88
89
90
91
92
КУРЬЕРПОБЕДА-65СЭти дни мы будем вспоминать...зывается, и  тем, кто читает «За  рулем» сегодня, есть чем поделиться. Призыв журнала («Победа-65», ЗР,  2010, №  3, с. 26) прислать фото и рассказы о военных водителях нашел горячий отклик. Начинаем публикацию откликов с  подборки снимков, полученных от  Виталия Штыренко. Он  хранит богатую фототеку отца – корреспондента газеты «Подольский рабочий» Павла Николаевича Штыренко, который в годы войны не  расставался с  фотокамерой – был внештатным корреспондентом фотохроники ТАСС. Воевал с оружием в руках в числе подольских курсантов, отличившихся в сражении под Москвой, был трижды ранен, награжден орденом Красной Звезды и  другими боевыми наградами. Его портрет – на соседней странице вверху. Читателям небезынтересно и то, на каких машинах воевали их деды и прадеды.лова старой песни о  боях, о  дружбе фронтовой и  в  наши дни не забыты. Каждый раз, когда журнал обращается к  теме Великой Отечественной, нам открывается ранее неизвестное о тех, кто ковал победу за рулем. Давние читатели журнала помнят рассказы о встречах с героями Ладоги, о технике, на которой воевали, об экспедиции по адресам водителей – Героев Советского Союза. Но ока-Артиллеристы лихо форсируют речку на «Шевроле-G7107», одной из наиболее массовых машин ленд-лиза.Гаубицы на буксире у самых мощных тракторов тех лет – марки «Сталинец С-65».Самоходные орудия мчатся на запад.88За рулем 05/2010  Трофейный  DKW NZ 350. Офицеры – у пикапа  ГАЗ-415 на шасси ГАЗ-М1. Чему-чему, а плаванию  «эмку» – ГАЗ-М1 не учили…  Полуторка  ГАЗ-АА (на заднем  плане) чудом  сохранила   довоенную  «выправку».За рулем 05/201089 КУРЬЕР | ПОБЕДА-65 Александр Андреевич УткинМой дед, уроженец села Скворечное Каменского района Пензенской области, с первых дней войны до взятия Берлина – на фронте с машиной. Фото с ней не сохранилось, но осталась справка из архива Министерства обороны. Там сказано: «Ефрейтор, шоИван Федорович Фокин (1921–1991)фер 62-го отдельного батальона связи А.А. Уткин, 1918 г. рождения, в Красной Армии с 28.09.1941 г. До прибытия в 62 ОБС служил в 58-й стр. бригаде шофером автороты. Подвозил боеприпасы на передовую к пульбатам. В один из рейсов 15 марта 1943 года попал под пулеметный огонь враБойцы позируют на фоне трехтонки ЗИС-5.га. Был ранен. Превозмогая боль, не останавливая машину, проскочил простреливаемый участок, доставил в пульбат патроны и вернулся в автороту. Только после этого обратился в госпиталь. Награжден медалью «За отвагу». Павел Колесников, внукКонстантин Спиридонович Волошин (1912–1994)Наша семья гордится своим отцом и дедом. Он всю войну, до самого Берлина, прошел за рулем полуторки. Подвозил боеприпасы на передовую. Под бомбежками и артобстрелами потерял четыре машины. Сам был ранен – осколок оставался в теле до конца жизни. На него трижды приходила похоронка, а он в один из дней появился дома! Мать лишилась чувств… Награжден орденами и медалями. После войны строил в Балашихе, под Москвой, завод «Рубин», где потом работал мастером цеха. На фото он наверху – в военной фуражке, с очками. Сергей Фокин, сынГригорий Матвеевич Рыжаков (1915–1987) Илья Изотович Бузырин (1912–1994)Мои родители работали на Харьковском тракторном. Война надолго разлучила их. Отец – водитель (на фото – слева). Где только он не воевал… Был в «Харьковском котле», откуда в числе немногих вырвался. Потом – Сталинград, Ленинградский фронт, Ржев, Смоленск, осво-Анастас Панаётович АнастасовОба моих деда – шоферы, оба ветераны войны. Григорий Матвеевич (на фото – справа) в конце тридцатых переехал из Кировской области в подмосковные Люберцы. Здесь окончил курсы и стал водителем, отсюда же призвали в армию. Участник финской войны. На полуторке возил боеприпасы к передовой. В конце 1939 года демобилизовался, а на второй деньВеликой Отечественной войны уже снова был в армии. Сначала в батарее аэродромного обслуживания, потом в учебном автополку, где возил командира полка. В боевой операции чуть не погиб, дважды горел в машине. Вспоминал, что оставил роспись на стене Рейхстага. Помним его как очень скромного и совестливого человека. Второй дед, Илья Бузырин, воевал на Втором Украинском фронте, награжден орденом Отечественной войны и медалью «За боевые заслуги». Илья Федорин, внукК «Опелю-Капитан» приложили руки фронтовые умельцы.Вся жизнь моего деда (второй справа) связана с автомобилем. И годы войны, конечно, тоже. Ордена Красной Звезды и Отечественной войны, три медали «За отвагу» и многие другие говорят об этом. Начинал он в 1941-м, при первой же бомбежке погиб старший брат, с которым вместе служил. Вскоре попал в окружение на Днестре. Машину пришлось бросить – все колеса были пробиты. С трудом выбрался. Потом сел в «Студебекер» с пушкой в придачу. С ними прошел до конца войны. После демобилизации 25 лет проработал за рулем КрАЗа в Новороссийске, где живет и поныне. Татьяна Згонникова, внучка90За рулем 05/2009бождение Литвы, бои в Восточной Пруссии и, наконец, Дальний Восток. В Сердобске, где наша семья жила после войны, отец работал водителем на машиностроительном заводе. Мы часто просили рассказать, как он воевал. Хорошо запомнила, как вывозил с передовой раненых. Одни, истекая кровью, умоляли ехать осторожно и тихо, другие же стучали по кабине (быстрее, мол!), боясь снова попасть под фашистские бомбы и снаряды. Просьбы разные – но он старался изо всех сил. О его фронтовых дорогах рассказано в книге «Чтобы помнили». Была у него на фронте и боевая подруга – гармошка! В минуты затишья она поднимала настроение товарищам. Раиса Волошина-Родионова, дочь Анна Николаевна Факеева (до замужества – Январева)В строй защитников Родины встала в 19 лет. Ускоренные курсы вождения автомобиля и более тысячи дней и ночей с неразлучным ЗИС-12 в прожекторном полку. Самое страшное, вспоминает она, было на подступах к фашистской столице, когда враг совсем озверел. Маршал Жуков придумал хитроумный маневр – ослепить немцев мощными прожекторами, парализовать их волю. К Берлину подъехали ночью. Рыли траншеи. В пять утра взлетели тысячи ракет и вспыхнули 140 наших прожекторов. Более 100 миллиардов све-чей ослепляли противника и освещали объекты атаки для наших танков и пехоты. Было очень тяжело и опасно, штангу прожектора крутили вдвоем. Оборона противника была прорвана. А.Н. Факеева (на фото третья слева) награждена орденами и медалями, среди которых и орден Трудового Красного Знамени – награда мирного времени. Рассказ А.Н. Факеевой записали В.С. Бадинов и А.И. Осипова, председатели горсовета ветеранов и первичной организации горпищекомбината Сердобска Пензенской области, где после войны живет Анна Николаевна.Михаил Иванович Арженицин (1924)Мой дед ушел на фронт в 17 лет. Попал в боевой расчет «катюши», а с 18 лет стал ее водителем. И всю войну, до последнего дня, прошел вместе с ней. Воевал под Москвой, под Воронежем, а перед Днем Победы его перебросили на Дальний Восток. Награжден медалями. После войны – в милиции, капитан, начальник паспортного стола Владимирской области. Хотелось бы поздравить всех участников Великой Отечественной войны и граждан нашей большой страны с 65-летием Победы! Михаил Аржаницын (фамилия претерпела изменения), внук, майор внутренней службыСемен Васильевич ТюминПавел Иванович Жилин (1926–1995)Посылаю фотографию своего деда (он слева), воевавшего в разведке СМЕРШ. В 1946 году в Германии пропал без вести. Был награжден орденом Красной Звезды. Петр Крылов, внук, ОрелНа фото дедушка моей жены в 1945 году. Он служил в спецвойсках, был водителем у какого-то командира. После войны жил в Елабуге, работал в разных местах, но всегда с автомобилем. У него было пятеро детей. Артём ЕрмолинМихаил Григорьевич Демихов (1918–1993)«Студебекер-US6» – любимец фронтовых водителей.Посылаю очень дорогую для нашей семьи фотографию. Мой отец Демихов Михаил Григорьевич, 1918 года рождения, прошел всю войну шофером начиная с ноября 1941 года (на обороте фото, где отец в шинели, надпись: «Варшава, местечко Урус, 5 апреля 1945 г.»). Он не любил вспоминать о войне, но, думаю, солдатом был хорошим, с сибирским характером – с природной смекалкой, чувством ответственности. А главное – он защищал Родину, принадлежал к тому прекрасному поколению, которое, пройдя тяжелейшие испытания, не сломалось. А для нас, их детей, День Победы – это святое. Владимир Демихов, сынЗа рулем 05/200991 КУРЬЕР | ПОБЕДА-65 Николай Тихонович Ермушин (1927–1998)«Мерседес-Бенц 230».«Опель-Кадет».На фото слева мой дед, военный шофер, рядом с трофейным «Мерседесом» командира части. Знаю, что в конце войны он освобождал Литву, где остался служить. Награжден орденом Отечественной войны и медалями. Демобилизовавшись, жил в поселке Суда Череповецкого района, работал кузнецом на фабрике «Красный пресс». Горжусь, что в нашей семье был человек, который защищал Родину. Вечная ему память. Максим Лукяничев, внук, ЧереповецМихаил Матвеевич Максименко (1916–2004)Этот «Виллис-МВ» даже поучаствовал в застолье.Спасибо, что не забываете фронтовых шоферов! Посылаю фото моего отца, где он рядом со своим «Виллисом». На войну папа ушел 23 июня 1941-го. Проработал до этого шофером три года. Им выдали полуторки, погрузили на платформы и отправили под Ржев.Александр Григорьевич Кухтарёв (1914–1971)Посылаю фотографию своего деда. Он справа, с орденом Славы. Жил в Казахстане, в Уральской области – туда и вернулся после войны. Права получил уже на фронте и всю войну прошел за рулем разных машин. До конца дней работал водителем. Умер от старых ран – несколько осколков так в нем и остались. Было у него много наград и среди них два ордена Славы. Олег Акмайкин, внук, постоянный читатель «За рулем»Николай Романович Тимченко«Виллис-МВ».Рассказывал, как он в первый раз попал под огонь немецкого истребителя. Весь кузов в щепки, двигатель поврежден, сам чудом остался жив. И своими силами отремонтировал машину. В те времена водитель мог это сделать. За время войны сменил несколько автомашин: ЗИС-5, «Студебекер», «Виллис». Воевал в составе 89-й отдельной автосанитарной роты 22-й армии Прибалтийского фронта. Фронтовые награды: орден Красной Звезды, медаль «За боевые заслуги» и еще много послевоенных. После войны вернулся в Свердловск и до выхода на пенсию в 1976 году работал шофером в управлении пожарной охраны области. Награжден тремя медалями «За безупречную службу». Мне очень дорога память об отце, поэтому материального вознаграждения за этот материал не надо. Направьте его на нужды фронтовиков. С самыми добрыми пожеланиями моему любимому журналу. Сергей Максименко, сын92За рулем 05/2009Посылаю фронтовой снимок «За победу!». Его сделал мой двоюродный дед Николай Романович Тимченко в апреле 1945-го. Он воевал лейтенантом на Третьем Украинском фронте, но, к великому сожалению, до сегодняшнего дня не дожил, и уже некого расспросить о подробностях. Андрей СинегрибовАлександр Александрович ТолбановПрочитал статью «Победа-65» и решил поддержать вашу замечательную инициативу. Мне не довелось лично увидеть и услышать прадеда. По рассказам бабушки, его дочери, всю жизнь он посвятил автомобилям, работая испытателем в Научном автотракторном институте (НАТИ). Свой боевой путь начал в Красной Армии еще в 1920 году. С начала Великой Отечественной работает шофером, обеспечивая бесперебойную доставку стройматериалов длясооружения огневых точек под Москвой. В январе 1943 года, в возрасте 42 лет, становится водителем легендарной «катюши». С боями прошел пол-Европы до самой Праги. О славном фронтовом пути свидетельствуют медали «За отвагу», «За взятие Вены» и «За взятие Будапешта». После войны прадед работал водителем, а затем механиком в транспортной части ЦК КПСС. Выйдя на пенсию, активно помогал растить троих внуков. Отправляю четыре посылки с архивными файлами. С.А. Волков, правнукСанитарный ГАЗ-55.Николай Макарович КиреевВысылаю фото двоюродного брата моей бабушки. На обороте написано: «Прага. Храните мою карточку до встречи. На память бабушке и сестрице Марусе». Петр Чуйкин, Бежецк Тверской области