168
169
170
171
РЕМОНТ И СЕРВИСТЕСТ-РЕМОНТ SKODA FABIAПовторение пройденногоТрудоемкость обслуживания «Шкоды-Фабия» второго поколения оценил Игорь Козлов. Фото Константина Якубова.ВТОРАЯ СМЕНАО «Фабии» первого поколения мы уже рассказывали (ЗР, 2010, № 3). Напомним, та модель в части ремонтопригодности оказалась молодцом. По  правде сказать, накануне нынешнего теста опасался, что «Фабия-2» окажется более трудоемкой. На подобные мысли наводят нынешние традиции в  автопроме. На  деле оказалось… Впрочем, не стану забегать вперед. Открыв капот, сразу отмечаешь столь же удачную, как и у предшественницы, компоновку. Агрегаты утрамбованы плотненько, а  доступ к  расходникам, щупу и  заливным горловинам вполне нормальный. Разве что  к  масляному фильтру двигателя 1,4  л  подо168 За рулем 05/2010браться сложновато, особенно если на  машине есть кондиционер  – мешает компрессор. Поэтому менять фильтр проще снизу, отвернув шесть саморезов крепления и сняв штатную защиту моторного отсека. Ключ для  колпачка   – «на 30», для сливной пробки – «на 19». Здесь же  снизу проверяем уровень масла в  механической коробке. По  регламенту оно  «вечное», но  если все  же  понадобится заменить (например, попала вода, потекли сальники), то доступ к пробкам прост: сливная расположена под левым ШРУСом, а заливная, она же контрольная, – позади правого. Обе  под шестигранник «на 17». Замена антифриза тоже не  предусмотрена, однако при  необходимо-сти сделать это  несложно – в  левой нижней части радиатора есть краник с  удобным носиком. Надев на  него подходящий шланг, сольете жидкость даже в емкость с узким горлышком, не расплескав ни капли. Главное – не  вынимать полностью байонетный кран: повернув против часовой стрелки, выдвигаем его  лишь настолько, чтобы жидкость потекла через носик.ПАРНОЕ КАТАНИЕНа  нашей машине стоит шестнадцатиклапанник BXW объемом 1,4 л – самый популярный, замечу, двигатель. Привод ГРМ  здесь ременный, причем ремней два: один связывает коленвал с  впускным распредвалом, попутно Skoda FabiaДЕБЮТ: 2007 год, Женева. КУЗОВА: хэтчбек, универсал (комби). ДВИГАТЕЛИ: бензиновые – 1,2 л, 60 и 70 л. с.; 1,4 л, 75, 86 и 101 л. с.; 1,6 л, 105 л. с.; дизельные – 1,4 л, 70 и 80 л. с.; 1,9 л, 105 л. с. КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ: М5, А6. ПРИВОД: передний. КОМПЛЕКТАЦИИ: Classic, Ambiente, Sport, Elegance. ЦЕНА В ФЕВРАЛЕ 2010 г.: от 379 000, 424 000, 464 000, 474 000 рублей, соответственно. ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКАвращая помпу, а второй – шкивы распредвалов (на впускном валу их два). Помимо ремней, в  приводе крутятся четыре ролика: два  с  полуавтоматическими натяжителями и два обкатных (последние «облизывают» длинный так называемый главный ремень). В  общем, механизм непрост. А  четкого регламента его  обслуживания нет! После 60  тыс. км  или  через три  года предписано лишь проверить состояние привода и далее делать это ежегодно или через каждые 15 тыс. км. Впрочем, это  несложно: верхний кожух, прикрывающий привод, закреплен двумя удобными защелками. Отстегнув их, снимаем кожух и внимательно осматриваем ремни. Признаков отслаивания корда и  трещин у  основания зубьев быть не  должно! При  малейшем подозрении ремни меняем, обязательно со  всеми роликами. С  помпой поступаем так же: если есть намек на  люфт или  закусывание подшипников, меняем не раздумывая. Если упустите момент, то  заклинивший водяной насос срежет зубья ремня – и тогда встречи поршней с клапанами не избежать. Перво-наперво ослабляем болт шкива коленвала. Порой это непросто, поскольку крепеж сильно прикипает и отвернуть его удается лишь ударным гайковертом. Такой инструмент есть почти во  всех шиномонтажах, поэтому, если болт не пошел, съездите в ближайший и попросите механиков стронуть норовистый крепеж. После этого умеренно затяните болт, чтобы, вернувшись к  месту ремонта, смогли вывернуть его обычным ключом. Теперь снимаем поликлиновый ремень: ключом «на 15» поворачиваем автоматический натяжитель по  часовой стрелке и фиксируем его, вставив в отверстия на  подвижном и  неподвижном секторах чеку – штифт диаметром 4  мм  (подойдет обычный гвоздь). Далее вывешиваем силовой агрегат, например, домкратом под  картер черездеревянный брусок (чтобы равномерно распределить нагрузку) и, вывернув крепеж, снимаем правую опору. Совместив метки, снимаем шкив коленвала и  нижний кожух привода. С  одним из  болтов, расположенным впритык к  автомату натяжителя, придется повозиться – не  любой инструмент пролезет в столь узкую щель. Меток на  распредвалах нет, их  заменяют технологические отверстия в  зубчатых шкивах, которые должны совпасть с  ответными лунками на  головке блока. Конструкторами задумано, что  в  эти  отверстия будет вставлено приспособление, фиксирующее шкивы. Вот только где же его взять, если решились на  самостоятельную замену ГРМ? Изготовить – благо это несложно! В  качестве штырей сгодятся обычные сверла диаметром 8  мм, а  чтобы они  встали ровненько, параллельно друг другу, свяжем их  через кондуктор – стальной брусок с двумя строго параллельными отверстиями диаметром 8  мм  и  межцентровым расстоянием 48 мм. Чем брусок толще, тем  лучше, лишь бы  кондуктор можно было легко надеть и  снять. А  снимать в процессе работы придется, иначе не просунешь ремни. Со  сборкой трудности вряд ли возникнут, ведь с  положением валов теперь не  ошибешься. Ремни тоже натянете, как  положено, правда, при  условии, что  стрелка на  подвижном секторе полуавтоматического натяжителя четко совпадет с  мушкой на  неподвижном. Прежде чем  закрывать привод кожухами, проверните коленвал на  несколько оборотов, чтобы ремни нормально улеглись на  шкивы, и проверьте все метки еще раз. С  заменой воздушного фильтра все  просто: выкручиваем пять саморезов крышки и, приподняв передний край, выдвигаем ее на себя, высвобождая задние упоры. Чтобы при  сборке крепеж пошел по старой резьбе, а не нарезал новую, сначала поверните каждый саморез против часовой стрелки, чтобы почувствовать заход резьбы, и только затем закручивайте. Для  замены свечей снимаем пластиковую накладку клапанной крышки, выкрутив четыре винта под «Торкс-30». Индивидуальные катушки просто сидят внатяг – их вынимаем, подцепив загнутой шлицевой отверткой или обычной столовой ложкой. Только будьте аккуратны, чтобы не  расколоть катушкуСТОЛОВЫЕ ПРИБОРЫПРИМЕРНАЯ СТОИМОСТЬ НЕКОТОРЫХ ЗАПЧАСТЕЙ У ДИЛЕРОВЗапчасть Крыло переднее Передний бампер Блок-фара (галоген) Капот Фильтр масляный/воздушный/ топливный*/салонный Свечи зажигания, комплект Индивидуальная катушка зажигания (1 шт.) Комплект привода ГРМ (два ремня, четыре ролика) + + помпа + антифриз 1,5 л Ремень поликлиновый Автомат натяжителя поликлинового ремня Тормозные колодки передние/ задние дисковые (барабанные)* Со встроенным регулятором давления.Стоимость, руб. 4950 7920 6270 10 730 410/990/1490/990 1650 1980 9900+4950+580 1900 3530 3300/2640 (4950)НЕКОТОРЫЕ РАБОТЫ ПО ЗАМЕНЕНаименование позиции Масло в двигателе, масляный фильтр Воздушный фильтр Топливный фильтр Фильтр салона Свечи зажигания Ремень привода навесного оборудования Масло в МКП/АКП Жидкость ЭГУР Антифриз в системе охлаждения Жидкость в приводе тормозов Периодичность, тыс. км (лет) 15 (1) 60 (4)* 60 (4) 30 (2)* 60 (4)* –** –*** –** –** (2)* Проверка состояния каждые 15 тыс. км. ** Проверка каждые 30 тыс. км; замена по состоянию; долив по необходимости. *** Проверка уровня – каждые 60 тыс. км; доливать по необходимости.ПРИМЕРНАЯ СТОИМОСТЬ ОТДЕЛЬНЫХ РАБОТ У ДИЛЕРОВРабота Компьютерная диагностика двигателя Замена масла и фильтра двигателя Замена фильтра воздушного/ топливного/салонного Замена свечей зажигания Замена привода ГРМ/ГРМ и помпы Замена ремня навесных агрегатов Замена охлаждающей жидкости Замена масла КП (механика/ автомат) Замена тормозных колодок передних/задних дисковых (задних барабанных) Нормочас Стоимость, руб.* 750 750 300/450/300 600 3150/4200 450 900 1200/2400 1050/1050 (2100) 1500* На некоторые работы, проводимые в рамках планового ТО, цена может быть вдвое ниже.или  пластиковую постель, ее  ориентирующую. Свечи – под ключ «на 16». Замена лампочек в  фарах легка и  приятна. Патроны поворотников  – с удобными захватами, полости секции головных и  габаритных ламп прикрыЗа рулем 05/2010 169 РЕМОНТ И СЕРВИС | ТЕСТ-РЕМОНТ SKODA FABIAЕсли машина с кондиционе­ ром, подобрать­ ся к масляному фильтру проще снизу, сняв защи­ ту моторного отсека. Момент затяжки колпач­ ка картриджа – 25 + 5 Н.м. Автома­ тический натя­ житель поликли­ нового ремня отводим за болт ролика и фик­ сируем чекой – на нее указывает зеленая стрелка. Красная – на труднодоступ­ ный болт кожуха привода ГРМ. Роликов с полуавто­ матическим натяжителем в приводе ГРМ – два, по одному на каждый ремень. Важно, чтобы после установки натя­ жителя стрелка совпала с муш­ кой. Катушки вынимайте осто­ рожно, не нале­ гая на рычаг инструмента. Разъем можно не отсоединять – лишь освобо­ дите проводку из зажимов (на один из них ука­ зывает стрелка).Таким при­ способлением для фиксации шкивов рас­ предвалов поль­ зуются дилеры. Изготовьте подобное, если решитесь сами менять привод ГРМ.Элемент воздушного фильтра можно сориентировать только в одном положении. При установке крышки про­ следите, чтобы приливы в зад­ ней части четко вошли в захваты на корпусе. Чтобы добраться до салонного фильтра, снимите пенопластовый щиток (показан стрелкой). Если при сборке выпа­ дают ползуны лючка, значит, он не сел на место.Столь хоро­ ший доступ к лампам фар на совре­ менных маши­ нах встретишь нечасто. Но все же коло­ дец «габари­ та» (показан стрелкой) могли бы сделать менее глубоким. Полностью снимать фонарь, как на фото, вовсе не обя­ зательно. Достаточно отодвинуть его от крыла (длина провод­ ки позволяет) и заменить лампу «на весу».Чтобы подо­ браться к тыль­ ной стороне противотуманки, выньте решетку из бампера. У этой простоты есть и слабая сторона: бывает, фары воруют.170 За рулем 05/2010 ОЦЕНКА ТРУДОЕМКОСТИ ОБСЛУЖИВАНИЯ*Название операции Описание операции Итоговая оценкаЗамена масла в двигателе Замена воздушного фильтра Замена топливного фильтра Замена свечей зажигания Замена ремня навесных агрегатов Замена привода ГРМУдобные щуп и сливная пробка Затруднен доступ к масляному фильтру на авто с кондиционером Хороший доступ к саморезам крышки корпуса, понятная ориентация фильтроэлемента Туговата резьба саморезов Элемент вне бака, магистрали с легкосъемными наконечниками Для замены нужна смотровая канава Индивидуальные катушки без крепежа Велико усилие посадки катушек, при демонтаже можно расколоть их или пластиковую постель-направляющую Есть автоматический натяжитель Неудобно вставлять фиксирующую чеку: обзор перекрывает рука, отводящая натяжитель Есть шпонки в соединении валов со шкивами Привод сложнее обычного, нужно приспособление для фиксации шкивов распредвалов Замена регламентом не предусмотрена; удобный краник на радиаторе Если не стравить давление в системе, можно пролить ОЖ Замена регламентом не предусмотрена Есть сливная и заливная пробки Не спутаешь наружную и внутреннюю колодки в переднем механизме Для замены задних колодок в барабанном механизме порой проще снять ступицу Приемлемый доступ Приходится принять неудобную позу при работе Отличный доступ к лампам фар Туговата посадка патронов габариток в фарах; фонари надо снимать Хороший доступ, длинная проводка Обычно в зоне работ много грязи3,5 3,5 4 3,5 4,5 3 4 4,5 3,5 4,5 4 4,5Замена ОЖ двигателяЗамена масла в МКП Замена тормозных колодок Замена салонного фильтра Замена ламп в фарах и фонарях Замена ламп противотуманок* Авто с мотором BXW (1,4 л) и МКП в сравнении с «Ладой-Приора», трудоемкость обслуживания которой условно оценена в 4 балла по 5-балльной шкале (ЗР, 2008, № 1).ты легкосъемными резиновыми колпачками. Здорово! Вот  только патрон «габарита» сидит туговато, а ухватиться за  него можно лишь двумя пальцами – уж  больно узок и  глубок колодец корпуса. Если не  обладаете мощной хваткой, поборите соблазн тянуть за проводку (ее недолго оборвать) и  изготовьте простейшее приспособление, например, из  старой столовой вилки. Отломив пару зубьев, оставшуюся пару раздвигаем так, чтобы между ними было расстояние 8  мм, и  загибаем кончики по  форме крючков. Их вводим в пазы на патроне и теперь без труда его вытягиваем. А  вот  с  фонарями, которые для  замены ламп надо снимать, «Фа-бия-2» сделала шаг назад. Еще и потому, что  скользкий болт-барашек крепления фонаря отвернет не  каждый и, скорее всего, полезет за  отверткой (в шляпке болта есть шлиц). Выходит, традиции соблюдены! Ведь, с одной стороны, модель переняла лучшие черты предшественницы (ГРМ в  расчет не  берем, мотор 1,4  л  ставили и  на  прежние «фабии»), а  с  другой – продолжила модную тенденцию: для  замены задних лампочек нас  деликатно подталкивают к  фирменному сервису. Благодарим компанию «Атлант-М Тушино» за помощь в подготовке материала.На правах рекламы