ТЕХНИКАСИСТЕМЫ АКТИВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИБош в помощьЭлектронные системы активной безопасности подстрахуют в сложной ситуации и оградят от неприятных последствий. Максим Сачков, освежив старые знания, познакомился с новин ками, проведя день на полигоне родоначальника ABS, TCS, ESP.ИЗ ПОКОЛЕНИЯ В ПОКОЛЕНИЕПервые разработки ABS появились еще до Второй мировой войны. В 1936 году фирма «Бош» получила патент на «механизм защиты от блокирования колес для механических транспортных средств». Однако же на автомобили антиблокировочные системы серийно стали устанавливать лишь в 1978-м. Предлагаемая как опция ABS 2 поднимала цену «Мерседес-Бенца» S-класса на 2217 немецких марок. Спустя шесть лет компанию ABS составила еще одна электронная си-стема активной безопасности – противобуксовочная TCS (Traction Control System). При снижении сцепления шин с дорогой она сдерживала проскальзывающие колеса, используя, как и ABS, исполнительные тормозные механизмы. А в 1995 году свет увидела первая программа стабилизации ESP – электроника стала контролировать не только блокировку и пробуксовку колес, но и поворот автомобиля вокруг вертикальной оси. Иными словами, научилась распознавать занос и, управляя тормозами и тягой, гасить его.За прошедшие со времени появления первой ESP 5.0 пятнадцать лет начинка систем активной безопасности существенно изменилась, но задачи у них остались прежними. Самое современное, девятое поколение легче и компактнее прародителей почти втрое. Новые алгоритмы и более чувствительные датчики, усовершенствованные исполнительные механизмы позволяют нынешней ESP быстрее и точнее водителя реагировать на происходящее. ESP постепенно обрастала разнообразными программами. Например, ассистент торможения при экстренном замедлении поднимает до максимума рабочее давление, сокращая тем самым тормозной путь: у останавливающегося со скорости 100 км/ч автомобиля с такой системой он в среднем на 7–8 м меньше. ESP взяла на себя и контроль за давлением в шинах, рассчитывая его по данным о скорости вращения колес. В программу заложили также дру-Разница между поколениями налицо: блок управления и гидромодуль ABS 2 (слева) и аналогичные детали нынешней системы – уже в одном корпусе. Часто за первым столкновением следуют еще несколько ударов, которые оборачиваются серьезными последствиями для участников ДТП. Поэтому, если после раскрытия подушек автомобиль продолжает двигаться, ESP задействует тормоза.150 За рулем 05/2010 гие полезные алгоритмы, повышающие безопасность и комфорт, – например, удерживание автомобиля при троганье на подъеме, контроль за скоростью при спуске, отключение электрического ручного тормоза при нажатии на газ, удерживание машины на траектории при движении с прицепом или грузом (последнее – для коммерческих автомобилей).ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ПЛЮСЫВ восьмом поколении семья ESP разрослась: в нее вошла система с приставкой Plus, а чуть позже – Premium. Основные отличия от обычной ESP – в конструкции гидроагрегатов и, естественно, в электронной части. Удалось снизить шум и вибрации, а более гибкое управление рабочим давлением не только повысило безопасность и комфорт, но и расширило функции помощника. Например, система Plus умеет просушивать тормозные дискиили заранее подготавливать тормоза к экстренному замедлению, а Premium дополнит адаптивный круиз-контроль функцией stop & go. На зимнем испытательном полигоне «Бош» близ шведского городка Вайтеуден, рядом с Северным полярным кругом, мне удалось поближе познакомиться с этими системами. На серебристом «Ауди-А4», оборудованном ESP 9 Plus, выезжаю на заснеженные спецдороги. Упражнение – имитация объезда препятствия и возвращение в свой ряд на скорости 80 км/ч. Руль в сторону, потом назад – по поведению автомобиля кажется, что под колесами мокрый асфальт, а не снег. Минимально отклоняясь от заданной рулем траектории, машина огибает воображаемое препятствие. Повторяю еще пару раз, чтобы закрепить ощущения, и пересаживаюсь на точно такую же «четверку», только с ESP 9 Premium.Адаптивный круиз-контроль с радаром дальнего действия использован на «ПоршеПанамера». Радар третьего поколения распознает не только автомобили, но и стационарные объекты, а также пешеходов. Расширился рабочий интервал – 0,5–250 м вместо прежнего 1–200 м, до 30º увеличился угол обзора. Первая ESP 5.0 состояла из 11 элементов. В системах восьмого поколения их в полтора раза меньше. Электронный блок объединили с гидромодулем, под одну крышку поселили датчики угловой скорости и ускорений. Кстати, в ESP 9 они переберутся в электронный блок.На правах рекламы ТЕХНИКА | СИСТЕМЫ АКТИВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИОсновные элементы ESP: 1 – гидромодуль с управляющим блоком; 2 – датчики угловой скорости колес; 3 – датчик угла поворота руля; 4 – датчики угловой скорости поворота вокруг вертикальной оси и продольного ускорения автомобиля; 5 – блок управления двигателем. АББРЕВИАТУРЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЯМИ ДЛЯ ОБОЗНАЧЕНИЯ СИСТЕМ ЭЛЕКТРОННОЙ СТАБИЛИЗАЦИИ Аббревиатура РасшифровкаElectronic Stability Program Daihatsu Vehicle Stability control system Vehicle Stability Assist Dynamic Stability Control Active Stability Control Vehicle Dynamics Control Vehicle Stability Control Precision Control System Porsche Stability Management Dynamic Stability and Traction ControlНазвание марок«Ауди», «МерседесБенц», ФИАТ, «Форд», «Опель», «Пежо», «Рено», СААБ, «Смарт», «Фольксваген» «Дайхатсу» «Хонда» «Форд», «Мазда» «Мицубиси» «Ниссан», «Субару» «Тойота» «Джи-Эм» «Порше» «Вольво»ESP DVS VSA DSC ASC VDC VSC PCS PCM DSTCВ отличие от ESP 9 Plus, у гидромодуля более дорогой системы не два, а шесть поршней, создающих рабочее давление в приводе тормозов. В «лосином» тесте Premium помогает чуточку точнее и тише. Хотя именно изза этой вроде бы незначительной разницы создается ощущение, что пересел не в ту же «четверку», а в автомобиль классом выше. Кстати, в числе других преимуществ системы Premium – низкое энергопотребление, что немаловажно для дорогих моделей, напичканных современными электрическими устройствами.НЕ ВЕРИТЕ – ПРОВЕРИМЭволюция систем ABS и ESP.Исследования показали: большинство автолюбителей в России знают, что такое ABS, но об остальных системах активной безопасности слышали куда меньше. Например, с ESP знаком всего 51% опрошенных, причем две трети назвали ее среди прочего оборудования автомобиля лишь после подсказки. А ведь потребность в этих превентивных средствах защиты возникает чаще, чем во всем известных ремнях и подушках. Объяснение очень простое: они помогают предотвратить аварию, а не минимизировать ее результаты, то есть борются не с последствиями, а с причиной. Эти аргументы вам кажутся неубедительными? Вы даже считаете, что в каких-то ситуациях электроника способна навредить? Разубедить скептиков могут только цифры, полученные на испытаниях с помощью беспристрастных приборов. Поэтому группа экспертов отправляется на полигон – их отчеты читайте в ближайших номерах ЗР.152 За рулем 05/2010