156
157
ТЕХНИКАНОВИНКИ, ИССЛЕДОВАНИЯ, ИЗОБРЕТЕНИЯЛазер-искусникАрмированные различными волокнами пластики (например, стекло- или  углепластики) могли  бы считаться идеальным материалом для автомобильных кузовов: не  ржавеют, на  20% легче алюминия и на 70% – стали, необычайно прочные… Вот толь-Нагретые лазером участки тут же спрессовываются в монолит. Опять слой за слоем, но очень быстро и без последующей сушки всей детали в печи.ко получить из  них деталь нужной формы, тем более сложной, очень дорого. Потому и находят такие пластмассы применение либо в  мелкосерийных суперкарах, либо в  болидах Формулы-1, либо в  авиации, где граммы – на вес золота. Изготовление кузовных панелей до сих пор напоминало выклеивание игрушек из  папье-маше: на болванку слой за слоем укладывают листы стекло- или углепластика, намазывают каждый клеем и долго сушат в печи, принимая специальные меры, чтобы не «ушли» нужные размеры. И вот – прорыв! На выставке JEC Composites Show в Париже ученые из Фраунгоферовского института показали, как автоматизировать процесс с  помощью лазера. Ленты пластика разогреваются лучом в  точно дозированной степени, а затем все вместе они спрессовываются в деталь нужной формы. Спрос на подобную технологию сегодня настолько высок, что уже при демонстрации установки-прототипа ею всерьез заинтересовались весьма известные фирмы.Мигалки в балкеПока у  нас идет борьба с  мигалками, в  Германии думают, как бы сделать их экономичнее, долговечнее... и  аэродинамичнее. На  международной выставке эвакуаторов, прошедшей в  Касселе, был представлен новый подход к спецсигналам. Мигалка Hella Raptor+ балочной конструкции уже внешне отличается малой высотой, что заметно снижает аэродинамическое сопротивление. Поскольку для эвакуаторов эта проблема, в  силу невысоких скоростей движения, явно не главная, создавалась новая модель с  прицелом на  машины спецслужб: «скорые», полицейские, пожарные. Заглянув внутрь «люстры», вы не  найдете в  ней ни  ламп-вспышек, ни  вращающихся рефГлавное, чтобы такая мигалка была «у кого надо мигалка».лекторов – только линейки особо ярких светодиодов разных цветов. Управляющая электроника заставляет их вспыхивать, изображать бегущие огни и  даже подсвечивать рабочее место рядом с машиной. Новинка не боится вибраций, потребляет в  несколько раз меньше энергии и,  как уверяют разработчики, не  требует замены «лампочек» на протяжении всего срока службы, который весьма велик – десятки тысяч часов!Лошадиные силы... из водкиОхлаждение наддувного воздуха позволяет закачать в  цилиндры больше смеси и,  соответственно, повысить мощность двигателя. Обычно такое охлаждение осуществляют в  специальном радиаторе  – интеркулере. Однако в  тюнингованных машинах, то есть когда наддув не установлен на заводе штатно, места для довольно громоздкой детали под капотом может и не хватить. Фирма TurboZentrum из  Берлина предлагает обратиться к  незаслуженно забытому способу охлаждения воздуха – впрыску воды или смеси воды со спиртом. Распыленный «водочный» туман моментально испаряется и в полном соответствии с  законами физики охлаждается. Градусов на  55! Спирт при этом не только предохраняет от замерзания зимой, но  и  препятствует обеднению горючей смеси при повышенном давлении наддува. Все описанное давно известно и  применялось в авиации, двигателях дрэгстеров, болидах WRC. Но156 За рулем 06/2010Набор Boost Coolers может работать на воде, этаноле или метаноле – их применение в Германии не запрещено.вое заключается в появлении набора Boost Coolers, содержащего все необходимое для самостоятельного монтажа, включая насос высокого давления для впрыска спиртово-водной смеси. Фирма гарантирует исправную работу всей системы в течение двух лет. Но сохраняется ли гарантия производителя самого автомобиля? Об этом ничего не сообщают… Материалы рубрики подготовил Алексей Воробьев-ОбуховИнерция «Порше»Кто из нас не играл в детстве с инерционной машинкой! Разгонишь ее, раскрутишь маховик  – и она едет, и едет, и едет… Вот и в гоночном гибриде «Порше-911 GT3 R Hybrid» разработчики решили аккумулировать энергию в механическом накопителе, а  не  в  аккумуляторе, как это делают обычно. Но и без электричества не обошлось. При торможении колеса вовсе не  соединяются с  маховиком, а  вращают ротор генератора. Тот, в  свою очередь, с  помощью электромотора раскручивает маховик, чтобы при последующем разгоне он отдал накопленное колесам, притом снова через всю указанную выше цепочку, в которой генератор и электромотор поменялись ролями. Двух секунд торможения достаточно, чтобы раскрутить маховик до максимума: 40 000 об/мин. И этого хватит на снабжение двух электромоторов мощностью 120 кВт на протяжении 8 с. Такие параметры пока недоступны системам рекуперации с аккумуляторными батареями. В  заездах на  Северном кольце Нюрбургринга гибридный «Порше» заряжал маховик в  среднем при прохождении каждого второго поворота. Вся система (включая тяговые электромоторы, маховик и силовую электронику) весит не так много – около 150 кг. Но станут ли массовые (ес-Расположив­ шийся между сиденьями инерци­ онный накопитель энергии чем­то похож на малень­ кий НЛО. Внутри, однако, иноплане­ тян нет – только маховик и обмотки двигателя.ли можно так сказать) модели «Порше» инерционными, пока неясно. Предстоит еще выяснить, как поведет себя раскрученный маховик при столкновении. Соприкасаясь с кожухом, он останавливается за 0,5 мс – представляете, какая при этом выделяется энергия! И  еще: из  соображений безопасности эксплуатации привод маховика обесточивается, как только скорость автомобиля падает ниже 7 км/ч. Так что при каждом старте накопитель «пуст». И это уже аргумент скорее в пользу аккумуляторных гибридов.На правах рекламы