165
РЕМОНТ И СЕРВИС | ПРАКТИКА ДРОССЕЛЬНЫЙ УЗЕЛКульт просветаБлагодаря возросшим возможностям современных систем впрыска чистить дроссельный патрубок можно реже, напоминает Борис Ездаков.Заправлять бак где попало  – все равно, что кушать шаурму на обочине. Однако не слушаем голос разума, неспроста у  нас на  каждом углу промывают инжекторы и  перепрошивают блоки управления. Было бы полезно ввести в сервисную книжку и  промывку дроссельного патрубка  – он ведь страдает не  меньше. Когда моя «Калина» стала глохнуть на  холостом ходу, пришлось вспомнить об  этом устройстве. Промывая его, я  пришел к  любопытному решению. Вентиляция картера устроена так, что большой контур выбрасывает картерные газы в  пространство перед дроссельной заслонкой: когда она открыта, весь поток газов легко проходит в  задроссельное пространство. Есть еще и  малый контур: когда заслонка закрыта, газы отсасываются в  пространство за  ней через жиклер диаметром 1,5  мм. Если он засоряется, малый контур перестает выполнять свою функцию, газы отсасываются только через отрегулированный на  заводе просвет в  волос между кромками заслонки и  стенками патрубка (соответствующий угол открытия заслонки называют начальным углом). В результате на конусе и штоке регулятора холо-стого хода и возле кромок заслонки появляется все больше отложений. Если конус и  шток начинают заедать, регулятор перестает выполнять некоторые команды контроллера. И тогда, при недостаточном расходе воздуха через него, холостой ход становится неустойчивым либо вовсе пропадает. С  этой бедой чаще сталкиваются те, у кого моторы подолгу молотят на холостом ходу в дорожных пробках. Уменьшить загрязнение регулятора холостого хода можно, расширив ту самую щель шириной в  волос. Проще всего было  бы воспользоваться регулировочным винтом, но его так крепко зафиксировали на заводе, что стронуть с  места не  удалось. Тогда я поставил на рычажок привода заслонки ограничивающую прокладку. С помощью набора щупов определил следующее: если мотор был прогрет, а перед установкой очередного щупа его выключали, а затем заводили, то вплоть до толщины щупа 1,2 мм обороты сохранялись. При  этих условиях система сама подстраивается к изменившемуся положению заслонки. Лишь со  щупом 1,4  мм запаса адаптации стало не  хватать  – обороты начали расти. На моем автомобиле оптимальной оказалась прокладка толщиной 0,8 мм.Набором щупов можно определить предельно возможную толщину регулировочной прокладки.Регулировочную прокладку ставим, как показано на снимке.Результат  – чистить дроссельный патрубок приходится реже. На старых вариантах впрыска (например, на  первых ВАЗ-2110, без  датчика кислорода и нейтрализатора) увеличение начального угла открытия дроссельной заслонки влияет на  токсичность отработавших газов. Владельцу пришлось бы вспомнить прежние приемы регулировок – с применением СО-потенциометра или  сканера (на переходных моделях).На правах рекламыЗа рулем 06/2010 165