СПОРТФОРМУЛА-2Трудно быть наблюдателемСовсем еще юная гоночная серия Формулы-2, похоже, пришла в большие гонки всерьез и надолго. У российских поклонников автоспорта к ней особый интерес: в этой кузнице кадров для Формулы-1 выступают наши соотечественники. Кому, как не им, молодым перспективным пилотам, говорить о перипетиях борьбы. Рассказ дебютанта серии Ивана Самарина об уикенде на треке «Сильверстоун» выслушали и записали Вадим Крючков и Сергей Зиновьев.ПЯТНИЦАВсего две тренировочные сессии по 30 минут каждая. Изучал трассу и выстраивал оптимальные траектории. До тонких настроек болида дело не дошло. Из-за ограничения количества использованных покрышек выезжал на сильно потертых. С такими шинами корректировать аэродинамику смысла нет. Впечатления противоречивы. С одной стороны, глядя на соперни214 За рулем 06/2010ков, понял, что каких-либо откровений или принципиальных новинок в пилотаже болида Формулы-2 нет. Нужен опыт, а его даст лишь регулярный накат. С другой – автомобиль все же иного уровня, чем привычная мне Формула-3: большой, тяжелый, быстрый. Да и прижимающая сила настолько велика, что требует от пилота больших физических затрат.Но самое главное – нет еще психологической адаптации к новой технике, а когда нет абсолютного понимания болида, излишняя погоня за результатом может закончиться «стеной». Пока не присиделся, рисковать – ненадежно. Чтобы все шло как по маслу, пилот и автомобиль должны стать единым целым. Тем не менее на некоторых секторах трассы показал вполне достойное время. ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКАИван САМАРИН Родился 7 сентября 1988 года, мастер спорта. Пришел в картинг в десятилетнем возрасте, быстро добился успехов. Был чемпионом Москвы и двукратным чемпионом России. Занимал призовые места в международных соревнованиях. Следующий этап карьеры – кольцевые гонки. В 2004-м дебютировал в чемпионате России Формулы-«Русь», год спустя стал вице-чемпионом. Затем перешел в более мощную Формулу-1600, где дважды подряд выиграл чемпионат страны. В 2008-м – серебряный призер российской серии Формулы-3.День состоял из двух квалификационных заездов, без утренних разминок. Вот так, прямо с места в карьер, надо было заработать право на выгодную диспозицию на стартовом поле двух завтрашних гонок. Одновременно с Формулой-2 на трассе проходят и другие спортивные события. Наши заезды вписываются в общий график жизни гоночной площадки. Это удалось хорошо прочувствовать – трафик на трассе был серьезный, что отразилось на результате. Трасса очень длинная, и постоянной радиосвязи с командой нет, выбирать дистанцию до впередиидущего, чтобы сделать быстрый круг, приходилось самостоятельно и вслепую. В результате упирался в медленных пилотов. Отвоевал 12 и 16-е места. По сути, не сложилось ни одного «чистого» круга – все время ехал в трафике. В ходе первой квалификации лучший круг прошел с обгоном, а во второй – при использовании «буста» уткнулся в медленно едущего соперника. Кстати, о «бусте», то есть кратковременной прибавке мощности. Прикольная штука! Суть: по команде пилота увеличивается давление наддува, и тогда мотор выдает дополнительные 55 «лошадей». Работает, и здорово! Особенно полезна функция при выходе из медленных поворотов. Использовать «буст» можно восемь раз за гонку и три раза в квалификации. В квалификации есть прямой резон использовать все три нажатия кнопки «буста» за один быстрый круг.СУББОТА Жесткость стабилизатора поперечной устойчивости и угол атаки переднего антикрыла пилот может регулировать на ходу.За рулем 06/2010 215 СПОРТ | ФОРМУЛА-2 ФОРМУЛА-2Серия учреждена в 2009 году, и ее место в иерархии гоночных формул вполне определенное – это прямой конкурент серии Grand Prix 2. При этом Формула-2 (Formula Two) – официальный международный турнир FIA, а GP2 – коммерческая серия. На официальном сайте FIA Формула-2 занимает очень высокую, четвертую строчку – между чемпионатами мира WTCC и FIA GT. О статусе Формулы-2 говорит и тот факт, что тройка победителей чемпионата получает суперлицензию, позволяющую выступать в Формуле-1. Сезон-2010 проводится в девять этапов, каждый состоит из двух зачетных гонок. Расстановка на старте – по результатам двух квалификаций (для каждой гонки – отдельная). Система начисления очков аналогична применяемой в Формуле-1.ВОСКРЕСЕНЬЕПервая гонка. Уж если пошло «не по резьбе», то весь заезд наперекосяк. На стартовой решетке поборол волнение, настроился на борьбу. Данные телеметрии и установленных на борту камер позволяли надеяться на достойный результат, место эдак на шестое – восьмое. Соперники тронулись на прогревочный круг, а у меня... отказало сцепление! Перещелкиваю передачи, отпускаю педаль – машина стоит!!!АВТОМОБИЛЬ ФОРМУЛЫ-2ШАССИ: Williams JPH1B F2, углепластиковый монокок, выполненный в соответствии с требованиями безопасности, предъявляемыми к болидам Формулы-1 2005 года; база – 2885 мм, колея – 1590/1475 мм, масса – 570 кг. ДВИГАТЕЛЬ: Audi, 4-цилиндровый с турбонаддувом, 5 клапанов на цилиндр, диаметр цилиндра – 81,0 мм, ход поршня – 86,4 мм; 1781 см³, 425 л.с. при 8250 об/мин, 480 л.с. при 8250 об/мин в режиме кратковременного повышения мощности (overboost). КОРОБКА ПЕРЕДАЧ: Hewland TMT, 6-ступенчатая секвентальная с полуавтоматическим переключением. ШИНЫ: Avon, спереди – 250/570R13, сзади – 300/600R13.Все машины, даже сэйфти-кары уже скрылись за первым поворотом, когда удалось тронуться. Впопыхах догнал пелетон, автомобили безопасности любезно пропустили меня вперед. Мне бы угомониться, но нет – обогнал соперников и встал на свое место. Как бес попутал: обгон на прогревочном круге категорически запрещен! Ведь знал же!.. Суета и волнение сделали свое черное дело. Не успел опомниться – старт. Врубаюсь в борьбу и начинаю активно обгонять. Увлекшись сражением, не заметил флагов, которые отправляли меня на drive through – в наказание за старт с неправильной позиции. Добрался до седьмого места, и тут словно обухом по голове – черный флаг и табличка с моим номером! Всё, приехали: для меня этот судейский сигнал означал конец гонки. Кара за обгоны на прогревочном круге. Второй заезд. Стартовал из глубины, с 16-го места. Боролся, как только мог! Отдельные эпизоды в памяти не отложились, но то, что темп взял хороший и обгонял, в то время как меня не обгоняли, – это запомнил хорошо... В середине заезда допустил ошибку – не попал в скоростной поворот («Бекеттс») и «потерял» машину, но, к счастью, обошлось без встречи с заграждениями и даже мотор не пришлось глушить. На трассу вернулся, однако по-терял из-за «вылета» около 10 секунд. До самого финиша пытался отыграть, но в результате оказался на 15-м месте. Судя по средним результатам круга, мог бы выехать на седьмое-восьмое. У меня было, пожалуй, самое большое количество обгонов за заезд. Теперь, когда первый уикенд позади, могу помечтать. Отставание от лидеров – меньше секунды с круга. Набрать очки для места в первой восьмерке – вопрос времени. Надеюсь, недолгого. Пока фото у бокса. Надеюсь, уже в этом сезоне доведется позировать и на подиуме.216 За рулем 06/2010