136
137
138
КОМПОНЕНТЫИСПЫТАНО ЗР ОХРАНА ОТ УГОНАВолк и девять козлят на противоугонный ладПошла гулять очередная автомобильная страшилка: угонщики-де обзавелись новой «отмычкой», которая заменяет лежащий в кармане владельца брелок охранной сигнализации, причем любой. Нажмет злодей на кнопочку – и машина его… Но не так страшен волк, как его малюют! Старые сказки вспомнил Михаил Колодочкин.И КОЗЛЯТА ПОВЕРИЛИСказка про  волка и  козлят известна уже  лет  двести. Современное жулье усвоило ее  техническую подоплеку: чтобы проникнуть в  чужой дом, нужно заговорить голосом хозяина – и  тебе откроют. «Голоса» запоминают и имитируют так называемые кодграбберы: электроника умеет перехватывать высокочастотные сигналы, посылаемые родными брелоками, и подделывается под  них. Элементная база совершенствуется, размеры приборов стремительно сокращаются: то, что  вчера влезало разве что  в  че136 За рулем 05/2010модан, сегодня помещается в  пульт от  телевизора, в  мобильный телефон или даже в корпус обычного брелочка. Кстати, цена той  универсальной отмычки, о  которой пойдет речь, – 350  000  рублей. Нам  удалось раздобыть ее во временное пользование. Электронная начинка брелока рассчитана на  сотню различных «голосов»: они  имитируют сигналы множества как  штатных, так  и  покупных противоугонок. Проверять сотню мы  не  стали  – ограничились теми девятью системами, что  оказались под  рукой. Подключили. Провери-ли. После манипуляций с кнопочками брелока-отмычки все  девять послушно отреагировали на команды. Заходи, волк, в дом козы! Но нет повода паниковать – у нас, как и в сказке, все закончилось благополучно. Универсальной открывалкой попробовали отомкнуть системы, не  входящие в  «волчий» список, – четыре несанкционированному вторжению не  поддались… Невольно вспоминаешь других сказочных персонажей – поросят, которых жизнь научила: домик нужно строить все-таки не из соломы, а из камней! Каким образом волк смог запеть голоском нежного козьего создания – дело темное. Сказочники расходятся во мнениях: одни объясняют это  умением кузнеца, другие упоминают пирог с  медом… В  любом случае сперва надо услышать голос-первоисточник, а уж затем воспроизводить его. О правильном подходе к выбору противоугонки мы  писали не  раз  (ЗР, 2006, № 6; 2003, №  11). Тем, кто  попрежнему убежден, будто все они одинаковы, замечу, что  часть самых простеньких (их названий под  пытками не  скажу!) легко раскрывают все  свои тайны: достаточно пнуть машину по  колесу – и  их  убогая, лишенная энергонезависимой памяти электроника выдаст в  эфир информацию, достаточную для взлома. От  негатива – к  позитиву. Из  четырех систем, не  поддавшихся расшифровке нашим код-граббером, три  относятся к  так  называемому ди-ПОШЕЛ ВОЛК ВО КУЗНИЦУалоговому типу. Его  особенность – сложный алгоритм обмена информацией между брелоком и  базовым блоком системы. С его расшифровкой вору придется повозиться: простой перехват волны после нажатия хозяйской кнопочки не поможет. Пример в  нашем тесте показали питерские «Сталкер» и  «старлайны» с  грифом «Диалог». Существуют и  классические технические решения: столичный «Экселлент» – образец не  диалоговой, а  простой, но  грамотно сделанной противоугонки. Ее  разработчики прекрасно знакомы со  всеми код-грабберами и  пытаются идти на шаг впереди их создателей. А самая необычная новинка той же фирмы вообще не является противоугонкой! Действительно, что  делать тем, чья  машина оснащена какой-то противоугонкой, которая уже  вошла в  «волчий» список? Вариант – дополнить комплекс защиты какимнибудь механическим блокиратором.Даже те системы, которые называют вскрываемыми, можно попытаться защитить.Наверное, примерно по такой же методе кузнец выковывал волку козий голос… На экране осциллографа – результат работы замещающего граббера глазами инженера. Первый сигнал – родной, второй – скопированный. «Киллер» и «антикиллер» – групповое фото в знак взаимного признания технических заслуг. Код-граббер в корпусе стандартного брелочка обучен воспроизводить сигналы от сотни различных охранных систем, а содержимое белой коробочки в большинстве случаев мешает ему это делать. Потроха «антикиллера» – на фото: попробуйте скопировать… Ориентировочная стоимость антиграббера «Фантом» – 2500 рублей.«Мануфактурный» граббер – вершина деятельности гениев угонного ремесла. Он «знает» взломанные пароли систем кодировок всех популярных брендов. Устройство обрабатывает перехваченный сигнал, отлавливая совпадение алгоритмов родного брелока и кода брелока-дубликатора, – и с этого момента в руках угонщиков фактически клон брелока охранной системы. На картинке видны номер брелока и все, что угодно лихоимцу. За рулем 05/2010 137На правах рекламы КОМПОНЕНТЫ | ИСПЫТАНО ЗР ОХРАНА ОТ УГОНА ЧТОБЫ ВОЛК НЕ ПРОНИК В ПОМЕЩЕНИЕС этой компанией охранных систем брелок-злодей легко разделался.С  ним  машину, может, и  не  угнать, но вот от кражи вещей из салона припаркованного перед гипермаркетом авто не  спасет. На  сей  случай придуман антиграббер «Фантом». Устройство монтируют в  автомобиле и  подключают к  бортсети, «прописав» в  его  память позывные штатных брелоков. С этого момента все «просьбы» чужаков впустить их  внутрь антиграббер пресекает, мешая жулику записать правильный сигнал. Именно это свойство мы и проверили – поочередно подключали анти-граббер к  неудачникам нашего теста. Подтверждаем: устройство защиты работает! Панацеей его  назвать нельзя, однако в  сцепке с  ним  большинство популярных противоугонных систем умнеет на  глазах. Тут  и  сказочке конец? Не  будем торопиться: борьба светлых и  темных сил  никогда не  прекращалась и, к  сожалению, вряд ли  когда-нибудь закончится – просто она всякий раз выходит на  новый технический уровень. Так  не  упускайте инициативу, не  облегчайте жизнь злодеям!Они не поддались электронному взлому! Обращаем внимание, что все разработки российские: «Экселлент» – из Москвы, а «Сталкер» и «старлайны» – из Питера.• Зачем нужны дополнительные противоугонки, если машина застрахована? Чтобы машину все-таки не угнали! Надо учесть, что полную компенсацию за угнанную машину вы не получите никогда. Прикиньте потери в компенсации, вызванные возрастом машины, стоимость украденного вместе с нею дополнительного оборудования, сумму, уплаченную за каско, и расходы на страхование нового автомобиля (который, к слову, придется долго ждать: покуда выбьете из страховщика деньги и соберете недостающую сумму, пока придет заказанная машина…). По опыту, владелец угнанного «Паджеро» теряет стоимость «Лансера». • Почему американские и японские машины, в отличие от европейских, не боятся глушилок? Боятся! Другое дело, у нас рабочая частота автосигнализаций – 433,92 МГц, а, например, в Америке – 315 МГц. Поэтому одним и тем же прибором их не взять. Кстати, престижные европейские модели начинают переползать в диапазон 800 МГц. Еще одно средство, не реагирующее на обычную глушилку, – система «свободные руки»: у владельца в кармане лежит метка, а машина снимается с охраны при касании ею дверной ручки. Такие авто также могут не реагировать на стандартную электронную отмычку, поскольку опрос метки идет на иных частотах. • Чуть не все авто снабжены штатными охранными системами производства серьезных фирм. Так зачем дополнительные? Штатную систему угонщику не нужно «вычислять» – ее он знает наизусть. Почти в любой есть бреши, через которые легко проникнуть в машину. Скажем, во многих японских авто функция «черный ход» (black door) предусматривает отключение иммобилайзера штатными органами управления. И еще. Для кого-то это станет откровением: автозаводы зачастую делают так, чтобы при открывании дверей штатным ключом (когда иссякнет заряд в батарейке брелочка) автоматически отключалась вся «светомузыка» – от звуковых до световых сигналов. Зачем, мол, лишний шум? Словом, во многих случаях одной штатной системы для надежной защиты движимой собственности недостаточно. • Зачем устанавливать противоугонку на заведомо непрестижный автомобиль? В голову не придет назвать престижным «Москвич-2141», однако и их угоняют – на разборку. Сегодня основной доход в своем бизнесе угонщики делают не на машинах под ездоков, а на запчастях для массовых моделей. Спрос на детали не снижается: заканчивается гарантия, клиент уходит от официалов в более дешевые сервисы и вообще пытается экономить на чем только можно. Так что, когда вам предложат походившую, но исправную коробку-автомат по сходной цене, задумайтесь о ее происхождении… Впрочем, это уже другая тема.138 За рулем 05/2010