220
СПОРТ40 ЛЕТ РАЛЛИ ЛОНДОН – МЕХИКОВеликие марафонцыЧетыре десятилетия назад команда «Автоэкспорта» достигла одного из высших результатов за всю историю отечественного автоспорта. Рассказывает Сергей Канунников.Ралли между двумя стадионами  – лондонским «Уэмбли» и  «Ацтека» в  столице Мексики  – протяженностью более 25  000  км и  сегодня можно сравнить, пожалуй, лишь с «Дакаром». С той разницей, что в  1970 году на  старт выходили гораздо более близкие к  серийным моноприводные автомобили, гонщики не  имели современных систем навигации, а  немалая часть маршрута проходила по дорогам общего пользования. Водители провели за рулем около 400  часов, протяженность скоростных участков порой превышала 300 км. По  сути, марафон Лондон  – Мехико стал первенством мира. На  старт в  1970-м вышли 96  экипажей, в  том числе весь раллийный цвет того времени: победитель ралли Лондон – Сидней Эндрю Коуэн на «Триумфе», за команду «Форд» ехали Собеслав Засада, Рауно Аалтонен, Тимо Мяккинен, Хану Миккола (его экипаж и выиграл гонку), Роджер Кларк. Люди-легенды! В  этой представительной компании стартовали и пять «москвичей-412». Машина №  21  – Иван Астафьев, Александр Са-фонов, Геннадий Гаркуша, № 28 – Леонтий Потапчик, Юрий Лесовский, Эдуард Баженов, №  40  – Сергей Тенишев, Валентин Кислых, Валерий Широченков, № 71 – Гунар Хольм, Каститис Гирдаускас и Владимир Бубнов, № 84 – Эммануил Лифшиц, Виктор Щавелев. На  пять боевых машин выделили всего две технички. В  универсалах «Москвич-427», полная масса которых достигала 2500 (!) кг, ехали К. Акилов, Е.  Андреев, Ю.  Полторацкий, А.  Терехин и начальник команды К. Сочнов. Автомобили, подготовленные АЗЛК, не  слишком отличались от  серийных: моторы развивали около 80 л.с. В  салоне стояли каркасы безопасности, а  под  днищем  – защита. «Москвичи» снабдили дополнительными 75-литровыми бензобаками, карбюраторы  – устройствами для  компенсации недостатка кислорода на большой высоте. До Лиссабона команда дошла в полном составе. А самое трудное началось, конечно  же, в  Южной Америке. Каменистые горные спецучастки вдали от  цивилизации «выкашивали» один экипаж за  другим. Попалв  аварию один из  фаворитов  – Коуэн. С  дистанции сошли все пять стартовавших «порше», четыре «мерседеса» из  пяти, пять «ситроенов» из  шести. Наши потеряли две машины: экипаж Ивана Астафьева сорвался со  скалы, а Лифшиц и Щавелев не успели на КВ в заданное время. Технички шли за боевыми машинами всю дистанцию, порой почти в гоночном режиме. Кстати, западные команды оставили свои машины сопровождения в Европе, подготовив для Америки свежие. На  стадион «Ацтека» в  Мехико въехали всего 23  машины, среди них «москвичи» под  номерами 28, 71 и  40, занявшие соответственно 12, 17 и  20-е места, а  в  целом  – третье командное (его давали по  результатам трех лучших экипажей): после «Форда» и «Бритиш Лейланд». История отечественного автоспорта знает не  много подобных результатов. Успех 1970-го вполне сравним с достижениями КамАЗов на «Дакарах» последних лет. Поздравляем участников легендарного марафона! Помним тех из них, кого уже нет с нами.  Экзотика – «москвичи» на фоне южноамериканского  пейзажа!  Марафон называли Кубком мира по ралли. На старте экипаж  С. Тенишев – В. Кислых – В. Широченков.220 За рулем 06/2010