172
173
РЕМОНТ И СЕРВИСКРАЙНИЙ СЛУЧАЙ ПЕРЕГРЕВ ДВИГАТЕЛЯТочка кипенияВерная примета жаркого лета – кипящие в пробках «чайники». Как не составить им компанию, расскажет Владимир Арбузов.КАК ЭТО РАБОТАЕТВзглянем на  схему. Когда мотор еще не  прогрет, охлаждающая жидкость циркулирует по малому кругу системы охлаждения: из  блока в  головку, далее по  шлангу  7 к  термостату  8. В  это время его основной клапан закрыт, а  открыт клапан малого круга, поэтому жидкость возвращается к насосу 9 и в блок. Режим прогрева исправного двигателя недолог (обычно не-сколько минут), и вскоре температура достигает расчетного значения. Следят за  ней несколько автоматических устройств. Обычно это вентилятор и термостат, но бывают и более сложные конструкции. Термостат реагирует на  высокую температуру  – открывает основной клапан, одновременно закрывая клапан малого круга, и жидкость по  шлангу  5 уходит в  радиатор. Отдав лишнее тепло набегающему по-току воздуха и  несколько остыв, она возвращается по  шлангу  6 в  водяной насос и  снова в  рубашку охлаждения двигателя. Большой круг замкнулся. Однако часть времени жидкость циркулирует одновременно по обоим кругам. Регулирует потоки термостат, следя за  температурами на  выходе из  головки блока и радиатора. Термодинамический КПД двигателя тем выше, чем сильнее он нагрет,РадиатОР Если он с пробкой, проверим ее герметичность. Подтекать не должна, иначе не исключено, что давление в системе атмосферное – и тосол кипел при вполне рабочей температуре мотора! Это же касается пробки на расширительном бачке. Прохудился радиатор – добавятся новые вопросы: где течет, можно ли починить? Бывало, его латали эпоксидными составами, холодной сваркой, автошпатлевкой, сырой резиной и т. д. конечно, не всякую течь удается законопатить. тогда проще снять пробку радиатора и ехать, доливая по мере надобности воду. Если течи нигде нет, проверим чистоту поверхности радиатора. Грязь снаружи, как шуба, мешает свободному проходу воздуха через соты, и жидкость просто не успевает остыть. Пока нагрузка на двигатель невелика, чумазый радиатор худо-бедно с делом справляется, но стоит дать газ – температура ползет вверх. Грязь придется убрать – например, размыть струей воды. Здесь главное – не перестараться с напором, чтобы не помять соты. ВЕНтилятОР Если автомобиль буксует на месте, а вентилятор не включается, двигатель перегреется даже в мороз. летом – тем более. На старых машинах в этой ситуации замыкали контакты термодатчика включения вентилятора. Не помогало – разбирали реле и соединяли его контакты или просто подключали вентилятор напрямую. На современном автомобиле с электронной системой управления двигателем снимем разъем с датчика температуры, который работает на контроллер, – при включенном зажигании вентилятор будет вращаться постоянно. сгорел электромотор – придется заменить его или ехать «со всеми остановками», время от времени давая мотору передышку для охлаждения. Охлаждающая жидкОсть Если жидкости в системе мало, перегрев гарантирован: в головке блока воздух, она почти не охлаждается. Блок цилиндров и головка расширены неравномерно – начинают коробиться. а если пузыри окажутся в насосе, тот теряет напор или вовсе отказывает. Но куда ушла жидкость? Проверим уровень масла – не исключено, что пробита прокладка головки блока и в картере вместо масла серая эмульсия. Без крайней необходимости ехать на ней нельзя! лучше уж на буксире. Надорванный шланг забинтуйте изоляционной лентой. а чтобы она, нагревшись, не разматывалась, закрепите шпагатом или вязальной проволокой. Если шланг порван поперек, можно вырезать из консервной банки полоску жести, свернуть трубкой, вставить в нее концы, состыковать – и тоже изолировать. тут выручат медицинский пластырь, бинт, жгут из аптечки, листовая резина и т. д. а чтобы заплатка не отвалилась, надо убрать избыточное давление в системе, сняв пробку, и ехать, следя за температурой и доливая воду.РасшиРитЕльНый БачОк Бывает, трескается расширительный бачок. Отремонтировать его на обочине почти невозможно – вряд ли у вас в машине случайно окажутся все нужные материалы и инструмент: электрофен или паяльник. Пусть уж система дышит через эту прореху, а мы просто добавим воды и потихоньку поедем, старясь не кипеть.172 За рулем 05/2010 Зависимость температуры кипения воды от давления в системе. Желтая зона – рабо­ чие давления.однако по ряду причин конструкторы вынуждены это ограничивать  – перегрев неминуемо приведет к  поломке мотора. Температуру охлаждающей жидкости современных двигателей стараются поддерживать на уровне около 100ºС, что при атмосферном давлении близко к точке кипения. Закипание  же в  системе охлаждения крайне нежелательно: пар резко ухудшает теплоотвод. И  хотя в  закрытых системах, с  давлением выше атмосферного, жидкость кипит при более высоких температурах, от  перегрева это не спасает. Более того, при резкой разгерметизации кипение становится столь бурным, что жидкость в  секунды вылетает наружу!Если стрелка указателя температуры прочно обосновалась в  красной зоне шкалы, а  тем паче когда изпод капота повалил пар, важно не паниковать, не  глушить мотор посреди шоссе! Следует съехать на  обочину, открыть капот и  выключить зажигание. Пробку системы не  трогать: машине это не поможет, а получить ожоги от  фонтана перегретого тосола – легко! Через минуту-две снова завести мотор – пусть насос прокачает жидкость. И  так несколько раз, пока она не  остынет градусов до  95. Это уменьшит риск коробления деталей. Спешить уже некуда, поэтому спокойно обдумаем дальнейшие действия.ЖИдКосТНый Насос если он приводится вместе с генератором, то при разрыве ремня вспыхнет красная лампочка разрядки батареи. сразу ясно – ставим запасной ремень или припоминаем «советы бывалых» на эту тему: сплетаем аналог из колготок, буксировочного троса и т. п. если насос работает от привода Грм, разрыв ремня перегревом не грозит – раньше остановится мотор. Но ведь возможна поломка самого насоса! можно его проверить, сжав шланг 5 при работающем двига­ теле и дав газу. есть напор – хорошо. еще надежнее снять шланг подогрева дроссельного узла и пустить двигатель. есть струя – насос работает.оТоПИТель радиатор отопителя постоянно соединен с рубашкой двигателя и тоже способен помочь его охлаждению. для отвода макси­ мума тепла стекла дверей нужно опустить и включить обогрев на полную мощность – не важно, с климат­контролем машина или с примитивной печкой. Но если мотор кипел, отопитель может и сам отказать – из­за газовых пробок. Иногда их изгоняют, про­ сто сжимая шланги рукой и отпуская – и тем самым заставляя жидкость пульсировать. Но возможны и осложнения. Так, некоторые «самары» удавалось избавить от воздуха, лишь подняв на полметра передок!1. схема закрытой системы охлаждения: 1 – радиатор; 2 – пробка системы; 3 – расши­ рительный бачок; 4 – вентиля­ тор; 5, 6 – шланги радиатора; 7 – перепускной шланг малого круга; 8 – термостат; 9 – насос; 10 – рубашка охлаждения двигателя; 11 – радиатор ото­ пителя.ТермосТаТ На нашей схеме красными точками показана условная граница малого круга, а черными – большого. случается, что после холодного пуска мотора термостат клинит на малом, тогда перегрева ждать недолго! об этом сообщит холодный радиатор и его нижний шланг. Термостат иногда «оживляют», резко постучав по корпусу ключом или отверткой. Попробуем. Не вышло – мотор все же заки­ пел? Тогда снимем с дроссельного устрой­ ства шланг подогрева, чтобы выпустить воз­ дух из рубашки охлаждения. Из радиатора и отопителя он уйдет по пароотводным шлангам в расширительный бачок. Через него же заполним систему водой. Затем включим в полную силу отопитель, откроем окна, чтобы самим не поджариться, и, следя за температурой, тихонько поедем. если путь неблизкий, есть более радикаль­ ный рецепт. Когда корпус термостата раз­ борный, можно выкинуть его внутренности, а выход на малый круг заглушить деревян­ ной пробкой. В неразборном термостате – решительно выломать клапаны плоско­ губцами и тоже заглушить малый круг. Это непростая операция, зато обеспечит цирку­ ляцию жидкости по большому кругу и позво­ лит ехать «на все деньги»! За рулем 05/2010 173