ЭКОНОМИКАОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ГИБРИДНЫЕ МАШИНЫКлюква развесистаяОС программой создания нового городского автомобиля, который разрабатывают компании ОНЭКСИМ и «Яровит», познакомился Игорь Моржаретто, и проект его не вдохновил.товой платформе, но придется ку пить лицензию, а она обойдется в 150– 300 млн. долларов. Столько же – на адаптацию под новую силовую установку. Ее предстоит еще соору дить или опять же купить лицензию (во что это станет, см. выше). Кто раз рабатывает, у кого покупают? Заявленных инвестиций хватит разве что на... Даже не знаю, на что! Прикиньте, в начале весны компа ния «Ниссан» получила от правитель ства США почти 1,5миллиардный за ем на запуск в массовое производ ство электромобиля LEAF. Созданно го, между прочим, на платформе се рийной модели «Ноут». «Подъемные» выданы в рамках национальной про граммы стимулирования разработ ки и запуска в производство экологи чески чистых автомобилей, одобрен ной Конгрессом СШA, ее суммарный бюджет – 25 млрд. долларов (это вам не затея группы лиц, одержимых бла городными помыслами). Теперь срав ните. На прямой вопрос, кто именно все это вам разрабатывает, презента торы проекта российского гибридомо биля ничего конкретного не ответили. Дескать, речь о неких замечательных организациях и отдельно взятых уче ных, все – сплошь увлеченные энтузи асты. Настолько увлеченные, что пла тить им не надо? Опятьтаки сопоставим: «Ми цубиси» и французский консорциумPSA объявили, что к концу года в Ев ропе начнут продавать электромо били «Мицубиси iMiEV», «Ситроен CZero» и «ПежоiOn» по цене от 30 до 45 тыс. евро. Сегодня самый де шевый гибрид «ТойотаПриус» стоит около 40 тыс. долларов. Зная эти циф ры, как прикажете реагировать на за явление о том, что «российский ги бридомобиль» будет стоить у дилеров чтото около 7,5 тыс. евро (если кон вертировать рублевую цену)? И еще при этом – ездить? Слишком хорошо, чтобы это было правдой. Как назовешь «увлеченных эн тузиастов», собирающихся совер шить прорыв в автомобилестроении, не имея ни опыта работы в отрас ли, ни квалифицированных кадров, ни производственной базы, ни си стемы поставщиков компонентов – и при мизерном для такого дела фи нансировании? Как минимум людьми наивными. Но ведь господина Прохо рова, главу Группы ОНЭКСИМ, ини циировавшего программу, наивным не назовешь – то, что бизнесмен уме ет зарабатывать деньжищи на про мышленном производстве, он доказал. Тогда как? По мнению многих специа листов, вкладываясь в эту «инноваци онную разработку», один из ведущих отечественных миллиардеров зараба тывает баллы в глазах российских вла стей – чтобы потом эти виртуальные баллы конвертировать в преферен ции для продвижения других проек тов своего многопрофильного бизне са. Очень похоже на правду... В юмористической программе «ПрожекторПэрисХилтон» Михаил Прохоров предложил ведущим пе редачи придумать имя будущему го родскому автомобилю. Сошлись бы ло на «Облепихе» (ягодное название по аналогии с «Калиной»), но реши ли не спешить – сокращенные вари анты, с какой стороны ни усечь сло во, получаются больно непристой ными… А не объявить ли, возникла тут же идея, всероссийский конкурс Очень хотелось бы погордиться за отечественный автопром, кабы на новое название с серьезным при инновационная разработка «гибридомобиль» удалась. Но пока зовым фондом? Предложение ЗР – все, что о ней рассказывают отцы идеи, выглядит прекраснодуш «Клюква». Во всяком случае, проекту оно подходит. ными мечтаниями. Мы рады бы ошибиться, да вряд ли. начале очередного этапа раз работок объявили гене ральный директор Группы ОНЭКСИМ Дмитрий Разумов и председатель совета директоров «Яро вит Моторс» Андрей Бирюков. Правда, теперь машину называют не электро мобилем, как еще недавно, а «гибридо мобилем». Двигатель крутит генератор, тот питает электромоторы и заряжает батареи. Основные характеристики та ковы: пробег – до 400 км (при макси мальной скорости 120 км/ч), расход то плива – не более 3,5 л на 100 км. До кон ца года разработчики обещают собрать три прототипа на новой универсальной платформе. Тогда же начнется строи тельство завода в Тольятти, который че рез полтора года сможет производить 10 тыс. машин. Автомобиль будет даже дешевле, чем заявляли до сих пор: це на – от 300 до 450 тыс. рублей. За счет чего, какими силами и когда все это собираются реализо вать? ОНЭКСИМ выделяет 150 млн. евро. Создать с нуля автомобиль за такие деньги нереально: цена лю бого из развернутых в РФ сборочных производств иностранных концер нов начинается с 300 млн. На разра ботку же новой платформы требуется от 1 млрд. долларов. А потом все сде ланное нужно еще и продать, что со всем не просто... Такое транспортное средство, ко нечно, можно построить на уже го190 За рулем 06/2010