БЕЗ ГРАНИЦКОЛЕСА И МЯЧСтрана футбола и пикаповГоворят, пикапы – излюбленный транспорт американцев. Но в ЮАР к ним тянутся не меньше, причем к машинам местной сборки. Среди них нашелся транспорт и для футболистов на чемпионате мира. Как выяснил Алексей Воробьев-Обухов, автомобилизация добралась сюда еще в XIX веке... Фото Сергея Мишина.Излюбленная машина южноафриканских жителей – пикап. Однако местные слоны игнорируют «Исудзу-КВ» местной сборки: популярность их, ушастых, все равно выше.Оружие африканского пролетариата.Задний диван – трехместный.«АФРИКА ГРЕЗ И ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ»Лет шестьдесят назад под таким заголовком вышла книга чешских автопутешественников Ганзелки и Зикмунда, приоткрывшая многим глаза на далекий и неведомый Черный конти-нент. Но не всем: и сегодня при словах «Южная Африка» возникают ассоциации прежде всего с апартеидом, Нельсоном Манделой, слонами и носорогами, но никак не с автомобилями. А напрасно: местный, юаровский автопром не только дает работу 36 ты-сячам жителей, но и вносит 7,5% в валовой внутренний продукт страны! Более того, автомобилизация ЮАР началась в совсем уж доисторическом 1896 году, когда сюда привезли первую самобеглую коляску «БенцВело». С тех пор много воды утек-Модель «ОпельКорса Ютилити», да еще с правым рулем, вряд ли увидишь где-нибудь еще......поэтому и собирают ее тут же, в ЮАР.238 За рулем 06/2010 ло в Атлантику через Оранжевую реку – в стране появились заводы «Форда», «Дженерал моторс», «МерседесБенца», «Тойоты», «Фольксвагена», «Исудзу»… Вместе с импортом они обеспечивают местному авторынку продажи в объеме около полумил-лиона штук в год. Но и за рубежом не гнушаются автомобилями «черной» сборки. Таких рынков аж семьдесят, и среди них, представьте себе, Япония, Великобритания и США! Сюда уходит ни много ни мало – почти 200 тысяч авто.Ладно, собирать автомобили из комплектов научились уже многие. Но что скажете о 350 производителях компонентов, построивших здесь свои фабрики, которые приносят еще 2% в корзину ВВП страны? Кстати, нейтрализаторы, двигате-«Мерседес-Бенц» С-класса проехал столько испытательных миль по жарким пыльным дорогам, что не боится ни перегрева, ни термитов.Ай-я-яй, убили шину!..На правах рекламыЗа рулем 06/2010 239 БЕЗ ГРАНИЦ | КОЛЕСА И МЯЧ СО СКРУПУЛЕЗНОСТЬЮ МАСЛОВАРОВЕще один спонсор мирового первенства – фирма Castrol. Но не только финансовые интересы связывают «масляную компанию № 1» с чемпионатом по «игре № 1». В Castrol разработали компьютерную программу Castrol-Index, которая скрупулезно отслеживает действия всех команд и игроков пяти ведущих национальных европейских лиг на протяжении года. По результатам обсчета данных формируется, как утверждают специалисты, наиболее объективный рейтинг футболистов и целых команд. Эта система может стать альтернативой опросам журналистов и функционеров футбола, по итогам которых на протяжении многих лет определяли лучших. Так, согласно табели о рангах Castrol, лучшим нападающим по итогам прошедшего сезона стал Лионель Месси, полузащитником – Криштиану Роналду, защитником – Херард Пике, а вратарем – Эдвин ван дер Сар. Все признают, что это справедливая расстановка сил. Кто победит в южноафриканском чемпионате? Castrol-Index отдает предпочтение Бразилии, на втором месте видит Испанию, на третьем – Англию. А что же гостеприимные хозяева? У них вероятность добиться успеха составляет лишь 0,3%.Магазин для своих.ли, глушители, радиаторы, аудиосистемы местного производства можно обнаружить в автомобилях, собранных в Германии, Испании, Франции, Англии и США. Более того, в ЮАР разработали и свои, африканские ноу-хау в области производства самоблокирующихся дифференциалов, сварки алюминиевых радиаторов, устой-Малыш «Смарт» тоже получил здесь закалку и путевку в жизнь.240 За рулем 06/2010 Чай, урюк, кишмиш, хурма.чивых к работе в жарком климате и пыльной атмосфере. Местная жара и пыль сделали ЮАР излюбленным местом для тестов перспективных автомобилей. Например, «Смарт» и «МерседесБенц» С-класса намотали здесь немало миль, еще будучи закамуфлированными от вездесущих промышленных шпионов.ВСЕХ ДОВЕЗЕМ!В начале апреля в Гамбурге стартовал пробег Road to South Africa протяженностью 24 000 км c финишем в Йоханнесбурге как раз 11 июня – в день открытия чемпионата. На маршрут, проходящий через 17 африканских стран, вышли четыре новеньких «КИА-Соренто». Выбор марки не случаен: именно «КИА моторс» с 2005 годастала одним из шести главных спонсоров ФИФА и официальным партнером чемпионатов 2010 и 2014 годов. Есть у чемпионата и другие спонсоры. Футболистов будут перевозить 460 новеньких автобусов «МерседесБенц O 500 RSD», собранных здесь же, на заводе в Ист-Лондоне. Шасси для них поставляет другая футбольная держава – Бразилия.На правах рекламыЗа рулем 06/2010 241