214
215
216
СПОРТФОРМУЛА-2Трудно быть наблюдателемСовсем еще юная гоночная серия Формулы-2, похоже, пришла в большие гонки всерьез и надолго. У российских поклонников автоспорта к ней особый интерес: в этой кузнице кадров для Формулы-1 выступают наши соотечественники. Кому, как не им, молодым перспективным пилотам, говорить о перипетиях борьбы. Рассказ дебютанта серии Ивана Самарина об уикенде на треке «Сильверстоун» выслушали и записали Вадим Крючков и Сергей Зиновьев.ПЯТНИЦАВсего две тренировочные сессии по  30 минут каждая. Изучал трассу и выстраивал оптимальные траектории. До тонких настроек болида дело не  дошло. Из-за ограничения количества использованных покрышек выезжал на  сильно потертых. С  такими шинами корректировать аэродинамику смысла нет. Впечатления противоречивы. С  одной стороны, глядя на  соперни214 За рулем 06/2010ков, понял, что каких-либо откровений или принципиальных новинок в  пилотаже болида Формулы-2 нет. Нужен опыт, а  его даст лишь регулярный накат. С другой – автомобиль все  же иного уровня, чем привычная мне Формула-3: большой, тяжелый, быстрый. Да  и  прижимающая сила настолько велика, что требует от пилота больших физических затрат.Но  самое главное  – нет еще психологической адаптации к  новой технике, а  когда нет абсолютного понимания болида, излишняя погоня за  результатом может закончиться «стеной». Пока не  присиделся, рисковать – ненадежно. Чтобы все шло как по  маслу, пилот и  автомобиль должны стать единым целым. Тем не менее на  некоторых секторах трассы показал вполне достойное время. ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКАИван САМАРИН Родился 7  сентября 1988  года, мастер спорта. Пришел в  картинг в  десятилетнем возрасте, быстро добился успехов. Был чемпионом Москвы и  двукратным чемпионом России. Занимал призовые места в международных соревнованиях. Следующий этап карьеры – кольцевые гонки. В  2004-м дебютировал в  чемпионате России Формулы-«Русь», год спустя стал вице-чемпионом. Затем перешел в более мощную Формулу-1600, где дважды подряд выиграл чемпионат страны. В 2008-м – серебряный призер российской серии Формулы-3.День состоял из  двух квалификационных заездов, без  утренних разминок. Вот так, прямо с  места в  карьер, надо было заработать право на  выгодную диспозицию на  стартовом поле двух завтрашних гонок. Одновременно с Формулой-2 на трассе проходят и другие спортивные события. Наши заезды вписываются в  общий график жизни гоночной площадки. Это удалось хорошо прочувствовать – трафик на трассе был серьезный, что отразилось на результате. Трасса очень длинная, и  постоянной радиосвязи с  командой нет, выбирать дистанцию до впередиидущего, чтобы сделать быстрый круг, приходилось самостоятельно и вслепую. В результате упирался в  медленных пилотов. Отвоевал 12 и  16-е места. По  сути, не  сложилось ни  одного «чистого» круга – все время ехал в трафике. В ходе первой квалификации лучший круг прошел с обгоном, а во второй – при использовании «буста» уткнулся в  медленно едущего соперника. Кстати, о  «бусте», то  есть кратковременной прибавке мощности. Прикольная штука! Суть: по  команде пилота увеличивается давление наддува, и  тогда мотор выдает дополнительные 55 «лошадей». Работает, и здорово! Особенно полезна функция при выходе из  медленных поворотов. Использовать «буст» можно восемь раз за  гонку и три раза в квалификации. В квалификации есть прямой резон использовать все три нажатия кнопки «буста» за один быстрый круг.СУББОТА  Жесткость стабилизатора поперечной устойчивости и угол атаки переднего антикрыла пилот  может регулировать на ходу.За рулем 06/2010 215 СПОРТ | ФОРМУЛА-2 ФОРМУЛА-2Серия учреждена в 2009 году, и ее место в иерархии гоночных формул вполне определенное  – это прямой конкурент серии Grand Prix  2. При  этом Формула-2 (Formula Two)  – официальный международный турнир FIA, а  GP2  – коммерческая серия. На  официальном сайте FIA Формула-2 занимает очень высокую, четвертую строчку – между чемпионатами мира WTCC и FIA GT. О статусе Формулы-2 говорит и тот факт, что тройка победителей чемпионата получает суперлицензию, позволяющую выступать в Формуле-1. Сезон-2010 проводится в  девять этапов, каждый состоит из  двух зачетных гонок. Расстановка на старте – по результатам двух квалификаций (для каждой гонки – отдельная). Система начисления очков аналогична применяемой в Формуле-1.ВОСКРЕСЕНЬЕПервая гонка. Уж  если пошло «не  по  резьбе», то  весь заезд наперекосяк. На  стартовой решетке поборол волнение, настроился на  борьбу. Данные телеметрии и  установленных на  борту камер позволяли надеяться на достойный результат, место эдак на  шестое  – восьмое. Соперники тронулись на  прогревочный круг, а  у  меня... отказало сцепление! Перещелкиваю передачи, отпускаю педаль  – машина стоит!!!АВТОМОБИЛЬ ФОРМУЛЫ-2ШАССИ: Williams JPH1B F2, углепластиковый монокок, выполненный в соответствии с требованиями безопасности, предъявляемыми к болидам Формулы-1 2005 года; база – 2885 мм, колея – 1590/1475 мм, масса – 570 кг. ДВИГАТЕЛЬ: Audi, 4-цилиндровый с турбонаддувом, 5 клапанов на цилиндр, диаметр цилиндра – 81,0 мм, ход поршня – 86,4 мм; 1781 см³, 425 л.с. при 8250 об/мин, 480 л.с. при 8250 об/мин в режиме кратковременного повышения мощности (overboost). КОРОБКА ПЕРЕДАЧ: Hewland TMT, 6-ступенчатая секвентальная с полуавтоматическим переключением. ШИНЫ: Avon, спереди – 250/570R13, сзади – 300/600R13.Все машины, даже сэйфти-кары уже скрылись за  первым поворотом, когда удалось тронуться. Впопыхах догнал пелетон, автомобили безопасности любезно пропустили меня вперед. Мне бы угомониться, но нет – обогнал соперников и  встал на  свое место. Как бес попутал: обгон на  прогревочном круге категорически запрещен! Ведь знал же!.. Суета и волнение сделали свое черное дело. Не успел опомниться – старт. Врубаюсь в борьбу и начинаю активно обгонять. Увлекшись сражением, не заметил флагов, которые отправляли меня на drive through – в наказание за старт с  неправильной позиции. Добрался до  седьмого места, и  тут словно обухом по голове – черный флаг и табличка с моим номером! Всё, приехали: для меня этот судейский сигнал означал конец гонки. Кара за  обгоны на  прогревочном круге. Второй заезд. Стартовал из  глубины, с 16-го места. Боролся, как только мог! Отдельные эпизоды в  памяти не отложились, но то, что темп взял хороший и  обгонял, в  то  время как меня не  обгоняли,  – это запомнил хорошо... В  середине заезда допустил ошибку  – не  попал в  скоростной поворот («Бекеттс») и  «потерял» машину, но,  к счастью, обошлось без встречи с заграждениями и  даже мотор не  пришлось глушить. На  трассу вернулся, однако по-терял из-за «вылета» около 10 секунд. До  самого финиша пытался отыграть, но  в  результате оказался на  15-м месте. Судя по  средним результатам круга, мог бы выехать на седьмое-восьмое. У  меня было, пожалуй, самое большое количество обгонов за заезд. Теперь, когда первый уикенд позади, могу помечтать. Отставание от лидеров  – меньше секунды с  круга. Набрать очки для  места в  первой восьмерке  – вопрос времени. Надеюсь, недолгого.  Пока фото  у бокса.  Надеюсь, уже  в этом сезоне  доведется  позировать  и на подиуме.216 За рулем 06/2010