204
ЭКОНОМИКАСДЕЛАНО В РОССИИАВТОВАЗ: стратегия-2020Проект перспективного плана подглядел Игорь Моржаретто.Конец зимы и начало вес­ ны в  российской эконо­ мике прошли под знаком интриги: дадут или  нет АВТОВАЗу деньги для реструк­ туризации гигантского дол­ га в  38  млрд. рублей? А  это на­ прямую зависело от  того, как оценит правительство пред­ ложенную стратегию разви­ тия предприятия до  2020  го­ да. Ко  дню подписания номе­ ра в печать в распоряжении ре­ дакции был лишь вариант пла­ на, отправленный на  согласо­ вание в  Минпромторг и  Мин­ экономразвития. Возможно, при обсуждении члены правитель­ ства внесут в проект изменения, но суть такова. АВТОВАЗ задал­ ся трудной задачей: и  через де­ сять лет остаться лидером в сег­ менте бюджетных и «ультрабюд­ жетных» (ценой до 250 тыс. руб­ лей) автомобилей. К  числу по­ следних относят модели на  ба­ зе «Калины» и «Приоры» (их ре­ стайлинг ожидается через пять лет). На  конвейере появятся и более дорогие машины. В 2020 году планирует­ ся собрать порядка 1,2  млн. ав­ томобилей, из  них 210  тыс. под брендами партнеров  – «Рено» и  «Ниссан». Предполагается, что «лады» в  своих классах бу­ дут дешевле машин и  конку­ рентов, и партнеров по альянсу. Скажем, цена «Калины»  – 180– 250  тыс., тогда как самый деше­ вый «Рено­Логан» стоит сегодня 309 тыс. рублей. В одном из бли­ жайших номеров мы подробнее расскажем о  новой стратегии АВТОВАЗа. Символично, что стратеги­ ческий рубеж совпадает с полу­ вековым юбилеем АВТОВАЗа: в  1970 году начался серийный выпуск «Жигулей». Хочется ве­ рить, что грядущее десятилетие станет периодом динамичного развития и знаменательную да­ ту своей истории волжский ав­ тогигант встретит в полном рас­ цвете сил.ВАЖНЕЙШИЕ ЭТАПЫ МОДЕРНИЗАЦИИ ПРЕДПРИЯТИЯЧТО ПРОИЗОЙДЕТ НА ЗАВОДЕПроизводство выходит на уровень 1,2 млн. автомобилей в год (из них под брендом «Лада» – 1,026 млн.). Всего планируется выпускать девять моделей в шести сегментах – на трех (или четырех) платформах: «Калина», 4×4, платформа B0. На три модели (Low Cost, новая «Приора» и C-класс) будет приходиться 70% объемов производства. Продажи по итогам года составят 1,16 млн. автомобилей (из них на экспорт – 120 тыс.). Количество дилеров будет увеличено до пятисот. Продажи около 70% автомобилей – в кредит. АВТОВАЗ снизит количество поломок автомобилей в шесть раз: с 298 на тысячу машин в 2009 году до 49. Наращивание объемов производства до запланированных показателей. Разработка моделей следующего поколения.ФИНАНСОВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИВыручка по итогам года: 330 млрд. руб. Продажи на внутреннем рынке дадут 71,6% выручки, на экспорт – 9,4%, контрактная сборка для «Рено» – 10,1%. Объем инвестиций – 183,5 млрд. руб. Из них 127,5 млрд. – собственные средства АВТОВАЗа, 42,5 млрд. – заемные, 13,5 млрд. – инвестиции «Рено» в контрактную сборку.20202019 2018 2017Выручка по итогам года (план-2019) – 328 млрд. руб. Завод рассчитывает полностью освободиться от долгов по финансированию инвестпрограммы.Запуск новой модели «Приора», кроссовера В-класса и седана С-класса.2016Выручка по итогам года (план) – 266 млрд. руб. Выручка по итогам года (план) – 210 млрд. руб.Запуск нового хэтчбека B-класса и кроссовера C-класса. Запуск нового хэтчбека (заводское обозначение BM-Hatch) и его внедорожной версии B-Cross на базе платформы B0. Закрывается сборка моделей «Самара». Фейслифтинг и повышение качества моделей «Приора». Завершается реструктуризация производства. Запуск нового автомобиля на платформе B0 (проект RF90): универсал и грузопассажирский вариант (ныне – «Дачия-MPV» и CDV). Прекращается производство «классических» моделей. Единая система поставщиков компонентов «АВТОВАЗ – «Рено-Ниссан».20152014Выручка по итогам года (план) – 190 млрд. руб. Предприятие переходит в фазу экспансии. Выручка по итогам года (план) – 180 млрд. руб. Завод выходит из фазы выживания. Выручка по итогам года (план) – 150 млрд. руб. С этого года АВТОВАЗ финансирует программу инвестиций при соотношении собственных и заемных средств 3:1. Инвестиции могут составить 31,9 млрд. руб. Выручка по итогам года (план) – 117 млрд. руб. Выход на положительную операционную прибыль. Инвестиции могут составить 9,9 млрд. руб. По итогам года завод рассчитывает выйти на уровень безубыточности. Пока он в фазе выживания.20132012Запуск нового бюджетного седана и хэтчбека (Low Cost) на базе «Калины». Сборка обычной «Калины» прекратится.2011Продажи за год должны достичь 446 тыс. машин. Реструктуризация управления производством.2010204 За рулем 05/2010