РЕМОНТ И СЕРВИСКРАЙНИЙ СЛУЧАЙ ПЕРЕГРЕВ ДВИГАТЕЛЯТочка кипенияВерная примета жаркого лета – кипящие в пробках «чайники». Как не составить им компанию, расскажет Владимир Арбузов.КАК ЭТО РАБОТАЕТВзглянем на схему. Когда мотор еще не прогрет, охлаждающая жидкость циркулирует по малому кругу системы охлаждения: из блока в головку, далее по шлангу 7 к термостату 8. В это время его основной клапан закрыт, а открыт клапан малого круга, поэтому жидкость возвращается к насосу 9 и в блок. Режим прогрева исправного двигателя недолог (обычно не-сколько минут), и вскоре температура достигает расчетного значения. Следят за ней несколько автоматических устройств. Обычно это вентилятор и термостат, но бывают и более сложные конструкции. Термостат реагирует на высокую температуру – открывает основной клапан, одновременно закрывая клапан малого круга, и жидкость по шлангу 5 уходит в радиатор. Отдав лишнее тепло набегающему по-току воздуха и несколько остыв, она возвращается по шлангу 6 в водяной насос и снова в рубашку охлаждения двигателя. Большой круг замкнулся. Однако часть времени жидкость циркулирует одновременно по обоим кругам. Регулирует потоки термостат, следя за температурами на выходе из головки блока и радиатора. Термодинамический КПД двигателя тем выше, чем сильнее он нагрет,РадиатОР Если он с пробкой, проверим ее герметичность. Подтекать не должна, иначе не исключено, что давление в системе атмосферное – и тосол кипел при вполне рабочей температуре мотора! Это же касается пробки на расширительном бачке. Прохудился радиатор – добавятся новые вопросы: где течет, можно ли починить? Бывало, его латали эпоксидными составами, холодной сваркой, автошпатлевкой, сырой резиной и т. д. конечно, не всякую течь удается законопатить. тогда проще снять пробку радиатора и ехать, доливая по мере надобности воду. Если течи нигде нет, проверим чистоту поверхности радиатора. Грязь снаружи, как шуба, мешает свободному проходу воздуха через соты, и жидкость просто не успевает остыть. Пока нагрузка на двигатель невелика, чумазый радиатор худо-бедно с делом справляется, но стоит дать газ – температура ползет вверх. Грязь придется убрать – например, размыть струей воды. Здесь главное – не перестараться с напором, чтобы не помять соты. ВЕНтилятОР Если автомобиль буксует на месте, а вентилятор не включается, двигатель перегреется даже в мороз. летом – тем более. На старых машинах в этой ситуации замыкали контакты термодатчика включения вентилятора. Не помогало – разбирали реле и соединяли его контакты или просто подключали вентилятор напрямую. На современном автомобиле с электронной системой управления двигателем снимем разъем с датчика температуры, который работает на контроллер, – при включенном зажигании вентилятор будет вращаться постоянно. сгорел электромотор – придется заменить его или ехать «со всеми остановками», время от времени давая мотору передышку для охлаждения. Охлаждающая жидкОсть Если жидкости в системе мало, перегрев гарантирован: в головке блока воздух, она почти не охлаждается. Блок цилиндров и головка расширены неравномерно – начинают коробиться. а если пузыри окажутся в насосе, тот теряет напор или вовсе отказывает. Но куда ушла жидкость? Проверим уровень масла – не исключено, что пробита прокладка головки блока и в картере вместо масла серая эмульсия. Без крайней необходимости ехать на ней нельзя! лучше уж на буксире. Надорванный шланг забинтуйте изоляционной лентой. а чтобы она, нагревшись, не разматывалась, закрепите шпагатом или вязальной проволокой. Если шланг порван поперек, можно вырезать из консервной банки полоску жести, свернуть трубкой, вставить в нее концы, состыковать – и тоже изолировать. тут выручат медицинский пластырь, бинт, жгут из аптечки, листовая резина и т. д. а чтобы заплатка не отвалилась, надо убрать избыточное давление в системе, сняв пробку, и ехать, следя за температурой и доливая воду.РасшиРитЕльНый БачОк Бывает, трескается расширительный бачок. Отремонтировать его на обочине почти невозможно – вряд ли у вас в машине случайно окажутся все нужные материалы и инструмент: электрофен или паяльник. Пусть уж система дышит через эту прореху, а мы просто добавим воды и потихоньку поедем, старясь не кипеть.172 За рулем 05/2010 Зависимость температуры кипения воды от давления в системе. Желтая зона – рабо чие давления.однако по ряду причин конструкторы вынуждены это ограничивать – перегрев неминуемо приведет к поломке мотора. Температуру охлаждающей жидкости современных двигателей стараются поддерживать на уровне около 100ºС, что при атмосферном давлении близко к точке кипения. Закипание же в системе охлаждения крайне нежелательно: пар резко ухудшает теплоотвод. И хотя в закрытых системах, с давлением выше атмосферного, жидкость кипит при более высоких температурах, от перегрева это не спасает. Более того, при резкой разгерметизации кипение становится столь бурным, что жидкость в секунды вылетает наружу!Если стрелка указателя температуры прочно обосновалась в красной зоне шкалы, а тем паче когда изпод капота повалил пар, важно не паниковать, не глушить мотор посреди шоссе! Следует съехать на обочину, открыть капот и выключить зажигание. Пробку системы не трогать: машине это не поможет, а получить ожоги от фонтана перегретого тосола – легко! Через минуту-две снова завести мотор – пусть насос прокачает жидкость. И так несколько раз, пока она не остынет градусов до 95. Это уменьшит риск коробления деталей. Спешить уже некуда, поэтому спокойно обдумаем дальнейшие действия.ЖИдКосТНый Насос если он приводится вместе с генератором, то при разрыве ремня вспыхнет красная лампочка разрядки батареи. сразу ясно – ставим запасной ремень или припоминаем «советы бывалых» на эту тему: сплетаем аналог из колготок, буксировочного троса и т. п. если насос работает от привода Грм, разрыв ремня перегревом не грозит – раньше остановится мотор. Но ведь возможна поломка самого насоса! можно его проверить, сжав шланг 5 при работающем двига теле и дав газу. есть напор – хорошо. еще надежнее снять шланг подогрева дроссельного узла и пустить двигатель. есть струя – насос работает.оТоПИТель радиатор отопителя постоянно соединен с рубашкой двигателя и тоже способен помочь его охлаждению. для отвода макси мума тепла стекла дверей нужно опустить и включить обогрев на полную мощность – не важно, с климатконтролем машина или с примитивной печкой. Но если мотор кипел, отопитель может и сам отказать – изза газовых пробок. Иногда их изгоняют, про сто сжимая шланги рукой и отпуская – и тем самым заставляя жидкость пульсировать. Но возможны и осложнения. Так, некоторые «самары» удавалось избавить от воздуха, лишь подняв на полметра передок!1. схема закрытой системы охлаждения: 1 – радиатор; 2 – пробка системы; 3 – расши рительный бачок; 4 – вентиля тор; 5, 6 – шланги радиатора; 7 – перепускной шланг малого круга; 8 – термостат; 9 – насос; 10 – рубашка охлаждения двигателя; 11 – радиатор ото пителя.ТермосТаТ На нашей схеме красными точками показана условная граница малого круга, а черными – большого. случается, что после холодного пуска мотора термостат клинит на малом, тогда перегрева ждать недолго! об этом сообщит холодный радиатор и его нижний шланг. Термостат иногда «оживляют», резко постучав по корпусу ключом или отверткой. Попробуем. Не вышло – мотор все же заки пел? Тогда снимем с дроссельного устрой ства шланг подогрева, чтобы выпустить воз дух из рубашки охлаждения. Из радиатора и отопителя он уйдет по пароотводным шлангам в расширительный бачок. Через него же заполним систему водой. Затем включим в полную силу отопитель, откроем окна, чтобы самим не поджариться, и, следя за температурой, тихонько поедем. если путь неблизкий, есть более радикаль ный рецепт. Когда корпус термостата раз борный, можно выкинуть его внутренности, а выход на малый круг заглушить деревян ной пробкой. В неразборном термостате – решительно выломать клапаны плоско губцами и тоже заглушить малый круг. Это непростая операция, зато обеспечит цирку ляцию жидкости по большому кругу и позво лит ехать «на все деньги»! За рулем 05/2010 173