровностей Расход топлива при 90 км/ч средний, при 120 км/ч повышенный Единственные шины в тесте, уверенно чувствующие себя на грунтовкеМесто изготовления Япония Рисунок протектора асимметричный Глубина рисунка протектора 7,8–8,3 мм Твердость по Шору*  65/68 ед Масса шины  10,8 кг Средняя цена 4200 руб Соотношение цена/качество 4,7 Четко держат дорогу при любой скорости, без задержек реагируют на подруливания, позволяя без опаски ехать на высокой скорости На сухом покрытии при резких маневрах немного подруливает задняя ось, в пределе развивается занос, требующий корректировки Немного досаждает недостаток информативности на руле Скорость успешного экстремального маневрирования средняя в нашем тесте На мокрой дороге более покладисты Скорость снижается ненамного, занос становится мягче, а поведение автомобиля – более внятным Небольшие проблемы с управляемостью остаются: рулем нужно работать аккуратно, поскольку резкие рывки приводят к ранним срывам в скольжения Аквапланированию сопротивляются средне и на прямой, и в повороте Тормозные свойства средние, независимо от погодных условий Шины тихие – едва слышно ухают на дорожных стыках, но резковато толкают машину на неровностях Расход топлива повышенный при любой скорости Вероятно, потому, что это самые тяжелые шины в тесте Зато у них весьма толстая боковина – они меньше других боятся разбитых дорог Грунтовка недопустима Хорошая курсовая устойчивость, понятная управляемость при резких маневрах на сухом покрытии, низкий уровень шума Повышенный расход топлива, небольшие замечания по плавности ходаЛучшее сопротивление аквапланированию в повороте, хорошее на прямой Слабые тормоза на мокром покрытии, сложная управляемость на сухом покрытии, повышенный расход топлива при 120 км/ч864балла886баллов889балловДля дорог с покрытием хорошего качества.шает  5%. И  у  каждой своя изюминка. Лидер  – ContiPremiumContact2. Под давно знакомым рисунком протектора прячутся новые технические решения, давшие шинам лучшие тормозные качества. Из-за этого, возможно, чуть выше расход то170 За рулем 04/2010Для любых дорог. Меньше других боятся глубоких луж.плива. Соотношение цена/качество среднее  –  4,7. Экономичные, невозмутимые по характеристикам Nokian Hakka  V заняли второе место. Цена/ качество – 4,6. На третьем  – обновленные Pirelli P7 в  исполнении Cinturato. Экономич-Для дорог с покрытием любого качества. Проявят лучшие качества в дальних поездках.ные и  стоят относительно недорого: цена/качество – 4,5. Самые популярные на  рынке Michelin Primacy HP  – на  четвертом месте. Общий уровень весьма высок, шины ровные по  характеристикам, лидер теста по  топливной экономич-164-168.170-(1_3V)-172.174_Leto 15-16.indd 17005.03.2010 17:58:41 место5TOYO PROXIS T1R 91Wместо4MICHELIN PRIMACY HP 91V16”16”Место изготовления Япония Рисунок протектора направленный Глубина рисунка протектора 8,2–8,5 мм Твердость по Шору*  65/61 ед Масса шины  9,8 кг Средняя цена 4000 руб Соотношение цена/качество 4,5 Катятся ровно при любой скорости, но замедленные реакции несколько осложняют подруливание Переставка на сухой дороге без ярко выраженных заносов и сносов, ее скорость выше средней в упражнении Четкие реакции и хорошо прогнозируемое поведение упрощают работу водителю На мокром асфальте скорость успешных экстремальных маневров немного снижается, но поведение машины не меняется Автомобиль хорошо слушается руля и не пугает неожиданными срывами в заносы Основное достоинство шин – стабильное поведение на дороге вне зависимости от погодных условий Для неэлитарных шин это большое достижение, не каждая модель ведущих шинников показывает такую стабильность Противостояние аквапланированию на прямой и в повороте – выше среднего Тормозные свойства на сухом асфальте средние, на мокром – немного лучше Небольшие претензии к шуму: он фоновый, усиливается на шершавом асфальте Касательно плавности хода замечаний нет Расход топлива при 90 км/ч средний, при 120 км/ч экономный Грунтовку не рекомендуем Хорошие тормоза на мокром покрытии, хороший баланс характеристик на сухом, очень хорошее сопротивление аквапланированию, стабильное поведение при выполнении экстремальных маневров при любой погоде Небольшие замечания по шумуМесто изготовленияГермания Рисунок протектора асимметричный Глубина рисунка протектора 7,1–7,6 мм Твердость по Шору*  66/62 ед Масса шины  9,3 кг Средняя цена 4500 руб Соотношение цена/качество 5,0 Заданное направление держат без замечаний при любой скорости Без промедлений и запаздываний реагируют даже на небольшие движения рулем Экстремальные маневры посуху возможны даже на довольно высокой скорости (третий результат в упражнении), которую ограничивает плавный занос, не требующий компенсации Управляется машина при этом понятно и надежно, четко прорисовывая заданную траекторию Дождя не боятся (на мокром асфальте скорость снижается незначительно) – быстрее едут только шины первой тройки теста При этом занос и восстановление становятся чуть резче, чем на сухой дороге, но поведение автомобиля остается понятным и хорошо прогнозируемым Аквапланированию противостоят неохотно, особенно в поворотах На сухом покрытии тормозят очень хорошо, практически наравне с «Пирелли» На мокром тоже неплохо – тормозные свойства выше средних Катятся без лишнего шума, слегка шелестят на шершавом асфальте Немного потряхивают автомобиль на мелких неровностях Самые экономичные в нашем тесте, причем при любой скорости Грунтовка допустима ограниченно Хорошие тормоза, понятная управляемость при экстремальных маневрах на любом покрытии, высокая топливная экономичность, низкий уровень шума Слабое сопротивление аквапланированию891балл893баллаХороши для дорог с покрытием любого качества. Понравятся тем, кому важна стабильность характеристик при любой погоде.ности. Соотношение цена/качество одно из самых высоких – 5,0. В «великолепную семерку» со своим модным рисунком протектора и  высоким скоростным индексом  W (270  км/ч) прорвалась Toyo Proxes T1R – пятое место.Пригодны для дорог с любым покрытием. Понравятся тем, кому важна стабильность характеристик в любую погоду и скромный расход топлива.«Бриджстоун» предлагает Turanza ER300 с  повышенной грузоподъемностью (индекс  94  – до 670  кг) и  максимально допустимой скоростью 270 км/ч (индекс W) – весьма породистые шины. Показатель цена/качество довольно умеренный – 4,7.164-168.170-(1_3V)-172.174_Leto 15-16.indd 171На правах рекламы05.03.2010 17:58:43 КОМПОНЕНТЫ | ТЕСТ ЛЕТНИЕ ШИНЫ 195/65R15 и 205/55R16место3PIRELLI P7 CINTURATO 91Vместо2NOKIAN HAKKA V 91Vместо1CONTIPREMIUMCONTACT2 91V16”16”16”Место изготовленияРумыния Рисунок протектора асимметричный Глубина рисунка протектора 8,2–8,5 мм Твердость по Шору*  67/63 ед Масса шины  8,3 кг Средняя цена 4000 руб Соотношение цена/качество 4,5 Четкий курс, очень хороший «ноль» – потому при любой скорости автомобиль уверенно держится за дорогу Кажется, что эти шины просто созданы для экстремальных маневров на сухой дороге Ничем не выдают своего недовольства при резкой переставке Мгновенные реакции, ожидаемое поведение, отменный баланс позволяют достичь рекордной скорости и получить удовольствие от управления автомобилем На мокрой дороге скорость немного снижается, но остается лучшей в нашем тесте А вот поведение автомобиля меняется не в лучшую сторону Шины задней оси резковато поскальзываются, а рулежку осложняют возросшие углы поворота руля Ощущение драйва и вседозволенности сменяется пусть небольшими, но сложностями в управляемости, особенно заметными после сухой дороги Сопротивление аквапланированию среднее Тормоза очень хорошие на любом покрытии О комфорте придется забыть – шумные шины «Замечают» даже микронеровности и мелкие швы, передавая вибрацию на кузов Расход топлива средний при 90 км/ч, экономный при 120 км/ч Грунтовка допустима ограниченно Хорошие тормоза, лучшее сочетание сцепных свойств и уводных характеристик при экстремальных маневрах, скромный расход топлива при высоких скоростях, отличная управляемость на сухой дороге, хорошая курсовая устойчивость и управляемость на мокрой дороге Невысокий комфортМесто изготовленияФинляндия Рисунок протектора асимметричный Глубина рисунка протектора 7,8–8,1 мм Твердость по Шору*  64/65 ед Масса шины  9,0 кг Средняя цена 4200 руб Соотношение цена/качество 4,6 Плотный руль и хорошо понятное «нулевое» положение обеспечивают не только надежный курс, но и четкое подруливание При выполнении сложных пируэтов ведут себя вполне предсказуемо Предельная скорость переставки близка к рекордной в упражнении, ограничена мягким заносом Четкие и плавные реакции облегчают управление автомобилем На мокром асфальте занос плавный, с мягкой стабилизацией Никаких проблем с управлением Примечательно, что при переходе на мокрое покрытие поведение автомобиля не изменяется Уверенно проходят лужи на прямой, чуть хуже – в поворотах Тормоза хороши на сухом асфальте, лучше лишь у «Конти» На мокром покрытии тормоза лучшие – наравне с «Конти» Хлопают на стыках и неровностях, шумят при качении, но только до 80 км/ч Быстрее – шум снижается Толкают машину, подпрыгивают на мелких неровностях, особенно при небольших скоростях Расход топлива средний при 90 км/ч, скромный при 120 км/ч Грунтовка нежелательна Очень хорошие тормоза, хороший баланс сцепных свойств и уводных характеристик на сухом покрытии, скромный расход топлива при высокой скорости Небольшие замечания по шуму и плавности ходаМесто изготовленияФранция Рисунок протектора асимметричный Глубина рисунка протектора 7,5–8,2 мм Твердость по Шору*  71/63 ед Масса шины  9,3 кг Средняя цена 4400 руб Соотношение цена/качество 4,7 На этих шинах автомобиль держит дорогу идеально, а плотный, тяжелый руль позволяет на ощупь чувствовать положение «прямо» и легко корректировать направление Скорость выполнения переставки, как у «Мишлена» Однако достичь ее непросто, да и ограничена она резковатым отстреливающим заносом Пришлось некоторое время привыкать, чтобы почувствовать нюансы управления Работать рулем нужно быстро, но не резко Его углы поворота больше, чем требует траектория Зато на мокром покрытии шины показали себя просто отлично Машина идет очень четко, мгновенно откликаясь даже на малейшие движения рулем Скорость выполнения переставки высокая, но не рекордная – «Нокиан» и «Пирелли» здесь едут быстрее Лучшие в сопротивлении продольному аквапланированию, в поперечном уступают лишь «Гудиеру» Тормоза – лучшие на любом покрытии Шумят, озвучивая смену покрытия Передают на кузов все неровности, постоянно трясут Расход топлива повышенный при любой скорости Грунтовка не рекомендуется Лучшие тормоза на любом покрытии, отличные управляемость на мокром покрытии и курсовая устойчивость, хорошо противостоят аквапланированию Небольшие замечания к управляемости при выполнении экстремальных маневров на сухом асфальте, неудовлетворительная плавность хода, повышенный расход топлива897баллов907баллов933баллаНаиболее приспособлены для дорог с ровным покрытием. Доставят удовольствие от управления на сухой дороге.«Гудиер» с новинкой OptiGrip не менее знатен. Но даже при таких достоинствах, как незаурядное сопротивление аквапланированию и  отличный потенциал экономии топлива на высоких скоростях, «американец», как и  «Мишлен», дороговат: цена/качество – 5,0.172 За рулем 04/2010Для дорог с покрытием любого качества. Понравятся тем, кому важна стабильность характеристик независимо от погодных условий.На  восьмом месте новая модель «Кумхо»  – KH31, ориентированная на  мокрую дорогу. Привлекательно в ней соотношение цены и качества, что традиционно для этой марки, – 3,9. Barum Bravuris  2 (848  баллов), пасынок «Континенталя», уступает от-Для дорог с покрытием хорошего качества. Доставят удовольствие от управления на мокрой дороге.чиму 10%, предлагая, однако, комфорт и топливную экономичность. Для бюджетного бренда дороговат: цена/качество – 4,2. В  конце таблицы, что вполне логично, самые дешевые шины-новинки: хороши по  отношению цена/качество164-168.170-(1_3V)-172.174_Leto 15-16.indd 17205.03.2010 17:58:45 КОМПОНЕНТЫ | ТЕСТ ЛЕТНИЕ ШИНЫ 195/65R15 и 205/55R16ТАБЛИЦА ЭКСПЕРТНЫХ ОЦЕНОКШины 1. Continental ContiPremiumContact2 2. Nokian Hakka V 3. Pirelli Cinturato P7 4. Michelin Primacy HP 5. Toyo Proxes T1R 6. Bridgestone Turanza ER300 7. Goodyear OptiGrip 8. Kumho Ecsta HM KH31 9. Barum Bravuris 2 10. Kama Euro-129 (НК-129) 11. Maxxis Victra M36 Коэффициент значимостиУправляемость Комфорт Курсовая автомобиля устойчивость на сухом на мокром на прямой внутренний плавность асфальте асфальте шум хода Проходимость7/42 8/48 9/56 8/48 8/48 7/42 6/36 6/36 6/36 6/36 6/369/72 8/64 7/56 8/64 8/64 8/64 7/56 7/56 6/48 7/56 5/409/45 8/40 8/40 8/40 7/35 8/40 7/35 7/35 7/35 6/30 6/307/21 7/21 6/18 8/24 7/21 8/24 7/21 7/21 8/24 6/18 8/246/18 7/21 6/18 7/21 8/24 7/21 7/21 6/18 8/24 8/24 6/18685336 6 7 7 5 6 8 7 7 6 7 Вне зачета(3,5) отечественные Kama Euro-129, которые дают хорошую плавность хода. Немного дороже (4,1) тихие Maxxis Victra M36, обеспечивающие надежное торможение только на  сухой дороге. Как бонус другие достоинства – повышенная грузоподъемность (индекс  94) и способность разгоняться до 270 км/ч (индекс W). Еще раз обращаем ваше внимание на то, что испытания проходили в разное время и  на  разных полигонах, поэтому сравнивать между собой шины разных размерностей, исходя из  полученных результатов и  оценок, здесь нельзя. Вместе с автором шины тестировали Антон АНАНЬЕВ, Вадим КОРАБЛЕВ, Юрий КУРОЧКИН, Евгений ЛАРИН, Антон МИШИН, Андрей ОБРАЗУМОВ, Валерий ПАВЛОВ и Дмитрий ТЕСТОВ. Благодарим за техническую поддержку сотрудников автополигона ДТР АВТОВАЗа, тольяттинские компании «Волгашинторг» и «Премьера», а также компаниипроизводители шин, предоставившие на тест свою продукцию. Особая признательность компании «Мишлен» за содействие в проведении тестов на аквапланирование.174 За рулем 04/2010164-168.170-(1_3V)-172.174_Leto 15-16.indd 17405.03.2010 17:58:47