132
КОМПОНЕНТЫВЫБОР АНТИФРИЗАПрохладительные напиткиДля поддержания требуемой температуры двигателя, в общем-то, сойдет и вода, и любой антифриз. Но стоит вспомнить о долговременной защите деталей системы охлаждения от коррозии – сразу возникают вопросы. Свой вариант «шпаргалки» для выбора правильного антифриза предлагают Алексей Воробьев-Обухов и Михаил Колодочкин.Совет типа «заливай то, что  было раньше», не  проходит: откуда средний владелец знает, что у него «было раньше» в расширительном бачке? Хороший совет – заглянуть в руководство по эксплуатации автомобиля. А если это неудобно или вовсе невозможно? Безвыходных положений не  бывает: для  долива и  кратковременной езды сгодится любая охлаж-дающая жидкость – да  хоть вода! Но  при  первой же  возможности надо ее  полностью сменить, промыв систему. А  тогда уже  имеет смысл заливать современный и  долгоиграющий карбоксилатный состав. Пару слов о  «тосолах». Увидите на  прилавке – задумайтесь о  содержимом бутыли. И  не  верьте, будто оно, в  отличие от  антифризов, сделано «специально для нашемарок»! Поч-ти полвека назад «Тосолом» окрестили антифриз с  силикатной формулой. Алюминий был  металлом стратегического значения, латунь не  считалась дорогим удовольствием, а срок службы в 60 000 км казался куда как достаточным. Основные издержки применения того «Тосола» – выпадение силикатов в осадок. А для современных радиаторов это  означает закупоривание тонких трубок.■ Обозначение класса антифриза. Известны три принципиально разные системы защиты алюминиевых деталей от агрессивного этиленгликоля: на основе силикатов (традиционные антифризы, выпускаемые по дремучим рецептам), на основе солей органических кислот (карбоксилатные антифризы) и смешанная (гибридные антифризы). Гибридные антифризы (с легкой руки «Фольксвагена» их еще обозначают индексом TL774-C или G11) содержат соли карбоновых кислот и небольшое количество силикатов либо фосфатов.  Служат около трех лет и, в общем-то, признаны устаревшими. А вот карбоксилатные (по «Фольксвагену» – TL774-D/F или G12) совсем не содержат неорганических присадок и служат пять лет, а то и дольше. Заметим, что для отечественного «Синтека» используют обозначение S12, дабы не конфликтовать с тем же «Фольксвагеном» по вопросам авторских прав.■ Какой бренд предпочесть? Из громких отметим в качестве примера «ЛУКОЙЛ», «Мобил» или «Синтек». Однако сам по себе бренд не гарантирует, что антифриз прошел независимые испытания на автомобильном заводе. ■ Что выбрать – концентрат или готовый к употреблению антифриз? Концентрат потребует разбавления дистиллированной или, в крайнем случае, кипяченой водой (пропорция должна быть указана в таблице). Неудобно, но если вы убеждены, что ниже –10ºС столбик термометра точно не опустится, то можно влить побольше водицы и сэкономить. Ну а если требуется состав, выдерживающий –60°С, обычный антифриз никак не подойдет. ■ Воспринимать ли как гарантию фразы типа «Отвечает требованиям…»» или «Соответствует спецификациям…» с последующим перечнем громких названий и непонятных кодов? Все эти слова и символы, звучащие как обещания, – целиком на совести изготовителя антифриза. Вот почему важен надежный бренд. ■ Высшая рекомендация для антифриза – одобрение автопроизводителей и ссылки на номера соответствующих допусков. Это означает, что данный антифриз успешно прошел длительные испытания на автомобилях той или иной фирмы. Правомерность этих ссылок можно проверить на фирменном сайте того или иного автопроизводителя. Таких антифризов на нашем рынке немного, но в их числе есть и отечественные, например «Карбокс», «Кулстрим», «Синтек». ■ «Совместим со всеми…» – такая надпись говорит лишь о том, что ничего страшного с мотором при доливке «не того» антифриза сразу не произойдет. Но вопрос многолетней гарантированной коррозионной защиты производитель обходит молчанием. Поэтому лучше не экспериментировать – применяйте незнакомые антифризы только для доливки, но не для длительной эксплуатации. 132 За рулем 05/2010■ Из чего сделано? На этикетках термины «карбоксилатный» или G12 иногда присутствуют, иногда нет. В последнем случае вчитываемся в состав пакета присадок. Если антифриз не содержит нитритов, аминов, фосфатов, боратов и силикатов, это карбоксилатный состав. Если про силикаты не сказано, имеете дело с гибридным раствором.■ Цвет состава определяется не химической формулой, а требованием заказчика антифриза! Утверждение, что, к примеру, G12 всегда красный, – типичный миф, порожденный безграмотными продавцами.