158
159
160
161
РЕМОНТ И СЕРВИСТЕСТ-РЕМОНТ CITROEN BERLINGO FIRST (2004 – н.в.)Починка обувиГрузопассажирские легковушки типа «Ситроена-Берлинго» часто называют «каблучками». С приемами «сапожников», знающих толк в их ремонте, ознакомился Игорь Козлов. Фото Георгия Садкова.158 За рулем 06/2010Машинам такого рода некогда простаивать в  ремзоне  – им работать надо и приносить прибыль. Не потому ли некоторые владельцы, едва закончится гарантия на  авто, проводят плановые  ТО самостоятельно, чтобы сэкономить время и  деньги? Подскажем, что по  силам сделать самому, а  что стоит поручить сервису. Речь пойдет обо  всех версиях  – и  с  бензиновыми моторами 1,4 и  1,6  л, и  с  дизелем (им комплектовали главным образом грузовые фургоны). Причем все сказанное о  «Ситроене-Берлинго» можно отнести к  «Пежо-Партнер»: эти машины  – братья-близнецы. С заменой масла в двигателе справитесь наверняка. Доступ к  фильтру приемлемый во  всех версиях. На  бензиновых моторах выкручиваем пластиковый колпачок и  меняем картридж. Заворачивая колпачок на  место, соблюдаем момент затяжки: 25  +  5  Н·м. На  дизеле фильтр цельный, в  привычном неразборном корпусе. Отвернуть его, имея съемник, труда не  составит, а  вот вынуть из  подкапотного пространства мешают трубки ГУРа. Лучше снять защиту моторного отсека (потребуется отвернуть пять болтов под ключ «на 10»), чтобы работать снизу. Механические КП типа ВЕ4 (вариантов «Берлинго» с  автоматом не  существует), по  сути, одинаковы. Контрольной пробки здесь нет, только сливная, расположенная под левым ШРУСом. Это плохо! Если коробка подтекает (чаще – по штоку выбора передач), то  непонятно, сколько масла надо добавить. Сливаем отработку и  через сапун, сняв с  него пластиковый колпачок, заливаем ровно 2  л свежего масла. Советуем сразу  же изготовить простейший щуп, например, из старого гибкого вала (тросика) спидометра. Вставив его во  втулку сапуна, делаем надфилем две риски: одну по  границе масляного следа, другую по  срезу сапуна, который и  станет точкой отсчета. Благодаря этому объем возможных утечек легко вычислить. Не  исключено, что доливом масла надолго оттянете дорогостоящий ремонт. С  заменой охлаждающей жидкости тоже не  все просто, поскольку в  радиаторе нет ни  сливного краника, ни  пробки (за  это снижаем машине оценку). Сливать жидкость придется в  широкую емкость, сняв нижний патрубок радиатора. Работаем аккуратно, чтобы не  облиться и  тем бо-ТЕКУЩИЕ ЗАТРАТЫ Привод ГРМ двигателя 1,4  л сравнительно прост, но  главное  – для его замены не  требуются приспособления. Даже снять шкив коленвала труда не составит, поскольку он закреплен тремя болтиками (центральный болт отворачивать не  нужно). Единственное неудобство – надо снимать правую опору, для чего придется вывешивать силовой агрегат. Если вам когда-либо приходилось менять зубчатый ремень на  «самаровском» восьмиклапаннике, то с  дальнейшими трудностями, скорее всего, справитесь. Тем более что натягивать ремень у  «Берлинго» намного проще благодаря полуавтоматическому натяжителю. Важно лишь совместить мушку на  подвижном секторе со стрелкой на неподвижном, и тогда за  правильность натяжения можно не  беспокоиться. Не  забудьте только тщательно проверить помпу: не должно быть люфта и  ощутимого переката шариков! Разумеется, придется снимать и  поликлиновый ремень. С  его натяжением тоже не  ошибетесь: привод – с автоматом натяжителя. Такой  же автомат есть и  на  двигателе 1,6  л, поэтому поменять ремень вспомогательных агрегатов и  здесь сравнительно несложно. А  вот за  замену привода ГРМ, не  имея оправок, лучше не  браться. Вообще-то, изготовить такие приспособления несложно (см. фото): крючок для стопорения маховика двигателя выгибаем из  6-миллиметрового прутка, а вместо штифтов для фиксации шкивов распредвалов годятся обычные сверла. Натяжитель, как и на моторе 1,4 л, полуавтоматический. Прежде чем приподнимать силовой агрегат для снятия правой опоры, подложите деревянный брусок между домкратом и поддоном картера двигателя – он здесь легкосплавный и довольно хрупкий, а  брусок равномерно распределит нагрузку. Больше всего оправок требуется при замене привода ГРМ дизеля. В дополнение к  перечисленным выше нужен еще Г-образный ключ под квадратЗУБАСТЫЙ РИСУНОКВИЗИТНАЯ КАРТОЧКАлее не ошпариться. Залив свежий антифриз, не забудьте удалить воздух из системы. Для  этого на  верхнем патрубке отопителя есть штуцер, а  на  бензиновых моторах еще и второй – на корпусе термостата, через который выпускаем воздух в  первую очередь. Если предстоит замена привода  ГРМ, жидкость пока не заливаем, ведь, возможно, придется менять и помпу.«на  8» и  грузик на  веревочке  – чтобы, повесив его на ключ, взвести натяжной ролик тарированным моментом. Все сложности из-за того, что динамометрическим ключом не подлезешь – мешает лонжерон. В  общем, не  обольщайтесь высокой оценкой за эту операцию. Она относится к  машине с  мотором 1,4  л  – подопытной в этом тесте. Если ваш автомобиль оснащен бензиновым двигателем 1,6  л или дизелем, то,  пожалуй, замену привода ГРМ лучше доверить специалистам. Просят за эту операцию около 5 тыс. рублей.ТОЛЬКО НЕ РАСКОЛИТЕCitroen BerlingoДебют: 1996 год. В 2004-м модель подверглась рестайлингу. В 2010 году представлена новая версия. КУЗОВА: грузопассажирский универсал, фургон. ДВИГАТЕЛИ: бензиновые – 1,4 л, 75 л.с.; 1,6 л, 110 л.с.; дизельный – 1,9 л, 71 л.с. КОРОБКА ПЕРЕДАЧ: М5. ПРИВОД: передний. КОМПЛЕКТАЦИИ: 1,4 Х, 1,4 Multispace, 1,6 SX, 1,6 Multispace, 1,9 DX. ЦЕНА В АПРЕЛЕ 2010 ГОДА: 362 000–434 000 руб.НЕКОТОРЫЕ РАБОТЫ ПО ЗАМЕНЕ Наименование позиции Масло в двигателе, масляный фильтр Воздушный фильтр Фильтр салона Топливный фильтр Свечи зажигания Ремень привода навесного оборудования Ремень ГРМ Масло в МКП Антифриз в системе охлаждения Жидкость в приводе тормозов*Проверка состояния, замена при необходимости. **Интервал замены, рекомендованный дилерами.Периодичность, тыс. км (лет) 15 (1) 15 15 30 30 15* 60 100** (5) (2)Замена воздушного фильтра на бензиновых версиях отличается лишь нюансами: на  обеих из-за негнущегося патрубка к дроссельному узлу проще снять корпус фильтра целиком и уж затем его располовинить, выкрутив пять саморезов крышки. На моторе 1,6  л корпус крепится болтом под ключ «на 10», а на 1,4-литровом – пластиковым фиксатором, который надо повернуть на 90º. Разумеется, и там и  здесь прежде снимаем воздуховод, распускаем хомут патрубка дроссельного узла и отсоединяем от него шланг вентиляции, нажав желтый фиксатор на наконечнике. Для  замены свечей зажигания откручиваем шесть саморезов декоративной накладки двигателя (мотор 1,6  л) и  болты модуля зажигания. Далее снимаем целиком шланг вентиляции картера, нажав на  желтые фиксаторы трех наконечников, и  отводим его в сторону. На двигателе 1,4 л, кроме того, отсоединяем четыре электрических разъема: с  дроссельного узла, датчика абсолютного давления, подогревателя шланга вентиляции картера и  модуля зажигания. Покачивая, вынимаем модуль из  свечных колодцев и, чтобы случайно не уронить, укладываем его подальше от зоны работ. (Если модуль упадет, наверняка расколется.) Свечи – под ключ «на 16». Бензиновый фильтр расположен под днищем, в  передней части бака. Для  замены нужна смотровая канава или эстакада. Зато наконечники шлангов легкосъемные, инструмент не  понадобится. Фильтр дизеля стоит непосредственно на  двигателе. Для  доступа к нему надо вынуть две пластиковые клипсы и  снять накладку двигателя. Далее нажимаем на язычок хомута, высвобождая «елочные» зацепы, и,  сняв хомут, приподнимаем крышку корпу-ПРИМЕРНАЯ СТОИМОСТЬ ЗАПЧАСТЕЙ У ДИЛЕРОВ Запчасть Крыло переднее Передний бампер Блок-фара Капот Фильтр масляный/воздушный/ топливный/салонный Свечи зажигания, комплект Ремень ГРМ в комплекте с роликом Ремень поликлиновый Автомат натяжителя поликлинового ремня Тормозные колодки передние/ задние ПРИМЕРНАЯ СТОИМОСТЬ НЕКОТОРЫХ РАБОТ У ДИЛЕРОВ Работа Компьютерная диагностика двигателя Замена масла и фильтра двигателя Замена фильтра воздушного/ топливного/салонного Замена свечей зажигания Замена привода ГРМ Замена ремня навесных агрегатов и ролика натяжителя Замена охлаждающей жидкости Замена масла КП Замена тормозных колодок передних/задних Нормочас Стоимость, руб. 480 640 480/640/320 800 3360 1440 1440 800 1120/2720 1600* Стоимость, руб. 5170 12 400 7430 15 520 560/500/460/960 1370 3240 1110 2740 3060/7800*Для автомобилей старше двух лет стоимость нормочаса в «Ситроен Центр Москва» – 1250 руб.За рулем 06/2010 159 РЕМОНТ И СЕРВИС | ТЕСТ-РЕМОНТ CITROEN BERLINGO FIRST (2004 – н.в.)Менять воздушный фильтр проще, если снять корпус целиком. Для этого отсоединяем воздухоприемник и, повернув пистон (показан стрелкой) на 90°, подаем корпус к аккумулятору и вверх. Вид на поликлиновый ремень снизу. Ослабляем натяжение ремня поворотом болта натяжного ролика (стрелка). При этом будьте осторожны – не пораньтесь о близко расположенный лонжерон. Так выглядит комплект приспособлений для замены привода ГРМ дизеля. Для бензинового TU5 груз и четырехгранник с цепочкой не нужны – там полуавтоматический натяжитель. Нажав на желтые клипсы (одна из них показана стрелкой), снимаем шланг вентиляции картера и отсоединяем электроразъемы. Болты модуля зажигания выкручиваем высокой головкой «на 10». Привод ГРМ мотора TU3 прост. При сборке важно четко совместить стрелку с мушкой на натяжителе (обведены кружочком) и обязательно проверить состояние помпы.Регулировка зазоров в клапанном механизме мотора TU3 требуется нечасто. Процедура сравнительно проста: отпустив контргайку, вращаем винт на коромысле (как на «москвичах»). Доступ к поворотнику и лампе Н4 хороший. А вот вынимать патрон габаритки трудно – тесновато. Если не справитесь, выньте основную лампу: без нее доступ лучше.Чтобы не обломить белые клипсы (стрелки), нажимая на них при отсоединении наконечников, сперва сместите последние к фильтру. И проложите под штуцеры ветошь, чтобы не облиться топливом. Прежде чем снимать фонарь для замены ламп, освободите упор двери и распахните ее до конца – будет удобнее ударить по колпаку, освобождая хватку фиксаторов.Лючок салонного фильтра сдвигаем от центра машины и, сняв его, вынимаем элемент вниз. На некоторых версиях лючок дополнительно зафиксирован саморезом.160 За рулем 06/2010 ОЦЕНКА ТРУДОЕМКОСТИ ОБСЛУЖИВАНИЯ*Название операции Замена масла в двигателе Замена воздушного фильтра Замена топливного фильтра Замена свечей зажигания Замена ремня навесных агрегатов Замена привода ГРМОписание операции Хороший доступ к фильтру На пластиковом кончике щупа плохо виден след свежего масла Элемент укладывается только в одном положении Надо снимать корпус, туговат крепеж Не требуется инструмент Нужна смотровая канава или эстакада Продуманный доступ Нужен ключ с карданчиком и высокая головка «на 10» Простая схема укладки ремня, есть автомат натяжителя Тесновато из-за близости лонжерона Удобный полуавтомат натяжителя, не приходится отворачивать центральный болт шкива Надо снимать опору силового агрегата; тесно из-за близости лонжерона Есть сливная пробка на блоке двигателя и клапаны для удаления воздуха из системы Нет сливной пробки на радиаторе Приемлемый доступ к сливной пробке и сапуну Нет ни щупа, ни контрольной пробки Привычная конструкция передних механизмов Сложно снять ступичный колпачок, не повредив его Удобный доступ Можно сломать пистоны шумоизоляции Не нужно снимать соседние детали Сложновато вынуть патрон габаритки Хороший доступ к дополнительному стоп-сигналу Основные фонари надо снимать; хрупкие рассеиватели подсветки номера Итоговая оценка4 3,5 4 4 4 4 3,5 3,5 3,5 4,5 4,5 3,5Замена ОЖ двигателя Замена масла в МКП Замена тормозных колодок Замена салонного фильтра Замена ламп в головных фарах Замена ламп в фонарях*Авто с мотором TU3 (1,4 л) в сравнении с «Ладой-Приора», трудоемкость обслуживания которой условно оценена в 4 балла по 5-балльной шкале (ЗР, 2008, № 1).са. Внутри картридж, который и меняем. После сборки обязательно выгоняем весь воздух, нажимая на  плунжер прокачного насоса, что расположен левее корпуса. Потеря герметичности корпуса приводит к  подсосу воздуха в топливную магистраль. Первый признак этого – затрудненный пуск дизеля. В этом случае меняем фильтр в сборе. С заменой передних колодок трудностей не  возникло. Сзади сложнее, поскольку тормозной барабан выполнен заодно со  ступицей, для доступа к гайке которой нужно снять колпачок. Его легко повредить, поэтому запаситесь парой колпачков заранее. А  заодно и  гайками ступиц  – они по  регламенту тоже одноразовые. И не уповайте на  большой ресурс задних колодок (100–120  тыс.  км)! Профилактику механизмов надо производить не  реже чем каждые 40–60 тыс. км, иначе могут и закиснуть.Лампочки в  фарах более или менее доступны, чего не  скажешь о  задней оптике. Здесь только к  дополнительному стоп-сигналу доступ продуманный: нажав на  кругляш сбоку накладки, снимаем ее и добираемся до лампочек. С фонарями, которые надо снимать, повозитесь гораздо дольше. Вопреки замыслам конструкторов, пластиковую гайку-барашек рукой не стронешь, понадобятся пассатижи, а чтобы высвободить две защелки, дополнительно удерживающие корпус на  кузове, нужно ударить по  колпаку. Причем в поперечном (к оси авто) направлении и  с  определенным усилием. Ударишь слабо – зацепы не выйдут, а перестараешься – фонарь расколешь. За это и снизили оценку. Благодарим компанию «Ситроен Центр Москва» за помощь в подготовке материала.На правах рекламы