КУРЬЕРПОБЕДА-65Помним, чтим, благодаримТак можно выразить суть десятков откликов на обращение редакции вспомнить тех, кто воевал за рулем. В письмах род-ных и друзей военных шоферов много добрых слов об этих людях, гордость за их ратный труд, немыслимую выносливость и мастерство на фронтовыхдорогах, где без знания техники, умения владеть ею, без смелости и отваги не победить... Мы продолжаем публиковать ваши письма. Ждем сообщений!Галиулл Зарипович Зарипов (1910–1942)Алексей Иванович Сурайкин (1918–1990)Самый распространенный лендлизовский грузовик «Студебекер».Мой отец из крестьян, родился в мордовском селе Ичалки. С 1939 года в армии. Как сказано в военном билете, «специалист колесных машин, водитель-шофер». Участвовал в войне с финнами, а позже, до июля 1942 года, – с фашистами. Попал в плен и после освобождения в 1945-м успел еще повоевать. На фото, присланном в конце войны домой, написал: «На добрую память от группы шоферов, которые прошли от Сталинграда до Берлина и от Берлина до Праги. Слава героям Отечественной войны! Прага, 1945 г.». Виктор Сурайкин, сынНиколай Романович ГаранинРедкий штабной автобус ГАЗ-05-193.Мой дедушка на фото первый слева. В армию его призвали в апреле 1941 года, боевой путь начал 24 июня 1941 года под Белой Церковью, на Украине, а завершил в мае 1945-го под городом Бернау в Германии. Всю войну прошел простым красноармейцем-водителем. Воестаж – 54 года. Воспитал пятерых детей. Был очень добрым и скромным человеком. К сожалению, военные фотографии сгорели при пожаре. Посылаю вам стихотворение о памятнике советским солдатам под Берлином, которое дед увидел после войны в газете и выучил. Помнил его всегда, но читал вслух только раз в году, 9 мая, по просьбе ветеранов войны. Там есть такие строки: Приходят сюда боевые друзья, Чтят память товарищей свято. Здесь часто шофёры дают тормоза, С полуторок сходят солдаты. Сергей Судаков, внуквал на ЗИС-5, «Студебекере», «Виллисе». Несколько раз был ранен, один раз тяжело. За участие в боях награжден медалями «За боевые заслуги», «За отвагу», «За взятие Кёнигсберга». После войны до самой пенсии работал шофером. Роман Гаранин, внукПетр Николаевич Клесов (1914–1988)С молодых лет отец хотел стать шофером. Приехал в Москву из Казани, учился, поступил на автобазу в Измайлове. В ноябре 1941 года перед отправкой на фронт забежал домой, чтобы увидеть меня, новорожденного сына. После этого о нем сведений не было. На запрос матери в военкомат сообщили (извещение № 364): «Красноармеец Зарипов Галиулл Зарипович, 1910 года рождения, уроженец Татарской АССР, Буинского района, дер. Черки-Гришино, верный воинской присяге, проявив геройство и мужество, был убит в бою 27 января 1942 года». После окончания средней школы я, как и отец, решил учиться на водителя. Получил права на все виды автотранспорта. Когда призвали на службу в армию, попросился в бронетанковые войска. Службу закончил офицером, до пенсии работал водителем в подразделениях МИДа. Желание деда быть водителем продолжил и мой сын Михаил Зарипов. Он воевал в Афганистане, имеет правительственные награды. Моя семья благодарна редакции за то, что вы взялись воскресить память о наших дедах и отцах, воевавших с ненавистным врагом. Анатолий Зарипов, сынАркадий Григорьевич Судаков (1911–2002)Мой дед родился в селе Верхняя Орлянка Сергиевского района Куйбышевской области. В 1934 году окончил курсы шоферов. Служил в Красной Армии два года. В первые же дни войны мобилизован на фронт вместе со своей полуторкой, на которой работал в колхозе. Всю войну провел за рулем. Вначале в артиллерийском полку, а с 1943 по 1945 год – в хирургическом полевом подвижном госпитале. Войну закончил в Берлине. Награжден боевыми медалями. После войны трудился водителем в родной Верхней Орлянке, водительский96За рулем 06/2010На снимке – мой дед. Воевал с 28.06.1941 по 25.09.1945. Был водителем в полевой авиационной мастерской Волховского фронта, а затем в 451-м дивизионе связи 1-го Белорусского фронта. Награжден. После войны какое-то время служил в Германии, а с 1953 года жил в городе Альметьевске (Республика Татарстан), работал в «Альметьевскнефти». Очень интересна марка автомобиля (по-моему, немецкая). Если сможете, немного расскажите о ней. Спасибо. Андрей Быченко, внукНет, это не иномарка, а ранняя полуторка ГАЗ-АА. Николай Ильич РачкинПрочитал, что вы собираетесь публиковать фото фронтовиков со своими автомобилями, и не смог не откликнуться. Замечательная идея! Думаю, всем живым ветеранам, дай Бог им здоровья, будет приятно, а уже ушедшим – наша память. К сожалению, мой дед Николай Ильич Рачкин рано ушел из жизни, поэтому информации минимум: родился в Москве 7 ноя-бря 1925 года, в 1943-м мобилизован, крутил баранку на полуторке, «Студебекере», «Додже ¾», ГАЗ-67 и «Виллисе». Имел ранения, был награжден медалями, которые хранятся у нас в семье. Демобилизовался в звании старшины. До конца своих дней работал водителем. Был добрым, отзывчивым и веселым человеком. На фото он за рулем «Виллиса». Юрий Савин, внукДмитрий Митрофанович ОликовПрочитал статью «Победа-65» и решил написать о своем героическом дедушке, гвардейце Оликове, 1925 года рождения (на фото – слева). В начале 1943 года призван в армию, в автомобильный учебный полк Ульяновской области. Воевал водителем в 616-м отдельном минометном полку до конца войны. Вначале на ЗИСе с «катюшей», а потомВездесущий «Виллис-МВ» воевал на западе и на востоке.Петр Арсентьевич ЛевченкоСпасибо, что в год 65-летия Великой Победы вы разыскиваете водителей – участников войны. Хочу сообщить о тех своих родных и близких, кто служил и служит Отечеству за рулем. Мой дед Петр Арсентьевич Левченко, 1917 года рождения, ушел на войну с тремя братьями в 1942-м. Бог миловал – израненные, но все вернулись. С боями в составе отдельного ремонтного батальона связи водителем прошел фронтовыми дорогами и мой дед. Было всё: бомбежки, холод, голод, ранения, смерть друзей. За рулем разных автомобилей – от «Виллиса» до полуторки – воевал в Курске, Минске, Варшаве, участвовал в штурме Кёнигсберга. Войну закончил в Берлине. Награжден многими медалями и орденами. На фото, сделанном возле рейхсканцелярии в 1945 году, он в белом комбинезоне. Дело его мы в нашем роду продолжаем. Мой отец Иван Петрович Левченко окончил Омское танковое инженерное училище, прошел все ступени от рядового до подполковника. Сейчас на заслуженном отдыхе. Я пошел по стопам деда и отца – подполковник в запасе, проходил службу в Челябинском военном автомобильном училище, где и сейчас преподаю. Андрей Левченко, внукпересел на «Студебекер». С ним доехал до Берлина. Был дважды ранен – в 1944 и 1945-м. Второй раз – осколочное ранение в правый бок, но, даже будучи раненым, вывел боевую машину из-под бомбежки в безопасное место. Награжден боевыми наградами. Не могу предоставить фото, где дед с боевой «катюшей»: она была секретным оружием. У деда остались удостоверение шофера и справка, что с 1943-го по март 1949 года был водителем и не имел ни одной аварии. Дмитрий Оликов, внукВасилий Антонович Скурлатов (1918–1944)А мой дедушка, веселый фронтовой шофер Вася Скурлатов, с войны не вернулся… И фотографий той поры в семейном архиве нет. Не прислал он их – не было возможности сняться на память у шофера 29-го отдельного батальона обеспечения 2-й ударной армии. Остались только снимки довоенной поры, где он с друзьями и моей ба-бушкой, да дедов портсигар. И пожелтевшая похоронка, сообщающая, что красноармеец Скурлатов Василий Антипович, 1918 г. рождения, умер в ХППГ-603 25.09.1944 г. и похоронен в одном километре к северу от железнодорожной станции Рэола Эстонской ССР, в могиле № 4. Позже произвели перезахоронение, и местом упокоения деда стала братская могила № 2 военного кладбища в парке Раади горо-да Тарту. В 90-е годы прошлого века местные «патриоты и борцы за независимость» довольно большое кладбище сровняли с землей, а могильные плиты побросали в озеро. Событие это прошло тихо и никакого общественного резонанса не вызвало, в отличие от «Бронзового солдата» в Таллине. Так что приезжаем к деду в чистое поле. Дедушка, мы тебя помним! Игорь Нефедов, внукВиктор Петрович ПопроцкийАвтобус на шасси ГАЗ-ААА.Пишет ваш давнишний и преданный читатель. Никогда не писал в редакцию, но сейчас решился. У меня сохранилось несколько фотографий моего отца времен войны на фоне автомобилей. Отец очень рано ушел из жизни, и ваши публикации станут вкладом в сохранение памяти о тех, кто мужественно прошел за рулем дорогами войны. На фото мой отец-водитель слева. Владислав Попроцкий, сынЗа рулем 06/201097 КУРЬЕР | ПОБЕДА-65Алексей Сидорович Беленько (1906–1969)Знаменитый ЗИС-5 военных лет.Александра Владимировна Ломовцева (Смирнова)Еще до войны наш прадед выучился на шофера и работал в Барнауле. В 1941 году ушел на фронт, водил грузовик ЗИС-5. Гвардии красноармеец Беленько прошел всю войну, воевал в Польше, Чехословакии. Победу встретил недалеко от Берлина. По рассказам нашего деда Вениамина Алексеевича, его отец участвовал в сражении за Ельню под Москвой, был шофером в 13-м отдельном гвардейском танковом полку прорыва, награжден медалями «За отвагу», «За боевые заслуги» и другими, имел благодарности. После войны работал водителем на автобусе. На фото послевоенных лет он возле ЗИСа слева. Оксана и Марина Донских, правнучкиНина Дмитриевна Мурграф (Боткова) Иван Петрович МохаловМоя бабушка отметит свое 88-летие в канун годовщины Победы. В апреле 1942 года по комсомольской путевке она была зачислена на курсы водителей на станции Бакарица под Архангельском. Потом – Карельский фронт, 20-й батальон аэродромного обслуживания, ЗИС-5. Аэродром в нескольких километрах от железной дороги, топливо завозила на склады с горючим и заправляла самолеты, вылетающие на боевые задания. Немцы бомбили аэродром и прилегающие к нему дороги. На ее глазах гибли товарищи, горели склады с горючим и боевые машины, с боевых вылетов не возвращались экипажи самолетов. До сих пор бабушка все это вспоминает со слезами чания боевых действий еще три месяца служил в Германии. Водил автобус MAVAG, на котором и вернулся в Ногинск для дальнейшего прохождения службы. С этим автобусом обслуживал Дом офицеров. В 1956 году уволился в запас и остался работать в автопарке воинской части крановщиком – до 69 лет. Говорил, что мог бы и дальше, но начали глаза подводить. Наград у него немало, но, наверное, самые дорогие – медали «За отвагу», «За взятие Берлина» и орден Красной Звезды. К великому сожалению, наши ветераны уходят от нас. Берегите тех, кто еще жив, и помните об ушедших! Алексей Новиков, внукДо войны жила в поселке Володаево под Луганском, откуда на фронт ушло 225 человек, а вернулись живыми 78. С четырьмя малолетними братьями и тремя сестрами пережила оккупацию. Отец погиб под Харьковом. Как только пришли наши, до-Спасибо за доброе отношение к ветеранам. На фотографии наш дед справа. Душевный и добрый человек, которого, к сожалению, нет с нами уже 9 лет. Войну встретил красноармейцем, к ее началу отслужил год водителем в воинской части в Ногинске Московской области. Всю войну за рулем полуторки, а потом «Студебекера» доставлял боеприпасы на передовую, вооружение для самолетов на аэродромы. Два раза ранен. Одно из ранений получил под Сталинградом. Войну закончил в Берлине, где со своими товарищами-водителями расписался на стене Рейхстага! После окон-бровольно пошла в армию, на курсы военных шоферов. Вот несколько строк из ее воспоминаний: «Осенью 1943 года форсировали Днепр в районе Днепропетровска. Дороги грязные, но по ночам уже слегка морозит. Ранним утром предстояло пройти по понтонному мосту на другой берег. Ехать по зыбкой переправе трудно – наверное, как идти по канату в цирке. Мост колышется на воде: вверх, вниз, вправо, влево. Главное – не выпустить из рук баранку. Впереди и позади транспорт с людьми – все время давишь то на газ, то на тормоз. И кажется, нет конца этой шаткой страшной дороге». (На фото Нина Мурграф в середине.) Записала Валентина Лушникова98За рулем 06/2009Предшественник венгерского «Икаруса» трофейный MAVAG.на глазах. Победу встретила в Прибалтике, в городе Лида. Дедушка Николай Митрофанович Ломовцев тоже фронтовик со сложной судьбой. Войну встретил в Белоруссии, в 212-м отдельном зенитно-артиллерийском дивизионе. Трагическое отступление, окружение и плен. Три лагеря, три попытки побега, и третья, в Бельгии, удалась. Здесь он присоединился к отряду Сопротивления. После победы и проверок оказался в Карелии, в Лоухском районе, где и встретился с бабушкой. В 2007 году он умер в возрасте 89 лет. В дни праздника Победы мы собираемся вместе: трое сыновей и дочка, семеро внуков и уже десять правнуков – все идем на могилку к деду. Этот праздник для нас самый главный. Ольга Кожухова, внучка Георгий Федорович Биглов (1914–1984)Василий Сергеевич Трошин (1926–1995)Дед не очень любил говорить о войне. Родился он в селе Ведянцы Козловского района Мордовской АССР, родители умерли рано, и воспитывали его родственники, жившие в Горьком. После школы хотел поступать в художественное училище, но из-за войны с мечтой пришлось расстаться. Призвался добровольцем зимой 1942 года, в 1943-м ушел на фронт. Воевал на 3-м Украинском фронте командиром расчета гвардейских минометов – «катюш». Сначала в их распоряжении были ЗИСы, затем получили «студебекеры». Дед очень хвалил эти машины за неприхотливость и надежность. Можно сказать, в войну прошел всю Европу. Участвовал в освобождении Венгрии и Вены, был ранен и контужен. Его направили в Душанбе на восстановление города после землетрясения. Затем вернулся в Горький, где еще долго работал. Умер неожиданно, от инфаркта. Он никогда не жаловался на здоровье, а когда однажды утром не встал с кровати, мы восприняли это как шутку и стали его поднимать, чего делать было нельзя... Александр Шеболков, внукМой дед Биглов после окончания семилетки получил права. В армии начал со службы в автороте в городе Уссурийске. Потом война с белофиннами, водил санитарную машину. На фронтах ВОВ с 1942 года прошел от Воронежа до Берлина, был водителем генерал-полковника артиллерии Владимира Лихачева. Воевал на ЮгоЗападном фронте, за Сталинград, на Курской дуге, освобождал Киев, участвовал в Висло-Одерской и Берлинской операциях. Награжден орденами Отечественной войны и Красной Звезды, медалью «За отвагу». После войны до 64 лет продолжал работать водителем в Уфе, всегда был большим почитателем «За рулем». Любовь к автомобилю привил двум сыновьям. Мой отец Борис Георгиевич Биглов в свои 64 года работает преподавателем Уфимского автотранспортного колледжа, а я, внук фронтового водителя, продолжаю фамиль-На «виллисах» ездили и большие начальники.Сергей Яковлевич Шкуропат (1919–1985)В ответ на ваше обращение расскажу о своем деде. Он родился в Николаеве и в 1938-м был призван в армию. Служил водителем – возил командира 262-й авиабазы в Мурманской области. Участник финской войны, был там ранен. На фото – дед и «эмка» (ГАЗ-М1), с которой он встретил Великую Отечественную. Доставлял боеГАЗ-М1 – известная до войны «эмка».ную традицию – руковожу одним из подразделений компании, связанной с автомобильными перевозками. На фото 1944 года мой дед за рулем «Виллиса». Рядом с ним генералполковник Владимир Лихачев. Сергей Биглов, внук димо, стерты родными, когда в городе были немцы. Родился он 23 февраля 1914 года, и вся его жизнь была связана с автомобилями. Во время войны служил в в/ч 04427. Он ездил на полуторках, «студебекерах», участвовал в битве на Курской дуге, в освобождении Феодосии, Керчи, Севастополя, в боях за Кавказ. За боевые заслуги неоднократно поощрялся командованием, имел боевые награды. Был ранен. С осколком прожил всю жизнь. После войны работал в пассажирском автопредприятии города Ейска водителем автобусов. Семья Белоконь, ЕйскАлександр Сергеевич БелецкийЭту фотографию 1938 года мы нашли, когда его не стало. Знаки отличия, виПАМЯТИ ОТЦАприпасы, запчасти для самолетов. Зимой 1942 года, когда эвакуировал на машине наших раненых летчиков с подбитого немцами самолета, был сам ранен. Истекая кровью, доставил их в госпиталь. Вместе с ними эвакуировался в Новосибирск. В дороге раны воспалились – гангрена и ампутация ноги. Награжден орденами Отечественной войны I степени, Красной Звезды, медалью «За отвагу» и другими. До последних дней жизни водил автомобиль. Сергей Куренков, внукКраснодарский клуб старинной техники, в котором я состою, подготовил к празднику Победы автомобили времен Второй мировой войны: Володя Хейсин – «ВиллисMB», Валентин Новоселецкий – ЗИС-5, Илья Кириаки – ГАЗ-67, еще один ГАЗ-67 предоставил я. Наши машины пройдут по улицам южной столицы – Краснодара в день 65-й годовщины Великой Победы и, надеюсь, порадуют ветеранов. Я очень хотел прокатить на праздничном параде своего отца – ветерана войны, но он не дожил до юбилейной даты. Сказались ранение и тяжелый послевоенный труд. Но его фото, сделанное в апреле 1945 года, увидят на ветровом стекле моего ГАЗа. Игорь ПотоцкийПодготовленный И. Потоцким к юбилею Победы ГАЗ-67. Портрет его отца – ветерана войны увидели на ветровом стекле в день парада.За рулем 06/200999