202
203
204
205
ГРУЗОВИКИVOLVO FMXСамосвал со всеми удобствамиПремьера строительного самосвала «Вольво-FMX» состоялась одновременно в Москве и в Мюнхене. В России церемонию запечатлел Константин Якубов, а первым под покрывало на подиуме «проник» Николай Мордовцев.Российская презентация новинки совпала с  открытием другой важнейшей европейской выставки техники для стройиндустрии  – баварской «Баума». Чтобы создать интригу, на  сайте «Вольво тракс» еще зимой вывесили видеоролик: в свете прожекторов угадывается только затемненный силуэт автомобиля. И  вот наступил час приоткрыть завесу тайны. Каким путем идут шведы в  стремлении создать идеальный строительный грузовик? «Вольво-FMX» по-прежнему остается в рамках гаммы  FM, но  расширяет ее возможности. Его конструировали в  расчете на  самые тяжелые условия эксплуатации, какие только могут быть на стройплощадке или на службе в армии. Он выступает в наиболее распространенных веМИЛИТАРИ НА СТРОЙКАХсовых категориях – от двухосного полноприводного восемнадцатитонника до тяжелой четырехосной машины полной массой 41  т. Кроме выставочного 8×4, созданы варианты седельных и балластных тягачей, шасси для бетоносмесителей и других спецнадстроек. Наиболее яркое внешнее отличие «ВольвоFMX» от  поколения  FM  – измененный фасад кабины. В нем главенствует присущий военной технике стиль милитари, полюбившийся теперь и  цивильным дизайнерам. Для  FMX подготовили новую решетку радиатора и  вовсе не  бутафорский трехэлементный стальной бампер толщиной 3 мм. Мощная защитная дуга стилизована под «кенгурин», ранимое на бездорожье «подбрюшье» закрыто толстой штампованной «лыжей». Большие фары на  строительном гру-202 За рулем 06/2010   Панорамная  панель устроена  так, что водитель дотянется  до любой кнопки, «не вставая  с места». зовике обычно долго не  живут, поэтому машину снабдили линзованной светотехникой размером с  чайное блюдце. Блоки фар прикрыли сеткой, а  очищают оптику от  грязи струйные омыватели. Предотвратить забрызгивание зеркал и дверей кабины должны расширители колесных арок – ничего подобного раньше не встречалось на «Вольво», а если автомобиль поставят на широченные шины, они просто необходимы. Как ни  высок грузовик, забраться водителю в  кабину нетрудно. Путь на  рабочее место начинается с  шарнирной ступеньки, податливой лишь в  продольном направлении. Такие удобнее, чем тросовые стремена, но  случалось, что при маневрировании на  бездорожье их вырывало с  корнем. Другие ступеньки во всем удобны: они опоясывают кабину и позволяют не только протереть ветровое стекло, но и заглянуть в кузов. Знатоки дизайнерского стиля «Вольво» в практически безупречном интерьере кабин  FMX найдут следующие изменения: небольшая трансформируемая столешница с  подставками для кружек, удобный отсек для водительского скарба и  держатель для путевой документации. Особая гордость разработчиков – «новые резиновые коврики с бор-Volvo FMХ 8×4 (шасси)ОБЩИЕ ДАННЫЕ Размеры, мм: длина 9250 ширина 2500 высота 3580 база 4600 Полная масса автопоезда, кг до 60 000 Нагрузка на передние оси, кг 16 000 Нагрузка на задние оси, кг 32 000 Максимальная скорость, км/ч 90 Топливо ДТ Запас топлива, л 315 ДВИГАТЕЛЬ: дизельный, Р6, 12,8 л, 294 кВт/440 л.с. при 1900 об/мин, 2200 Н·м при 1050–1400 об/мин. ТРАНСМИССИЯ: заднеприводная, М9, М14, АМ12. ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: подвески – зависимые, рессорные; тормоза – пневматические, барабанные, с ABS; шины – 315/70R22,5. ДАННЫЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЯНа правах рекламы ГРУЗОВИКИ | VOLVO FMXтиками, которые не  позволяют пыли и  грязи распространиться по  кабине». Попутно замечу: в  Европе, может, и  не  позволяют, поскольку жидкая глина тамошних стройплощадок не столь обильна, на обуви в кабину почти не попадает, поэтому и через край не переливается, но для самосвала в России радикальное средство  – встроенный моющий пылесос. Жаль, эту опцию пока никто не освоил... Вариантов отделки кабины три: кожзаменитель на  сиденьях и  дверных панелях, тканевые сиденья и  обтянутые виниловой пленкой дверные панели, а верх изысканности отделки для «Вольво-FMX» – сплошной велюр. Кожа только по заказу.САМ СЕБЕ ГОЛОВАГамма дизелей существенных изменений не  претерпела. Разве что из  спецификаций  FM пропали 9-литровые моторы, и теперь на нем стоят 11и 13-литровые рядные «шестерки» мощностью от 330 до 500 л.с. Напомним, что V-образных двигателей компания «Вольво» не  производит. Интересно, что дизель D11C разработали в  Швеции, но  делают во  Франции. Он  же стоит на  тяжелых грузовиках «Рено» – «Премиум» и «Керакс» – взамен мотора dCi11, который лет пять назад французы продали «Группе ГАЗ». Зато D13C  – чистокровный «швед», хотя и его устанавливают на «Рено». В  дизельной топливной аппаратуре двигателей уровня выше Евро  II альтернативы электронике уже нет, и потому на всех больших моторах «Вольво» только электронно-управляемые насосфорсунки. Чтобы добиться соблюдения экологических норм Евро  IV и  Еврo  V или  еще более жесткого стандарта  – EEV, не  мудрствуя лукаво использовали водный раствор мочевины  – «ЭдБлю», который впрыскивается в  выпускной тру204 За рулем 06/2010  Компактные фары  могут быть защищены  сетками. С ними струйные омыватели уже  не роскошь, а необходимость.  Заглянуть в кузов  можно со ступенек  лестницы позади  кабины.бопровод. Важная особенность двигателей «Вольво»  – возможность отбора мощности для привода гидронасосов надстроек и  другой навески от шестерен ГРМ. Во время работы дизеля на месте можно «отнять» 1000  Н·м, а  при движении  – 650 Н·м. На «Вольво-FMX», кроме обычных механических коробок с 9, но чаще с 14 передачами, будет и  12-ступенчатая электронно-управляемая механическая КП «Вольво» I-Shift. Буква  I в обозначении указывает на  проблески интеллекта в  управлении целой гирляндой шестерен внутри коробки. Собственного «ума» коробке хватает не только для езды по равнинному шоссе, но и для динамичного подъема в гору, спуска с холма (в двух режимах), троганья в подъем. Водителю только и надо, что нажать соответствующую кнопку. Еще одна освоенная электронным разумом опция  – режим раскачки застрявшего автомобиля (приводится в  действие особой клавишей). Сцепление выключается автоматически и очень быстро – лишь водитель отпустит педаль акселератора. Автомобиль тогда откатывается назад, но стоит дать газу, как сцепление опять включится, и  грузовик пойдет вперед. То есть всё, как при обычной раскачке, только не придется «плясать» на педалях. И конечно  же, этот режим удобен при движении задним ходом. А  еще  – функция ограничения оборотов при маневрировании: мотор, как ни жми, не раскрутится выше тысячи оборотов. У  «Вольво-FMX» есть и  автомат с  классической ГМП, 6-ступенчатый Powertronic с  гидротрансформатором и  электронным управлением. В  быстродействии и  топливной экономичности он почти не уступает механическим КП, зато переключается без разрыва потока мощности. На  без-   Первая ступенька на шарнирах хотя и удобнее тросового стремени, но менее живуча на тяжелых дорогах.дорожье грузовик с  таким автоматом даст фору любой механике, только не  забыть  бы включить блокировки дифференциалов.«ШВЕД» БУДЕТ КАЛУЖСКИМУ  FMX особая, гренадерская стать: уровень рамы, по  определению шведских инженеров, не  просто сверхвысокий, а  Х-сверхвысокий  – 1240  мм (у  обычного  FM другая крайность  – сверхнизкий, 810  мм.) Такая высота нужна для седельных тягачей под тралы со  спецтехникой, самосвалов и  шасси для бетоносмесителей. Высокая и прочная рама может быть и двойной  – «лонжерон в  лонжероне» по  всей длине. Передняя балка  – со  спрямленными шкворневыми «ушами», особые кронштейны в  подвеске, а  также резинометаллические проставки между балками ведущих мостов и  концами задних рессор. Интересно, что у  современных «Вольво-FM» балансиры задней подвески сидят на оси не на втулках, как обычно, а на огромных сайлент-блоках и  потому не  нуждаются в  обслуживании. Увеличению клиренса поспособствовали и  ведущие мосты со  ступичными редукторами: на базовых 22,5-дюймовых шинах дорожный просвет под задними мостами – 350 мм, под балкой переднего моста – 370 мм. А можно заказать автомобиль и на 24-дюймовых шинах. Кстати, FMX будут собирать и в Калуге.На правах рекламы  Забор воздуха для двигателя – из наименее запыленной зоны.