184
РЕМОНТ И СЕРВИСКОНКУРС ЗНаТОКОВСиловое многоборьеОтвет на задачу № 26 «На ПИКе зимы» (ЗР, 2010, № 2) принес Василию Катричу из Красногорска Московской области приз от НПТК «Супротек» – набор составов для обработки двигателя и трансмиссии.! ПРИЗНо  вот  заблокированы все  четыре колеса на гладком льду. Ям, бугров нет – действующие на  машину силы малы. Она  может разворачиваться или  скользить в  сторону, но  – медленно! Не будем забывать, что масса машины все та же, а действующая на нее разница сил очень мала – отсюда и медлительное поведение. Это  дает водителю шанс овладеть собой и  действовать разумно. Например, играя педалью тормоза, ослаблять на  миг  нажим (не отпускать совсем!) – и, восстановив управление, снова нажимать. Повторять это  раз  за  разом и  как  можно чаще. Пульсирующее торможение напоминает работу ABS. Конечно, эффективность его на льду невелика, но  еще  хуже позволить машине превратиться в  неуправляемый снаряд. У  нашего победителя сказано: «Даже если водитель, умело пользуясь педалью тормоза, не  допустит неуправляемого юза, общая эффективность тормозной системы все  же  резко падает, тормозной путь значительно увеличивается. Когда же  неопытный водитель давит на педаль изо всех сил, машина срывается в неуправляемый юз…» Как  видим, на  поставленный вопрос есть лишь один ответ: тормоза должны быть исправны всегда, без скидок на сезон. Благодарим читателей за активность, а Василия Катрича поздравляем с победой!Многие считают, что  хорошие тормоза дороже всего зимой, так говорят и некоторые специалисты ГИБДД. Но  герой задачи хочет уточнить, что  же  зимой важнее – общая эффективность тормозов или  равномерность тормозных сил справа и слева? Да и при чем тут зима? Кое-кто вспомнил нашу публикацию «День жестянщика» и правила поведения на  льду: «Тут важней тормоза в голове!». Мы-то убеждены, что последнее актуально круглый год. К  тому же  и  зимой встречается чистый асфальт, так  что  общей эффективности тормозов всегда должно хватать с  запасом. Пример: когда малоэффективен усилитель тормозов, не в порядке регулятор тормозных сил задних колес, замаслены колодки и т. п., а владелец к этому привык, худо-бедно машину он остановит. Конечно, сделать это тем трудней, чем больше она нагружена, чем сильней устал водитель и так далее. Однако в нормальных условиях движения этот недостаток как будто не мешает (ездят же еще автомобили, вообще не оснащенные усилителями!), но при экстренном торможении именно низкая эффективность тормозов может сыграть роковую роль. А  теперь о  равномерности тормозных сил  по  бортам машины. Если они  различны, машина сохраняет курс лишь благодаря управлению – колеса не  должны блокироваться. За  этим следит АBS. Известно, что  заблокированные колеса дорогу не  держат – с  ними, напоминает победитель нашего конкурса, получается «неуправляемый юз». Руль не  поможет. Худший вариант – когда не сбалансированные на передней и задней осях тормозные силы стремятся повернуть машину в одну и ту же сторону. Если в  панике передержать педаль нажатой – в секунду вылетишь на встречку или в канаву. Ну а когда неравномерность тормозных сил  страшнее – зимой или  летом? Тут найдутся доводы и «за», и «против».Вот, например, задачка: масса машины – 2000  кг, тормозные механизмы по  правому борту на 20% слабей, чем по левому, под колесами асфальт, коэффициент сцепления – 0,8. Шины одной партии, равноизношенные, давление штатное. Каковы будут тормозные силы? Слева – 1000 кг × 9,81 м/с² × 0,8 = 7848 Н. Справа – 6278 Н. Разница – 1570 Н! Насколько ощутима она на руле, зависит от конструкции машины – в том числе от бокового вылета колеса, угла наклона оси поворота, эффективности усилителя руля (если он есть). После того как колеса намертво блокировались, их  тормозные силы вроде бы  должны стать одинаковыми. На  деле это не всегда так. Вопрос – в условиях трения резины о покрытие: тут асфальт, там песок, грязь, лед и т. п. Представим, что  левые скребут асфальт, а  правые – лед. Разворачивающая сила огромная, больше 7000  Н, и  неуправляемая! Неопытный водитель моментально окажется на  встречке. Летом же  на  смену льду приходят длинные лужи, а с ними – аквапланирование колес. На скоростях, не достаточных для аквапланирования, часто возникает другая ситуация: например, перетормозил так, что левые колеса скользят юзом по мокрому асфальту, но машину сильно бросило к обочине! Оказывается, в этот миг правые колеса зарылись в глубокую лужу – и это она их тормозит столь замечательно.Задача № 29«ЛИКБЕЗ» В ГАРАЖЕ Вчера начальник учил нас: «Если я на «Волге» со скоростью 40 км/ч въеду в зад припаркованной машины, то повреждений у меня будет в три раза меньше, чем при ударе вдогон – когда скорость той машины 40, а моей 80 км/ч! Все объясняется разницей этих… как их там… кинетических энергий. У сына в учебнике сказано, что при увеличении скорости вдвое энергия растет в четыре раза! Значит, при ударе вдогон разница энергий будет ровно втрое больше. Не верите – проверьте!». Мне кажется, начальник что-то напутал. Но что? Надежда на вас, знатоки! Ответ с пометкой «Конкурс» отправьте до 1 июня 2010 года по адресу: 107045, Москва, Селиверстов пер., 10, или по e-mail: [email protected]. Укажите ваш контактный телефон или иной способ быстрой связи. Победителя мы назовем в августовском номере.184 За рулем 05/2010