РЕМОНТ И СЕРВИСКОНКУРС ЗНаТОКОВСуета вокруг диванаЗа ответ на задачу № 27 «Как из паровоза» (ЗР, 2010, № 3) Алексей Пелевин из Дзержинска Нижегородской области получает от НПТК «Супротек» комплект составов для обработки двигателя и трансмиссии.! З И Р Пла не парит – влага собирается на холодных стенках резонаторов, глушителей и т. д. Позже за выхлопной трубой появляется облачко, летят брызги воды, а из старого, прохудившегося глушителя она просто течет. Глушитель далеко от двигателя – и нагревается несравненно слабей выпускного коллектора. Покинув стоянку, первые десятки метров водитель вряд ли гнал во всю мощь – соответственно система прогревалась медленно. Но когда на шоссе открыл дроссель, мощный поток раскаленных газов добавил к выбросам из цилиндров и воду, закипевшую в глушителе. Вот откуда мощные облака! Наш победитель написал: «Длительность этого явления может быть разной… Чаще всего достаточно 15– 20 минут езды по трассе, чтобы вся влага из глушителя испарилась. Если поездки коротки, то набранный конденсат не успевает испариться и скапливается в глушителе – тогда и время прокаливания увеличивается». Все точно. Кстати, многие читатели советуют в нижней стенке глушителя сверлить дренажные отверстия для стока конденсата. Заметьте, мы ничего не говорили о неисправностях машины. Если, скажем, пробита прокладка головки блока и тосол течет в цилиндры, парить он будет и жарким летом. Благодарим всех участников конкурса, а Алексея Пелевина поздравляем с победой!Многие отправили нам интересные письма с решением этой далеко не самой сложной задачи – и поступили правильно! Победители конкурса всегда из числа таких энтузиастов. Напомним кратко условие. Морозным утром владелец «Приоры» покинул стоянку и, выбравшись на чистое от наледи шоссе, влился в быстрый поток. Впереди двигалась такая же, как у нашего персонажа, машина, только с диваном на верхнем багажнике. И тут герой обратил внимание на то, что его автомобиль, в отличие от едущего впереди, сильно парит. Чем это объяснить? В школе нас учили: чем выше температура, тем сильнее воздух может насытиться водяным паром. Например, один кубометр в 40-градусную жару способен удержать 51,1 г пара, а в 20-градусный мороз – лишь 1,08 г. Когда температура опускается ниже точки росы, влага конденсируется. Пар в бане прозрачен, а распахнешь дверь – в охладившемся воздухе появится туман. Микроскопические капли воды хорошо отражают свет, а облако ледяных кристаллов на морозе – еще лучше. Образуя туман, пар возвращает окружающему воздуху скрытую тепловую энергию (теплоту парообразования). А затем, кристаллизуясь на морозе, лишнюю теплоту отдают и капли воды. Иными словами, чем больше в воздухе влаги, тем медленней он охлаждается в сравнении с сухим. Теперь вспомним химию. В каждом килограмме бензина 0,145 кг водорода, который, соединяясь с кислородом воздуха, образует 1,305 кг водяного пара. Пока мотор и выпускная система прогреваются, в глушителе может собраться целая лужа воды! Вносит свою долю и пар, поступающий в двигатель с окружающим воздухом. А вот поведение водяных паров за выхлопной трубой выглядит по-разному. Жарким и сухим днем пар просто уходит в атмосферу. Станет прохладнее – часть его конденсируется в туман, а в мороз – да-же в снег. Но процесс конденсации зависит не только от температуры. В качестве примера во многих письмах приведен инверсионный след самолета. Если тонкая белая нить исчезает быстро, значит, в холодном, но сухом воздухе сконденсировался собственный пар двигателей. Но если лайнер летит в перенасыщенном паром воздухе, след растет, как лавина, и любителям солнечных ванн может долго портить настроение. Известно, что состояние перенасыщенного пара неустойчиво – почему же раньше оно сохранялось? Потому, что воздух был чист. А частицы дыма за самолетом нарушили равновесие, запустили механизм конденсации. За выхлопной трубой автомобиля немало и дыма, и пыли, и реагентов – есть чем подхлестнуть конденсацию. Но почему у двух одинаковых «приор» выбросы пара разные? Передняя в пути давно, мотор и выпускная система хорошо прогрелись. Конденсат за трубой – показатель текущих выбросов: сколько пара образуется в цилиндрах, столько и вылетает вон. Глубоко исследовать роль дивана на крыше по силам лишь серьезному НИИ: мотор сильней нагружен, газы горячее, но и воды в них больше. Что тут важнее, с ходу не определишь. Тем не менее мы получили немало забавных сочинений об аэродинамике диванов российских и зарубежных фирм! Увы, некоторым это помешало правильно ответить на вопрос. Наблюдательные люди замечали: после холодного пуска машина сначаЗадача № 30А МОГ ЛИ ВЗОРВАТЬСЯ? …Когда датчик уровня топлива стал капризничать, Боря помог мне его снять. Осмотрел – и поздравил: «Ты, джигит, в рубашке родился! Видишь, вот тут нарушался контакт – и искрил. Дело могло кончиться взрывом». Боря что-то подогнул, контакт восстановил. С тех пор езжу нормально, но кое-что беспокоит. Сам не видел, чтобы вот так, от искры, бензобаки взрывались, но в кино это выглядит очень эффектно! Да и Боря зря говорить не будет. А вдруг контакт снова нарушится? Оправданны ли мои опасения? Ответ с пометкой «Конкурс» отправьте до 1 июля 2010 года по адресу: 107045, Москва, Селиверстов пер., 10, или по e-mail:
[email protected]. Укажите свой контактный телефон или иной способ быстрой связи. Ответ – в сентябрьском номере.166 За рулем 06/2010