ГРУЗОВИКИSCANIA R208 За рулем 05/2010 Титулярный советник«Скания» R-серии стала обладателем титула «Грузовик 2010 года». Перед началом продаж автомобиля в России с его возможностями познакомился Николай Мордовцев.С ПРИЦЕЛОМ НА РЕКОРДДвери и окна в обновленной кабине, а также многие панели остались в прежних размерах. Автомобиль получил современное габаритное освещение на светодиодах, новую решетку радиатора с крупной надписью: SCANIA. Гамма двигателей, впервые представленная еще в 2006 году, модернизирована с учетом норм Евро IV и Евро V. Среди особенностей конструкции – унифицированная поршневая группа единого диаметра 127 мм и раздельные головки для каждого цилиндра. (Рабочий объем изменяют, «играя» радиусом кривошипа и количеством цилиндров.) Пятицилиндровые дизели объемом 9,3 л мощностью от 230 до 320 л.с., рядные «шестерки» объемом 11,7 и 12,7 л, развивающие от 340 до 480 л.с., и вершина модельного ряда – моторы V8 объемом 15,6 л, их мощность – 500, 560, 620 л.с. Ходят слухи, что уже готова 700-сильная версия. С ее появлением «Скания» вступит в схватку за покупателя со своим земляком-конкурентом «Вольво» – его мотор D16 пока рекордсмен среди серийных 16-литровых двигателей: 660 л.с. Все представленные журналистам осенью 2009-го в Сёдертелье обновленные грузовики были оснащены автоматизированными электронноуправляемыми коробками передач«Оптикруиз». «Скания» издавна делает не только механические коробки, но и автоматы (с 1994 года) на их основе. Примечательно, что, в отличие от аналогов других производителей, в «Оптикруизе» механизм переключения с электропневмоуправлением установлен на обычную КП, поэтому отремонтировать ее можно в любом профильном сервисном центре. Другой важный компонент трансмиссии – гидравлический ретардер, смонтированный на задней стенке коробки передач.Я ЛЬ НА СВЕТЕ ВСЕХ УМНЕЕ?Фишка обновленной R-серии – система Driver Support. Шведы научили бортовой компьютер анализировать действия водителя по четырем основным критериям: реакции при движении по холмистой местности, способность предвидеть изменение дорожной обстановки, грамотность пользования основной и вспомогательной тормозными системами, а также правильный выбор передач при ручном управлении коробкой. Компьютер беспристрастно оценит стратегию человека за рулем – использует ли он накат, вовремя ли разгоняет автопоезд, чтобы вытащить его на подъем без существенной потери скорости, где без толку жмет на газ, а где нерационально тормозит…За рулем 05/2010 209 ГРУЗОВИКИ | SCANIA RНо если электронный надзиратель окажется излишне назойлив в своих подсказках, дальнобойщик найдет куда его отправить – вместе с советами. Зная эту особенность, к работе привлекли психологов. Поскольку в сильной половине человечества с рождения живет тяга к соревнованию, водителю предлагают на деле доказать, что он умнее электронного ящика. В качестве поощрения «вручают» звезды на дисплее. И на всякий случай добавлена оценка мастерства вождения в процентах – она должна стремиться к 100%. По результатам тест-драйва, проходившего на демонстрационномкольце «Скании» в Сёдертелье, журналисты, пользуясь подсказками не только дисплея, но и настоящего водителя-инструктора, очень быстро добились показателей в 75–80%, за что получили по четыре звезды. Игра на самолюбии сделала свое дело, а значит, и в России эта система у «Скании» тоже будет работать. К электронному учителю я тоже примерился, только с другой стороны: интересно, как он отреагирует на явные ошибки в вождении? «Гуру» пыхтел от недовольства, когда я цеплял правым колесом обочину, верещал зуммером, стремясь «разбудить» ме-ня, предупреждал о малой дистанции до впереди идущей машины, о недопустимости жать одновременно на газ и тормоз, лез со своими советами насчет переключения передач и, наконец, отчаявшись наладить контакт с таким, как я, «хроническим идиотом», зажег на дисплее надпись: «Непрофессиональное вождение». Кстати, подобный результат (две звезды, 19%) у наемного работника обязательно заинтересует начальника колонны или хозяина автомобиля. Тогда уже начнется настоящий анализ мастерства и стиля вождения, только оценки будут не в звездочках, а в рублях.Мягкая панель приборов и дорогие материалы в отделке интерьера – на зависть владельцам иных моделей бизнес-класса.В центре щитка приборов – табло электронного советника. Лучше, конечно, пять звездочек.Ширина спального места при сдвинутых вперед сиденьях увеличивается до 90 см. Собственная кофеварка позволит отказаться от «бочкового» кофе из термоса.Фары могут быть и ксеноновые, а светодиодные «габариты» совсем не боятся тряски.Аккумуляторы переехали в задний свес рамы (под пластиковой крышкой). На их традиционном месте расположился бак системы AdBlue с раствором мочевины. Емкость топливных баков может достигать 1500 л.210 За рулем 05/2010