РЕМОНТ И СЕРВИСТЕСТ-РЕМОНТ SKODA FABIAПовторение пройденногоТрудоемкость обслуживания «Шкоды-Фабия» второго поколения оценил Игорь Козлов. Фото Константина Якубова.ВТОРАЯ СМЕНАО «Фабии» первого поколения мы уже рассказывали (ЗР, 2010, № 3). Напомним, та модель в части ремонтопригодности оказалась молодцом. По правде сказать, накануне нынешнего теста опасался, что «Фабия-2» окажется более трудоемкой. На подобные мысли наводят нынешние традиции в автопроме. На деле оказалось… Впрочем, не стану забегать вперед. Открыв капот, сразу отмечаешь столь же удачную, как и у предшественницы, компоновку. Агрегаты утрамбованы плотненько, а доступ к расходникам, щупу и заливным горловинам вполне нормальный. Разве что к масляному фильтру двигателя 1,4 л подо168 За рулем 05/2010браться сложновато, особенно если на машине есть кондиционер – мешает компрессор. Поэтому менять фильтр проще снизу, отвернув шесть саморезов крепления и сняв штатную защиту моторного отсека. Ключ для колпачка – «на 30», для сливной пробки – «на 19». Здесь же снизу проверяем уровень масла в механической коробке. По регламенту оно «вечное», но если все же понадобится заменить (например, попала вода, потекли сальники), то доступ к пробкам прост: сливная расположена под левым ШРУСом, а заливная, она же контрольная, – позади правого. Обе под шестигранник «на 17». Замена антифриза тоже не предусмотрена, однако при необходимо-сти сделать это несложно – в левой нижней части радиатора есть краник с удобным носиком. Надев на него подходящий шланг, сольете жидкость даже в емкость с узким горлышком, не расплескав ни капли. Главное – не вынимать полностью байонетный кран: повернув против часовой стрелки, выдвигаем его лишь настолько, чтобы жидкость потекла через носик.ПАРНОЕ КАТАНИЕНа нашей машине стоит шестнадцатиклапанник BXW объемом 1,4 л – самый популярный, замечу, двигатель. Привод ГРМ здесь ременный, причем ремней два: один связывает коленвал с впускным распредвалом, попутно Skoda FabiaДЕБЮТ: 2007 год, Женева. КУЗОВА: хэтчбек, универсал (комби). ДВИГАТЕЛИ: бензиновые – 1,2 л, 60 и 70 л. с.; 1,4 л, 75, 86 и 101 л. с.; 1,6 л, 105 л. с.; дизельные – 1,4 л, 70 и 80 л. с.; 1,9 л, 105 л. с. КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ: М5, А6. ПРИВОД: передний. КОМПЛЕКТАЦИИ: Classic, Ambiente, Sport, Elegance. ЦЕНА В ФЕВРАЛЕ 2010 г.: от 379 000, 424 000, 464 000, 474 000 рублей, соответственно. ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКАвращая помпу, а второй – шкивы распредвалов (на впускном валу их два). Помимо ремней, в приводе крутятся четыре ролика: два с полуавтоматическими натяжителями и два обкатных (последние «облизывают» длинный так называемый главный ремень). В общем, механизм непрост. А четкого регламента его обслуживания нет! После 60 тыс. км или через три года предписано лишь проверить состояние привода и далее делать это ежегодно или через каждые 15 тыс. км. Впрочем, это несложно: верхний кожух, прикрывающий привод, закреплен двумя удобными защелками. Отстегнув их, снимаем кожух и внимательно осматриваем ремни. Признаков отслаивания корда и трещин у основания зубьев быть не должно! При малейшем подозрении ремни меняем, обязательно со всеми роликами. С помпой поступаем так же: если есть намек на люфт или закусывание подшипников, меняем не раздумывая. Если упустите момент, то заклинивший водяной насос срежет зубья ремня – и тогда встречи поршней с клапанами не избежать. Перво-наперво ослабляем болт шкива коленвала. Порой это непросто, поскольку крепеж сильно прикипает и отвернуть его удается лишь ударным гайковертом. Такой инструмент есть почти во всех шиномонтажах, поэтому, если болт не пошел, съездите в ближайший и попросите механиков стронуть норовистый крепеж. После этого умеренно затяните болт, чтобы, вернувшись к месту ремонта, смогли вывернуть его обычным ключом. Теперь снимаем поликлиновый ремень: ключом «на 15» поворачиваем автоматический натяжитель по часовой стрелке и фиксируем его, вставив в отверстия на подвижном и неподвижном секторах чеку – штифт диаметром 4 мм (подойдет обычный гвоздь). Далее вывешиваем силовой агрегат, например, домкратом под картер черездеревянный брусок (чтобы равномерно распределить нагрузку) и, вывернув крепеж, снимаем правую опору. Совместив метки, снимаем шкив коленвала и нижний кожух привода. С одним из болтов, расположенным впритык к автомату натяжителя, придется повозиться – не любой инструмент пролезет в столь узкую щель. Меток на распредвалах нет, их заменяют технологические отверстия в зубчатых шкивах, которые должны совпасть с ответными лунками на головке блока. Конструкторами задумано, что в эти отверстия будет вставлено приспособление, фиксирующее шкивы. Вот только где же его взять, если решились на самостоятельную замену ГРМ? Изготовить – благо это несложно! В качестве штырей сгодятся обычные сверла диаметром 8 мм, а чтобы они встали ровненько, параллельно друг другу, свяжем их через кондуктор – стальной брусок с двумя строго параллельными отверстиями диаметром 8 мм и межцентровым расстоянием 48 мм. Чем брусок толще, тем лучше, лишь бы кондуктор можно было легко надеть и снять. А снимать в процессе работы придется, иначе не просунешь ремни. Со сборкой трудности вряд ли возникнут, ведь с положением валов теперь не ошибешься. Ремни тоже натянете, как положено, правда, при условии, что стрелка на подвижном секторе полуавтоматического натяжителя четко совпадет с мушкой на неподвижном. Прежде чем закрывать привод кожухами, проверните коленвал на несколько оборотов, чтобы ремни нормально улеглись на шкивы, и проверьте все метки еще раз. С заменой воздушного фильтра все просто: выкручиваем пять саморезов крышки и, приподняв передний край, выдвигаем ее на себя, высвобождая задние упоры. Чтобы при сборке крепеж пошел по старой резьбе, а не нарезал новую, сначала поверните каждый саморез против часовой стрелки, чтобы почувствовать заход резьбы, и только затем закручивайте. Для замены свечей снимаем пластиковую накладку клапанной крышки, выкрутив четыре винта под «Торкс-30». Индивидуальные катушки просто сидят внатяг – их вынимаем, подцепив загнутой шлицевой отверткой или обычной столовой ложкой. Только будьте аккуратны, чтобы не расколоть катушкуСТОЛОВЫЕ ПРИБОРЫПРИМЕРНАЯ СТОИМОСТЬ НЕКОТОРЫХ ЗАПЧАСТЕЙ У ДИЛЕРОВЗапчасть Крыло переднее Передний бампер Блок-фара (галоген) Капот Фильтр масляный/воздушный/ топливный*/салонный Свечи зажигания, комплект Индивидуальная катушка зажигания (1 шт.) Комплект привода ГРМ (два ремня, четыре ролика) + + помпа + антифриз 1,5 л Ремень поликлиновый Автомат натяжителя поликлинового ремня Тормозные колодки передние/ задние дисковые (барабанные)* Со встроенным регулятором давления.Стоимость, руб. 4950 7920 6270 10 730 410/990/1490/990 1650 1980 9900+4950+580 1900 3530 3300/2640 (4950)НЕКОТОРЫЕ РАБОТЫ ПО ЗАМЕНЕНаименование позиции Масло в двигателе, масляный фильтр Воздушный фильтр Топливный фильтр Фильтр салона Свечи зажигания Ремень привода навесного оборудования Масло в МКП/АКП Жидкость ЭГУР Антифриз в системе охлаждения Жидкость в приводе тормозов Периодичность, тыс. км (лет) 15 (1) 60 (4)* 60 (4) 30 (2)* 60 (4)* –** –*** –** –** (2)* Проверка состояния каждые 15 тыс. км. ** Проверка каждые 30 тыс. км; замена по состоянию; долив по необходимости. *** Проверка уровня – каждые 60 тыс. км; доливать по необходимости.ПРИМЕРНАЯ СТОИМОСТЬ ОТДЕЛЬНЫХ РАБОТ У ДИЛЕРОВРабота Компьютерная диагностика двигателя Замена масла и фильтра двигателя Замена фильтра воздушного/ топливного/салонного Замена свечей зажигания Замена привода ГРМ/ГРМ и помпы Замена ремня навесных агрегатов Замена охлаждающей жидкости Замена масла КП (механика/ автомат) Замена тормозных колодок передних/задних дисковых (задних барабанных) Нормочас Стоимость, руб.* 750 750 300/450/300 600 3150/4200 450 900 1200/2400 1050/1050 (2100) 1500* На некоторые работы, проводимые в рамках планового ТО, цена может быть вдвое ниже.или пластиковую постель, ее ориентирующую. Свечи – под ключ «на 16». Замена лампочек в фарах легка и приятна. Патроны поворотников – с удобными захватами, полости секции головных и габаритных ламп прикрыЗа рулем 05/2010 169 РЕМОНТ И СЕРВИС | ТЕСТ-РЕМОНТ SKODA FABIAЕсли машина с кондиционе ром, подобрать ся к масляному фильтру проще снизу, сняв защи ту моторного отсека. Момент затяжки колпач ка картриджа – 25 + 5 Н.м. Автома тический натя житель поликли нового ремня отводим за болт ролика и фик сируем чекой – на нее указывает зеленая стрелка. Красная – на труднодоступ ный болт кожуха привода ГРМ. Роликов с полуавто матическим натяжителем в приводе ГРМ – два, по одному на каждый ремень. Важно, чтобы после установки натя жителя стрелка совпала с муш кой. Катушки вынимайте осто рожно, не нале гая на рычаг инструмента. Разъем можно не отсоединять – лишь освобо дите проводку из зажимов (на один из них ука зывает стрелка).Таким при способлением для фиксации шкивов рас предвалов поль зуются дилеры. Изготовьте подобное, если решитесь сами менять привод ГРМ.Элемент воздушного фильтра можно сориентировать только в одном положении. При установке крышки про следите, чтобы приливы в зад ней части четко вошли в захваты на корпусе. Чтобы добраться до салонного фильтра, снимите пенопластовый щиток (показан стрелкой). Если при сборке выпа дают ползуны лючка, значит, он не сел на место.Столь хоро ший доступ к лампам фар на совре менных маши нах встретишь нечасто. Но все же коло дец «габари та» (показан стрелкой) могли бы сделать менее глубоким. Полностью снимать фонарь, как на фото, вовсе не обя зательно. Достаточно отодвинуть его от крыла (длина провод ки позволяет) и заменить лампу «на весу».Чтобы подо браться к тыль ной стороне противотуманки, выньте решетку из бампера. У этой простоты есть и слабая сторона: бывает, фары воруют.170 За рулем 05/2010 ОЦЕНКА ТРУДОЕМКОСТИ ОБСЛУЖИВАНИЯ*Название операции Описание операции Итоговая оценкаЗамена масла в двигателе Замена воздушного фильтра Замена топливного фильтра Замена свечей зажигания Замена ремня навесных агрегатов Замена привода ГРМУдобные щуп и сливная пробка Затруднен доступ к масляному фильтру на авто с кондиционером Хороший доступ к саморезам крышки корпуса, понятная ориентация фильтроэлемента Туговата резьба саморезов Элемент вне бака, магистрали с легкосъемными наконечниками Для замены нужна смотровая канава Индивидуальные катушки без крепежа Велико усилие посадки катушек, при демонтаже можно расколоть их или пластиковую постель-направляющую Есть автоматический натяжитель Неудобно вставлять фиксирующую чеку: обзор перекрывает рука, отводящая натяжитель Есть шпонки в соединении валов со шкивами Привод сложнее обычного, нужно приспособление для фиксации шкивов распредвалов Замена регламентом не предусмотрена; удобный краник на радиаторе Если не стравить давление в системе, можно пролить ОЖ Замена регламентом не предусмотрена Есть сливная и заливная пробки Не спутаешь наружную и внутреннюю колодки в переднем механизме Для замены задних колодок в барабанном механизме порой проще снять ступицу Приемлемый доступ Приходится принять неудобную позу при работе Отличный доступ к лампам фар Туговата посадка патронов габариток в фарах; фонари надо снимать Хороший доступ, длинная проводка Обычно в зоне работ много грязи3,5 3,5 4 3,5 4,5 3 4 4,5 3,5 4,5 4 4,5Замена ОЖ двигателяЗамена масла в МКП Замена тормозных колодок Замена салонного фильтра Замена ламп в фарах и фонарях Замена ламп противотуманок* Авто с мотором BXW (1,4 л) и МКП в сравнении с «Ладой-Приора», трудоемкость обслуживания которой условно оценена в 4 балла по 5-балльной шкале (ЗР, 2008, № 1).ты легкосъемными резиновыми колпачками. Здорово! Вот только патрон «габарита» сидит туговато, а ухватиться за него можно лишь двумя пальцами – уж больно узок и глубок колодец корпуса. Если не обладаете мощной хваткой, поборите соблазн тянуть за проводку (ее недолго оборвать) и изготовьте простейшее приспособление, например, из старой столовой вилки. Отломив пару зубьев, оставшуюся пару раздвигаем так, чтобы между ними было расстояние 8 мм, и загибаем кончики по форме крючков. Их вводим в пазы на патроне и теперь без труда его вытягиваем. А вот с фонарями, которые для замены ламп надо снимать, «Фа-бия-2» сделала шаг назад. Еще и потому, что скользкий болт-барашек крепления фонаря отвернет не каждый и, скорее всего, полезет за отверткой (в шляпке болта есть шлиц). Выходит, традиции соблюдены! Ведь, с одной стороны, модель переняла лучшие черты предшественницы (ГРМ в расчет не берем, мотор 1,4 л ставили и на прежние «фабии»), а с другой – продолжила модную тенденцию: для замены задних лампочек нас деликатно подталкивают к фирменному сервису. Благодарим компанию «Атлант-М Тушино» за помощь в подготовке материала.На правах рекламы