144
145
146
147
ТЕХНИКАПЕРСПЕКТИВАБог в машинеЧеловек все меньше и меньше нужен автомобилям БМВ – даже в качестве водителя. Какие электронные новшества будут внедрены на этих машинах в ближайшее десятилетие? В лабораториях перспективных исследований немецкой компании искал ответ Дмитрий Федоров.Вот ситуация, типичная для  европей­ ских стран с  многорядными скорост­ ными шоссе: вы летите по  трассе, все замечательно, пока впереди не появля­ ются знаки, предупреждающие о  до­ рожных работах. На  смену широким полосам приходят более узкие времен­ ные, отмеченные желтой разметкой. Простора для безопасного обгона ста­ новится гораздо меньше, и  вы сомне­ ваетесь, стоит  ли опережать идущий справа автопоезд, втискиваясь меж­ ду его громадными колесами и  распо­ ложенным слева отбойником. Придать уверенности в такой ситуации призва­ на система Narrow Passage Assistant. Принцип работы устройства та­ ков. В автомобиле активирована систе­ ма, удерживающая его в  пределах раз­ метки. Когда до идущей в соседней по­144 За рулем 07/2010ПРОЙТИ В ИГОЛЬНОЕ УШКОлосе машины или участка дороги, за­ жатого временными барьерами, оста­ ется метров сто, лазерный сканер на­ чинает оценивать безопасность про­ хождения узкого места. На  ветровое стекло проецируются метки, демон­ стрирующие запас по  ширине справа и  слева. Если с  каждой стороны оста­ ется минимум 0,5 м – препятствий для проезда нет. От  0,2 до  0,5  м  – требу­ ется повышенное внимание. Меньше 0,2 м – вспыхивает тревожный символ, предлагающий отказаться от маневра. Машина вошла в узкий коридор – эстафету принимают ультразвуковые сенсоры. Они отмеряют дистанцию по бокам автомобиля. Если вы неосто­ рожно сблизитесь с соседней машиной или защитным барьером, вам напом­ нят об  опасности коротким возврат­ ным импульсом на руле.Еще одна идея, нацеленная на пер­ спективу, – автомобиль будет способен самостоятельно заезжать в  тесный га­ раж. Такой, где человеку трудно вый­ ти из  салона, не  задев дверью стенку или стоящую рядом машину. Систе­ ма высчитывает траекторию движения в  стесненном пространстве на  основе изображений, сделанных цифровой ка­ мерой – она расположена рядом с вну­ тренним зеркалом заднего вида. Точ­ кой, относительно которой электро­ ника прокладывает траекторию заезда, служит специальный рефлектор, за­ крепленный на стене гаража. Руль кру­ тит встроенный в рулевую рейку элек­ тромотор (он  уже есть в  автомобилях с  активным рулевым управлением). Автоматическое включение первой пе­ редачи и  реверса, а  также постановка в  положение «паркинг» тоже не  про­ Протискиваться в узкие места на собственный страх и риск больше нет нужды: за расчет безопасной дистанции в скором времени станет отвечать электроника. Вот так в не самом отдаленном будущем будет выглядеть автоматизированное общение между соседями по потоку, а также диалог с дорожной инфраструктурой.Автомобиль надежно припаркован, спасатели вотвот подъедут – так, по мнению специалистов немецкой компании, должен выглядеть финал поездки с потерявшим сознание водителем.В компании БМВ уже четыре года отлаживают систему автоматизированного заезда в тесный гараж.блема, ведь в последних моделях БМВ, оснащенных автоматической трансмиссией, нет механической связи между селектором и самой коробкой передач  – команды передаются по  проводам. За сближением автомобиля с препятствием следят обычные ультразвуковые датчики  – если что, они сразу прикажут машине остановиться. Движение назад повторяет траекторию въезда  – машина остановится именно в  том месте, где получила исходную команду заехать в гараж. Все, что требуется от  водителя,  – держать кнопку на  брелоке до  завершения процесса. Стоит ее отпустить, автомобиль моментально затормозит. А  если после выезда дверь в  течение определенного времени не  открыли, машина самостоятельно запрет замки и остановит двигатель.Не  менее интересная тема  – автомобиль, способный без участия водителя выйти из  потока и  остановиться в  безопасном месте. Допустим, человеку стало плохо во  время движения по  автобану, он даже потерял сознание. Обычно это грозит катастрофой. Но  уже на  нынешнем этапе развития техники трагический сценарий можно исключить. Вот как должна развиваться в идеале ситуация с беспомощным господином за  рулем. Состояние водителя непрерывно контролируется: по  частоте моргания, по  смещению кузова относительно полосы и  другим признакам компьютер определяет, способен человек вести машину или нет. В  случае необходимости электроника берет управление на  себя. Современные мо-АВТОПИЛОТдели уже оснащены массой устройств, снимающих с  водителя многие заботы и обязанности. Теперь стоит задача объединить их в комплекс, способный самостоятельно принимать решения. Смотрите, электронный «эвакуатор», используя данные навигационной системы о  местоположении автомобиля и хранящиеся в памяти карты, рассчитает наиболее безопасный сценарий выхода из  потока и  найдет место для остановки. Системы, отвечающие за  удержание полосы и  предупреждающие об  опасности перестроения, при содействии активного рулевого управления сумеют аккуратно провести автомобиль через соседние ряды без помех для других участников движения. Активный круиз-контроль возьмет на  себя функцию регулятора скорости и  мягко притормозит машиЗа рулем 07/2010 145 ТЕХНИКА | ПЕРСПЕКТИВАСитуация вроде бы безобидная, но дисплей в комбинации приборов мотоцикла уже предупредил водителя: впереди кто-то экстренно тормозит. Эта же ситуация с высоты птичьего полета.ну на  обочине. «Старт-стоп» заглушит двигатель, после чего еще одна система оповестит службу спасения о местонахождении автомобиля.ТЫ МНЕ – Я ТЕБЕПрограмма Car-to-X Communication  – глобальный проект: среди его участников не  только БМВ, но  и  другие гранды европейской автопромышленности. Его цель  – научить автомобили, мотоциклы, а также дорожную инфраструктуру постоянно обмениваться информацией в  режиме реального времени. Зачем? Чтобы заранее предупреждать водителя о возможной опасности. Если где-то произошла нештатная ситуация, сопровождающаяся экстренным торможением, массовым включением дворников, противотуманных фар или срабатыванием системы стабилизации, то  идущие следом автомобили и  их водители мигом получат предупреждение. Больше не  будут страшны «слепые» перекрестки – автомобили и  мотоциклы оповестят водителей о своем приближении. Светофоры тоже поучаствуют в  обмене данными. Они сообщат приближающимся машинам о  том, какой сигнал сейчас горит и  сколько осталось секунд до  его смены. Автомобиль  же, сверив полученные данные с  расстоянием до  светофора и  собственной скоростью, сможет рекомендовать водителю прибавить или снизить скорость, чтобы проскочить перекресток без задержки.146 За рулем 07/2010До массового внедрения подобной системы, конечно, еще далеко. Хотя уже через три-четыре года во  Франкфурте начнется опытная эксплуатация нескольких сотен автомобилей, оборудованных в  соответствии с  проектом Car-to-X.ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИККлюч от  машины  – повседневный аксессуар современного человека. Функции ключа не  менялись десятилетиями. Как и  раньше, его основное назначение  – открывать двери и  пускать двигатель. Но  через несколько лет,С внедрением обмена данными между автомобилями и дорожной инфраструктурой машина станет предупреждать водителя о смене сигнала на светофоре. Сегодня автоматическое управление машиной в потоке продолжают отрабатывать на компьютерных симуляторах. Такой ключ в идеале способен заменить кредитную карту.Связав «умный» ключ в единый комплекс со смартфоном, можно будет вывести на его дисплей справку о техническом состоянии машины.не изменив своей формы, он станет воистину универсальным инструментом, способным запомнить массу дополнительной информации, и  даже заменит наличные деньги. Сейчас, когда чипы запоминающих устройств уменьшились до  микроскопических размеров, они сами напрашиваются на внедрение в автомобильный ключ. Тогда любые заказы, оформленные через интернетпортал автомобиля, например покупка электронного билета на  самолет или бронирование гостиничного номера, смогут сохраняться в  памяти клю-ча. При необходимости их легко перекачать в обычный компьютер, используя тот или иной протокол беспроводной связи. Кроме того, «умный» ключ пригодится в  качестве платежного средства  – необходимые суммы электронных денег будут списаны бесконтактными считывающими устройствами. Эту идею можно развить, дополнив ключ функциями кредитной карты. Тогда оплата покупки пойдет непосредственно через интернет-портал автомобиля. Рассматриваются и  другие возможности. Уже сейчас некоторые фирмы практикуют сохранение данных автомобиля на  чип-карте брелока. Следующий шаг  – наладить коммуникацию между ключом и,  допустим, мобильным телефоном. Установив связь между лежащим в  кармане ключом и  смартфоном, на  экран последнего можно будет вывести развернутые данные о текущем состоянии машины – ее местоположении, статусе сигнализации, сервисных делах и так далее. Наконец, если в  ключе прописать некий секретный код, дающий доступ сразу к нескольким автомобилям, это сильно облегчит жизнь тем, у  кого в гараже далеко не один БМВ. Пересаживаясь с одной машины на другую, не  понадобится каждый раз настраивать кресла, редактировать телефонную книгу или вводить частоты любимых радиостанций  – все настройки сохранены в  одном-единственном ключе.За рулем 07/2010 147