СПОРТКОЛЬЦЕВЫЕ ГОНКИВлезть в петлю не страшноТрио из команды Russian Ring School успешно провело минувший сезон в немецком чемпионате VLN на «Северной петле» Нюрбургринга. Тем, кто готов бросить вызов легендарной трассе, адресован рассказ Дмитрия Соколова, одного из пилотов экипажа.Немецкий чемпионат VLN – се рия из десятка длинных (4– 6 часов) гонок на Нюрбург ринге, самой сложной и са мой опасной, самой протяженной и са мой знаменитой кольцевой трассе ми ра. На этапе гонок здесь стартует око ло двух сотен автомобилей, каждый поочередно пилотируют несколько во дителей, среди которых немало звезд международного уровня. Этот трек не просто вошел в историю автоспор та – он во многом ее создавал. Мы ре шили соревноваться именно здесь по нескольким причинам. Технические требования VLN не только либеральны, но и разумны – регламент охватывает классы машин под любой бюджет. Благодаря попу лярности и долгой истории Нюрбург ринга его инфраструктура развита настолько, что старты в гонках мирово го уровня даже с учетом авиапереле тов и гостиниц обходятся дешевле, чем в российских соревнованиях на сопо ставимой технике. Уровень соперников очень высок, что делает борьбу инте ресной, а победу – почетной.ЗАОЧНАЯ УЧЕБАПрохождение одного круга по «Норд шляйфе» – «Северной петле» – в про шлом году стоило 22 евро, в нынеш нем – уже 23. Система оплаты прогрес сивная (чем больше кругов покупаешь, тем меньше стоит один), и разумно бу дет использовать каждый с максималь ной эффективностью – именно для ра боты над нюансами пилотирования, а не для того, чтобы запоминать трас су. А значит, все 143 поворота необхо димо вызубрить еще до старта. Чтобыих запомнить, понадобится пройти 30– 40 кругов (по времени – целый уикенд, по деньгам – считайте сами), но это же можно сделать за однудве сотни ев ро на компьютерных симуляторах – не использовать их попросту глупо. К визиту на Нюрбургринг лучше гото виться с помощью игры GT4 для Sony PlayStation: ее создатели умудрились прописать все настолько точно, что си мулятор поможет даже проверить ра бочие гипотезы, возникающие во вре мя гоночной работы. Но следует по нимать, что даже самый совершен ный электронный помощник не заме нит живой практики и не проверит ва шу отвагу. Итак, в теории вы трассу узнали, проштудировали всю доступную лите ратуру об идеальных траекториях Нюр бургринга – пришло время практики.266 За рулем 04/2010266-(1_2G)-268_vln best.indd 26605.03.2010 17:05:41 ТРЕНИНГ В ТУРИСТИЧЕСКИЕ ДНИСпланировать поездку можно после знакомства с расписанием любительских сессий (Touristenfahrten) на сайте www.nuerburgring.de. Настоятельно рекомендую выезжать на трек на машинах с дизельной тягой, если деньги хоть немного вам дороги. На свой страх и довольно серьезный риск некоторые берут автомобили в обычном прокате. Это те, кто безгранично доверяет своему ангелухранителю. Урон трассе вы оплатите отдельно, оценивается он в зависимости от количества метров, на протяжении которых вы стучали машиной по отбойнику. Существенно более дорогой, но и более спокойный путь – арендовать машину с каркасом безопасности в одной из специализированных прокатных контор «Северной петли». Если вы опытный спортсмен и у вас за плечами по крайней мере гоночная школа и пара успешных сезонов в каких-либо профессиональных сериях, к первому старту в VLN вы сможете сносно подготовиться, пройдя 60–70 кругов в «туристическом» режиме. Russian Ring School – чисто российская команда. Слева направо: Денис Малеваный, Дмитрий Соколов, Андрей Агафонов. ИМЕТЬ ИЛИ НЕ ИМЕТЬПосле сезона, проведенного в чемпионате VLN на собственном БМВ-М3 E46 класса V6, мы пришли к выводу, что «иметь» совершенно не обязательно. Содержать свой боевой авто-мобиль в Германии ничуть не дешевле, чем платить какой-либо гоночной команде за место в кокпите. Когда выходите на старт гонки на своем автомобиле, вы должны оплатить: стартовый взнос – от 650На правах рекламыЗа рулем 04/2010 267266-(1_2G)-268_vln best.indd 26705.03.2010 17:05:44 СПОРТ | КОЛЬЦЕВЫЕ ГОНКИ Лучшую гонку мы провели без бокового стекла и с нарушенной геометрией подвески. Результат на финише – третье место в классе.до 950 евро (в зависимости от класса); свободные тренировки – 300 евро; не меньше чем один комплект колес – около 1200 евро с полным обслуживанием, монтажом и консультацией инженера; топливо – 700 евро; зарплату механикам и команде за обслуживание в гонке – 1000 евро; залог за транспондер системы хронометража (его возвратят после соревнований) – 500 евро. И это без учета расходов на подготовку машины. Цена места в автомобиле сторонней команды зависит от репутации пилота, его удачи и дипломатического таланта. Если вы лишены этих достоинств, цену выставят самую высокую. Повреждения техники – еще одна статья расходов. Профессионал же может рассчитывать на место в машине класса V6 (такой, как наша) за 4000 евро. Соответственно менее навороченный автомобиль потребует меньших затрат. В младших классах вполне реально стартовать за 2000–2500 евро.ГОНКАвесьма непросто. Сумасшедший дом начинается задолго до клетчатой линии, и борьба ведется предельно жестко: рассчитывать на чье-то джентльменство в такой своре не приходится. VLN – длинные гонки, однако о стайерском темпе забудьте: если вас жгут спортивные амбиции, все время придется гнать на пределе возможного. Позиция в итоговой таблице зависит от того, как себя проявите именно на участках, где сложнее, страшнее и опаснее всего, где потребуются все ваши пилотские навыки, инстинкты и смелость. Невозможно найти в книге ответ, как добыть нужные для победы секунды, не поможет и опыт классической гоночной школы. Подобные тонкости постигаются бессонными ноча-ми раздумий, километрами проверки гипотез и анализом наблюдений за быстрыми соперниками.НА ЧТО РАССЧИТЫВАТЬРоссийский коллектив Russian Ring School создан с нуля. И нам удалось попасть на подиум уже в четвертой гонке. Причем в самом мощном и тяжелом в пилотировании классе из тех, где машины близки к серийным. Результат дался нелегко, но и не стал чудом или случайностью. Сейчас за нами угнаться сложно, однако это не значит, что не стоит пытаться. Ведь дело даже не в подиуме – сам путь к нему по «Северной петле» Нюрбургринга даст пилоту больше, чем любая другая дорога мира. В гонках VLN участвует много экзотической техники.Этап VLN начинается в пятницу с технических проверок и свободных тренировок. Утром в субботу – полуторачасовая квалификация. Место на стартовой решетке важно для итогового результата, поскольку обгон близкого по скорости соперника на Нордшляйфе – маневр очень рискованный. Сам старт крайне сложен: все автомобили выпускают на трассу группами по 70 (!) машин в каждой. В этот момент не потерять позицию и уцелеть268 За рулем 04/2010266-(1_2G)-268_vln best.indd 26805.03.2010 17:05:48