224
225
226
227
ТЮНИНГVOLKSWAGEN GOLF GTI, MAZDA 3 MPSЗаконодательное собраниеРодоначальник жанра горячих хэтчбеков «Фольксваген-Гольф GTI» в минувшем году обновился. Вадим Никишев подобрал ему в качестве соперника представителя новой волны «Мазду-3 MPS». Фото Георгия Садкова.Рецепт хот-хэтча прост: берем серийную малолитражку, втыкаем мотор потолще, доводим до  кипения  – и  наслаждаемся результатом. Первый «Гольф  GTI» со  110-сильным двигателем (в  нынешнем, шестого поколения, уже 210 «лошадок») появился 35 лет назад и  вскоре стал законодателем мод в  этой дисциплине. А  «Мазда»? В  те времена японцы выпускали уже четвертое поколение модели «Фамилия», не имевшей заряженной версии. «Мазда» изумила поклонников в  2006  году, когда представила один из  самых мощных и  быстрых хэтчбеков – «трешку» с индексом MPS (Mazda Performance Series). Нынешнее поколение оснащают тем  же 2,3-литровым турбомотором о 260 «лошадях», эти машины продолжают претендовать если не на лидерство, то на подиум в классе. Итак, кто кого: умудренный опытом «Гольф  GTI» или молодая, но  уже заслужившая право на поединок «Мазда-3 MPS»?224 За рулем 06/2010БАЛАНС СИЛ НА СТАРТЕЕВРОПА – НА АЗИЮ«Гольф»  – это сдержанность. Проявляется она во всем, начиная с внешности: с ходу отличить заряженную версию от обычной сможет разве что фанат «джи-ти-ай». Ювелирной изящности биксеноновые фары, красная отметина на  радиаторе да  шильдики  – вот и  все, на  чем остановится взгляд. Внутри то  же: сдержанность интерьера знакома по  гражданским модификациям, отличия  – в  нюансах вроде накладок на  педали, передних кресел и  усеченного руля. Сиденья великолепны! Во-первых, цепкие, но не отталкивающие избыточной спортивностью. Во-вторых, электрифицированные. В-третьих, любой найдет в  них удобную посадку (впрочем, это согласуется с  общей концепцией эргономики). Сложно навскидку вспомнить более удобный автомобиль даже классом выше! При  правильной посадке с опущенной подушкой сиденья и практически вытянутыми ногами все органы управления под рукой.Обзор ничто не  перекрывает. Автомобиль воспринимаешь каждой своей клеточкой!.. Но  с  первых километров по  городу понимаешь: аппарат хоть и  заряженный, но  настройки гражданские; плотная, однако сохраняющая комфорт подвеска не  пасует перед спидбрейкерами, с  шинами 225/45R17 не  вздрагиваешь перед ямами. Со  столь редкой для горячих хэтчбеков автоматической трансмиссией DSG забываешь о  дерготне в  заторах, в меру острый руль (три оборота от упора до упора) с размытым «нулем» и вовсе расслабляет. «Мазда-3 MPS» – другой коленкор. Внешних отличий от  серийных «трешек» побольше: здоровенная «ноздря» интеркулера в  капоте, развитое антикрыло, два большущих патрубка выхлопной системы. Тут и без логотипов, что на  бампере и  багажнике, не  усомнишься ни  на  мгновение: серьезный аппарат! Интерьер с двухъярусной панелью (что-то подобное у  «ХондыСивик») необычен и сам по себе, а тут еще руль и  сиденья простеганы красной нитью, алым отливают декоративные пластиковые панели. Сидеть не  столь комфортно, как в  «Гольфе»: боковая поддержка слабовата, спина жаждет поясничного подпора. Но в целом – на твердую четверку! ...Позор мне! Трогаясь, «Мазда» заскакала как мяч. Что за сцепление?! Я  готов простить тугой привод: всетаки 380  Н·м достойны того, чтобы сделать лепестки корзины пожестче. Но  почему оно схватывает резче, чем даже на  тюнинговом «Эво» с  керамикой, причем на  последней трети хода и  внезапно? Из-за такой особенности плавно переключаться не  всегда получается даже на высших передачах. Нет, ребята, это не спорт!А  настройки шасси? Низкопрофильные шины 225/40R18 выискивают каждый закатанный в  полотно камешек, подвески услужливо передают информацию о  его размерах дальше, на кузов. Выехать за город? Увольте: здесь «убить» колесо проще простого, а запаски нет – лишь ремкомплект. Хотя, казалось  бы, ничто не  мешает затолкать в  нишу полноценную запаску – размер позволяет. Но  нам она, хвала высшим силам, не понадобилась: дорога до трассы «Смоленское кольцо» – одна из лучших в  России. Однако «Мазда» и  на  шоссе норовила дерзить, когда попадала в асфальтовые колеи и  вынуждала крепче сжимать руль, особенно при разгонах и торможениях на неровностях.ФИЗКУЛЬТУРА ИЛИ СПОРТ?Синоптики в кои-то веки угадали с погодой, хотя мы предпочли  бы другой прогноз: проливной дождь не  просто смыл с автодрома весеннюю пыль, а местами образовал пруды. Совсем скоро «Смоленское кольцо» примет отечественные и  зарубежные гонки, к  тому времени на трассе уже сделают водоотлив, поребрики и  окультуренные зоны вылета. Без  них мы осторожничали, а  в  зачетных кругах уповали лишь на  квалификацию тест-пилотов Олега Петрикова и  Александра Сотникова – даже они, мастера спорта, предпочли не отключать систему стабилизации. «Гольф GTI» после первых кругов вынудил делать поправку на изношенность задних шин: за  15  тысяч пробе-  Особенность «Гольфа» – кренистая подвеска. И вроде бы в дождь это во благо, а все равно  на кольце автомобиль воспринимается слишком гражданским.  Скромность украшает: небольшой  спойлер гармонично вписан в образ  и эффективен на доступных этому  «Гольфу» скоростях.   Биксеноновые фары только подчер­ кивают стилистику GTI. Отличительные  штрихи – «раскаленные» нити вдоль  радиатора и логотип.  По качеству интерьера, проработке  эргономики «Фольксваген» – эталон.  Отличие версии GTI – в деталях вроде  руля и педалей.   Сиденья отличные и для каждо­ дневной эксплуатации, и для езды  на пределе.   Окантованные хромом приборы  доносят до водителя максимум акту­ альной информации, не напрягая,  не отвлекая его от управления.За рулем 06/2010 225 ТЮНИНГ | VOLKSWAGEN GOLF GTI, MAZDA 3 MPS  И в шпильках, и в скоростных дугах асфальтового кольца алая  «Мазда» подобна бегущему по бикфордову шнуру огоньку: щас жахнет!  Сложная оптика «Мазды-3» пленяет девичьи сердца. А то, что скрывается за шильдиком MPS, – мужские.   Ничего не напоминает? Правильно, интеркулер здесь размещен так же, как на самых  мощных «Субару».  Внутри «трешка» переливается всеми  цветами светодиодов. К эргономике,  увы, претензии: специфическое сцепление и подлокотник, мешающий переключениям.  Эффектные сиденья неважно фиксируют тело в виражах. На фоне выдающихся  ездовых качеств это явный прокол.   Между утопленными в колодцы  и хорошо читаемыми шкалами – индикатор давления наддува. На разгоне  зашкаливает за максимальную отметку.га их, похоже, изрядно пожгли – и механики попросту перекинули колеса с одной оси на другую. – Саш, можешь выставить машину боком – для фотографии? Сотников без всяких контрсмещений чуть резче заправляет «Гольф» в вираж – и задок тут же «отстреливает». Хорошо, за рулем матерый профессионал и мы на гоночном треке. А случись то же с новичком на обычной дороге? Останется положиться только на строгую систему стабилизации: в некритичных режимах она убирает излишек тяги, а в сложной ситуации играет тормозами «в четыре руки». Но в  целом чувствуется, что «Гольф  GTI» не  спортсмен, а  физкультурник. Мотор ровно тянет во  всем диапазоне, преселективная коробка мгновенно, с  сочными перегазовками меняет передачи, в  связках поворотов автомобиль изрядно кренит226 За рулем 06/2010ся, переваливается с  боку на  бок. Результат – 2 минуты 14 секунд на круге. С  учетом потертых покрышек и  «ниагары» на  автодроме – очень даже неплохо. Помнится, 240-сильный соплатформенный «СЕАТ-Леон Купра» в  более выгодных условиях проехал всего на 2,5 секунды быстрее (ЗР, 2009, № 12). Самая серьезная претензия к  «Мазде-3 MPS» и  на  кольце та  же  – сцепление. Даже Петриков и тот вначале умудрился заглохнуть, а  затем сетовал на рывки при переключениях вниз. Только после десятка кругов пообвыкся и научился подгадывать момент смены передач. Но  все равно нет-нет да и ошибался. В  остальном  же «эмпээска»  – песня! Великолепный мотор проявляет ровный «атмосферный» характер, от  него хочется разве что чуть больше отзывчивости на  «верхах». Момент включения турбокомпрессоране  чувствуешь: ускорение наваливается на тебя во всем рабочем диапазоне оборотов. Настроение поддерживает и  четкий, в  меру короткоходный механизм коробки, а  рычаг сам прыгает в  ладонь, слетающую с  налитого тяжестью руля. Жесткая, собранная подвеска и  отличные шины позволяют пилоту направлять «Мазду» вслед за  взглядом и  нанизывать один поворот за  другим. В  итоге лучший круг просвистели за 2 минуты 11 секунд. Победа? На  кольце  – да. Но  только на  гоночной трассе «трешка» MPS сможет полностью раскрыться. Родоначальник  же жанра хотя и  уступил (и  по  секундомеру, и  по  ощущениям) перформенсной «Мазде», но... Расшифруем-ка аббревиатуру GTI: первые две литеры  – не  что иное, как сокращение от  Gran Turismo, «большое путешествие». А  в  дальний вояж куда приятнее отправиться на «Гольфе». Олег ПЕТРИКОВ, мастер спорта, пилот команды Team Russia: – «Гольф» по эргономике идентичен соплатформенным моделям. В  нем отличная посадка, удобно расположены органы управления, форма руля – просто супер для пилотажа. Проявлениями характера машина напоминает «Леон» и  «Ауди-S3» (их мы с «За рулем» тестировали осенью), причем больше  – СЕАТ. Стертые шины не  очень досаждали: все равно «Гольф» на  скользком сначала провозит «морду». С ручным переключением тоже знакомая ситуация: то хочет, то не хочет переключаться вниз. Но, в принципе, если угадать с моментом, стрелка тахометра окажется на 7 тысячах – неплохо! Трансмиссии не хватает лишь блокировки дифференциала. Из-за упругой подвески «Гольф» сначала кренится, а потом по инерции соскальзывает наружу поворота. На руле чувствуется, как дробят шины. Баранку приходится крутить больше, чем на «Мазде». «Мазда» тоже с неплохой эргономикой, педали на удобном уровне, ногам комфортно. По дождю требуется плавная рулежка, информативность хорошая. Самоблок помогает на выходе из поворота, машина выгребает обоими колесами и почти не буксует. Двигатель похож на атмосферный: нет турбоямы, равномерный разгон до 6 тысяч, а выше крутить его смысла нет – разгон стихает. Сцепление требует сноровки: момент переключения нужно ловить, хотя в гоночном режиме все воспринимается как должное. Александр СОТНИКОВ, мастер спорта: – Потенциальные покупатели «Гольфа» – активные лодыри: хотят быстро ездить, но не  напрягаться. Чудо-коробка позволяет задумываться только об  одном органе управления – руле. Всегда считал, что «Гольф», как родоначальник класса, просто обязан быть эталоном. Он таков и есть: все под рукой, максимально удобно. Удивился, что под капотом всего 210 л.с. Мотор довольно эластичный, удобно управлять тягой: характер – без взрывов. Вопреки ожиданиям, управляемость на гоночной трассе не очень. «Гольфу» не хватает собранности – он валкий, расползается. И вроде бы по дождю мягкая подвеска во благо (в повороте больше нагружаются внешние колеса, лучше сцепление), однако чувствуется некая отстраненность шасси от кузова. Из-за изношенных шин выносить окончательную оценку балансу настроек неэтично. В «Мазде» эргономика не  ахти: при включении четных передач локоть бьется о  подлокотник. Другая претензия  – своеобразное сцепление. Не  сказать, что оно длинноходное, но схватывает внезапно. А раз все время думаешь об этом, значит, уже не здорово. Самоблок помогает не  столько на  разгоне, сколько в  повороте: мне понравилось, как машина в  него заезжает и  рулится. Кайф вызывает, наверное, не столько мотор, сколько шасси в целом. Поворачиваемость прогнозируемая: даже на мокром можешь экспериментировать, пробовать по-разному атаковать повороты, в чем немалая заслуга шин.На правах рекламы